Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повествование

4.

3.

2.

1.

Подготовка, проверка и анализ сочинений школьников

Сочинение

Основные этапы работы над написанием изложения

Виды изложений

Основные направления работы над развитием речи

Методика развития речи на уроках русского языка



1. Сочинение, их виды и значение.

2. Основные умения при работе над сочинением.

3. Собирание материала.

4. Жанры ученических сочинений.

5. Проверка и анализ сочинений.

 

ИКТ: слайды «Сочинение по картине Е.Волкова «Октябрь»; репродукции картин для написания сочинений в 5-9 классах.

Сочинение – это один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика.

Известный дореволюционный методист А.Д.Алферов писал, что сочинения – это не только «упражнения в форме и стиле», но «и осмысленная работа над выражением собственной мысли».

В школе выделяют сочинения, связанные с изучением литературы (сочинения на литературные темы), и не связанные с ней (сочинения на нелитературные темы).

«Нелитературным» сочинениям в 5-9 классах отводится большое место. Основанные на материале из жизни, они помогают детям глубже осознать окружающую их действительность, познать самих себя.

«Литературные» сочинения, если в них ученик не просто пересказывает учебник, имеют не меньшее значение. Они так же, как и сочинения, основанные на опыте ученика, помогают ему понять жизнь, развивают его мысль и речь, способность доказывать выдвинутые положения, рассуждать. Кроме того, они учат работать с книгой, разбираться в художественных произведениях, воспитывают вкус к ним.

Таким образом, сочинения являются одним из средств повышения общей культуры подрастающего поколения, формирования его мировоззрения, эстетических и нравственных взглядов.

Основными умениями при работе над сочинением являются:

1. Умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, умение раскрывать тему сочинения.

2. Умение подчинять своё сочинение определенной основной мысли.

3. Умение собрать материал для сочинения.

4. Умение систематизировать материал.

5. Умение строить сочинение в определённой композиционной форме.

6. Умение правильно и «хорошо» выражать свои мысли. Правильно – в соответствии с нормами литературного языка, «хорошо» - точно, ясно, в соответствии с задачей высказывания.

7. Умение исправлять, переделывать, улучшать написанное.

 

Формирование умения собирать материал к сочинению можно начать с обучения умению наблюдать предметы, явления окружающей действительности. Например, тема «Падают листья…».

Для того чтобы организовать наблюдения, можно предложить учащимся следующие вопросы-задания, на которые ученик не сможет дать ответ, если не проведет специальных наблюдений:

1. У каких деревьев листьев ещё много, у каких – мало? На верхушке или на нижних ветках их можно ещё увидеть?

2. Какого цвета осенние листья у разных деревьев?

3. как они выглядят в солнечную и как в дождливую погоду?

4. Как падают листья в тихую и как в ветреную погоду?

5. Как пахнут осенние листья?

6. Какой лист тебе кажется особенно красивым? Почему?

Ученики записывают эти вопросы и проводят наблюдения (для этого им даётся 4 дня). Собранные материалы обсуждаются, потом пишется сочинение.

Например:

Листья падают

Моя дорога из школы проходит через парк. Иду я не спеша и наблюдаю за осенней природой. Вот липа. Она почти совсем голая. На неё уже никто не смотрит, она осталась в стороне.

У липы листья можно увидеть только на самой верхушке, как жёлтый платок. Осень покрыла тополя лимонным покрывалом. Осины сверкают багряными, жёлтыми и красными листьями. Их осень нарядила по-своему. Стоят в зелёном наряде красавицы-берёзы. Их каждый трепещущий лист напевает тихую песню.

В солнечную погоду листья весело шелестят. В дождливую – грустно шепчутся между собой. Ивы плачут. Их прозрачные слезинки капают на траву. Когда мы идём по улицам и моросит дождь, то кажется, что попадаем в царство тоски.

В ветреную погоду листья шумно шелестят, срываются с ветки и летят по дорогам, будто убегают от кого-то. В тихую – спокойно опускаются на траву или крутятся в воздухе, как юла. В сухую погоду листья пахнут пылью, а в сырую – водой, осенью.

Мне кажется самым красивым лист клёна. Если понаблюдать за одним листком клёна, то можно заметить, что он меняет свою окраску. С каждым днём листья делаются все красивее и красивее.

Работая над сочинением по картине, нужно также уметь собирать материал наблюдений. После того как картина рассмотрена, ученики определяют, что изображено на ней, т.е. какова её тема и какова основная мысль художника. В процессе более внимательного анализа изображенного на картине составляются рабочие материалы.

Сочинение по картине Е.Волкова «Октябрь»

План наблюдения Материалы Для дополнений
    Берёзки На картине изображены… Белеют стволы берёз. Почти нет листьев. Пусто, просторно, но грустно.  
Земля Листья падают на землю. Устлана жёлтыми, янтарными, оранжевыми, коричневыми, розоватыми листьями. Нет ярких красок. Трава желтая.  
  Река А рядом… Небольшая, лесная, извилистая. Низкие пологие берега. Серо-голубая вначале, более темная вдали.  
  Небо В речке отражается. Бледно-серое.  
Воздух Сыроватый. Небольшой ветерок. Пахнет листьями.  

 

Принято различать такие жанры ученических сочинений, как повествование, описание, рассуждение и сочинение по картине.

5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
О каком-либо случае из жизни На основе увиденного или услышанного На основе данного сюжета, выдуманные рассказы На заданную тему выдуманный рассказ На самостоятельно выбранную тему
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Карточка 2 | Рассуждение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.