Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антон павлович чехов

8.

7.

6.

5.

4.

3.

2.

1.

Методика работы над пунктуационным правилом.

В школьном курсе русского языка.

Цели обучения синтаксиса и пунктуации

Содержание и этапы работы по пунктуации в школе.

1. Изучение синтаксиса в школе.

2. Этапы изучения пунктуации в школе.

3. Понятие «пунктуация».

4. Сведения из истории пунктуации.

5. Пунктуационные умения.

6. Принципы обучения русской пунктуации.

7. Понятие «пунктограмма».

8. Методы и приёмы обучения пунктуации.

Оборудование: презентация «Путешествие по стране синтаксис» для 5 класса и конспект урока, презентация урока для 7 класса «Деепричастный оборот»

 

Предварительно синтаксис изучается в начальной школе. В средней школе знания по синтаксису расширяются. Учащиеся знакомятся со следующими единицами синтаксиса: словосочетание, предложение, прямая речь, диалог, члены предложения, текст. Основной курс синтаксиса изучается в 8-9 классах: простое и сложное предложения.

Выделяются следующие цели изучения синтаксиса:

· Образовательная цель – дать учащимся представление о системе синтаксических средств, связей русского языка.

· Развивающая цель – совершенствование речи учащихся (обогащение различными синтаксическими конструкциями), развитие памяти.

· Воспитательная – воспитание любви к русскому языку.

Синтаксис создаёт базу для усвоения пунктуации, он позволяет повторить морфологию, лексику и орфографию.

В обучении пунктуации в школе выделяют несколько этапов:

1 этап – начальная школа. Изучаются знаки препинания, которые ставятся в конце предложения, запятые в конце предложения, запятые при однородных членах, при прямой речи.

2 этап вводный курс. Пунктуация даётся в 5 классе (изучается постановка запятой при однородных членах, знаки препинания при обощающих словах, запятые в сложном предложении, знаки при прямой речи, тире сежду подлежащим и сказуемом).

3 этап – практическая работа над пунктуацией при изучении морфологии в 6-7 классах (при изучение причастий, деепричастий, при изучении междометий основная работа – повторение пунктуации за 5 класс).

4 этап – 8-9 классы. Ученики работают над синтаксисом и пунктуацией простого и сложного предложений.

Пунктуация рассматривается с нескольких точек зрения. Термин «пунктуация» многозначен:

1 значение. Это система знаков препинания. В школе изучают 10 пунктуационных знаков, но их больше. А.И. Моисеев определил 17 пунктуационных знаков:

1. точка;

2. двоеточие;

3. многоточие;

4. точка с запятой;

5. запятая;

6. запятые (,,);

7. кавычки;

8. вопросительный знак;

9. восклицательный знак;

10. дефис;

11. тире;

12. двойное тире (- -);

13. дробная черта (/);

14. скобка ());

15. скобки;

16. сноска (*);

17. абзацный отступ.

2 значение Пунктуация – это система норм употребления и неупотребления знаков препинания.

В начальной школе, по экспериментальным данным, дети видят всё написанное (т.е. все знаки препинания). В старших классах, по данным, основанным на анализе выпускных сочинений г. Екатеринбурга, оказалось, что никто не употребил точку с запятой, а ученики начальной школы, отделив диких животных от домашних, употребили.

3 значение. Пунктуация – это система пунктуационных правил. Для воспитания интереса к урокам русского языка нужно привлекать материал из литературных произведений. Например, рассказ Чехова «Восклицательный знак» о чиновнике, который забыл о пунктуационных знаках. Можно использовать фразу «Казнить нельзя помиловать». Эта фраза впервые была употреблена Николаем II, он впервые записал её без пунктуационных знаков.

Для учащихся будет интересно узнать сведения из истории пунктуации. Русская пунктуация как система сложилась только в 18 веке. В древних памятниках письменности знаки препинания смысловой функции еще на имели. С целью отдыха для пишущего использовались ٠;,.̇. ◊

Раньше всех была введена точка (с 80-х годов 15 века), затем запятая - в 16 в. В «Грамматике» Мелентия Смотрицкого (17 в.) появились круглые скобки, которые назывались «вместным знаком». Тире впервые стал применять Н.Карамзин, этот знак назвали «молчанкой», точку с запятой называли «полуточием» и т.д.

В школе к пунктуационным знаниям относят:

· способность видеть смысловой отрезок, требующий выделения;

· знания о способах грамматического выражения смыслового отрезка;

· знания о знаках препинания.

Кроме знаний методисты называют пунктуационные умения:

1-е умение - умение видеть в предложении, в тексте смысловые отрезки, требующие выделения. Этим умением определяется пунктуационная зоркость учащихся, которая в жизни существует с 2 точек зрения:

1 – с т.з. пишущего

2 – с т.з. человека, который пишет под диктовку.

Проверять пунктуационную грамотность следует сочинением, а не диктантом.

2-е умение - умение расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами.

У школьников можно сформировать только относительную грамотность по пунктуации:

3-умение обосновать вывод о знаках препинания. Эти умения связаны со знаниями морфологии, с умением детей видеть семантику.

4-е умение находить пунктуационные ошибки и тут же их исправлять.

Методика пунктуации основана на общедидактических и частно-методических принципах.

Частно-методические

1) принцип внимания к материи языка (органы речеведческой деятельности);

2) принцип выразительности речи.

Обучению выразительному чтению на уроках русского языка, как залогу пунктуационной грамотности уделяли внимание методисты Георгий Петрович Фирсов, Александр Николаевич Ломизов.

В соответствии с эти принципом на уроках пунктуации учитель даёт умение различать средства эмоциональной выразительности, средства выражения модальности и это то, что позволяет обеспечивать в школе развитие стилистических навыков.

Кроме этих принципов некоторыми методистами названы специфические принципы обучения пунктуации.

Е.А.Баринова описывает такие принципы:

1) Связь обучения пунктуации с синтаксисом;

2) связь обучения пунктуации с развитием речи и мышлением;

3) связь обучения пунктуации с выразительным чтением.

Кроме Бариновой специфические принципы обучения пунктуации описаны А.В.Дудниковым и М.Т.Барановым.

Термин «пунктограмма» впервые в обучение русского языка ввёл В.А.Добромыслов. Этот термин нужен был как термин «орфограмма» в области орфографии. Позже пунктограмму обосновал Г.И.Блинов.

Пунктограмма – это совокупность структурных элементов предложения, создающих ситуацию, при которой возникает вопрос о письменном членении речи с помощью графических средств, т.е. знаков препинания. Решение этого вопроса даёт применение пунктуационного правила, содержащего норму и указывающего условие, при котором оно реализуется. Словесное выражение пунктограммы включает название пунктуационного знака и синтаксической единицы для оформления которой этот знак употребляется.

Выделяются следующие основные методы и приёмы обучения пунктуации:

· графический диктант;

· констуирование и реконструирование;

· изложение и сочинение с графическим заданием;

· кроссворд;

· пунктуационный разбор, который является специфическим приёмом обучения пунктуации. Он основан на синтаксическом разборе.

В школе применяется 2 вида пунктуационно разбора:

1) постановка знаков препинания и их объяснение;

2) чтение текста, в котором есть знаки и их объяснение.

При обучении пунктуации часто используются алгоритмы, т.е. запрограммированный ход умственных операций в процессе решения той или иной пунктуационной задачи (запятая при однородных членах предложения). Алгоритмы полезны для обучения пунктуации, т.к. они учат рассуждать.

Например:

1) Найти однородные члены.

2) Как они соединены (при помощи

Союзов без союзов

↓ ↓

Какими союзами ставь запятую

↓ ↓

Соединительными противит. Двойными

↓ ↓ ↓

Ставь запятую ставь запятую ставь запятую

 

Полезно при обучении пунктуации письмо по памяти стихотворения или прозаических текстов.

Перечислим пунктуационные приёмы:

1) упражнения аналитического характера

2) упражнения синтетического характера.

Упражнения аналитического характера:

· пунктуационный разбор;

· наблюдение над языком текстов;

· чтение примеров и объяснение.

Упражнения синтетического типа

· списывание (полезно давать текст, в котором все знаки есть, пусть учащиеся их объяснят);

· постановка знаков препинания после написания текста. При проведении сочинений и изложений полезно напоминать детям, что в случае затруднения в постановке знаков препинания следует обращаться к учителю. Дети могут подчеркнуть то место, где они не поставили знак препинания, но им кажется, что этот знак необходим.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методика изучения синтаксиса и пунктуации | Восклицательный знак
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.