КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Повествование
4. 3. 2. 1. Подготовка, проверка и анализ сочинений школьников Сочинение Основные этапы работы над написанием изложения Виды изложений Основные направления работы над развитием речи Методика развития речи на уроках русского языка 1. Сочинение, их виды и значение. 2. Основные умения при работе над сочинением. 3. Собирание материала. 4. Жанры ученических сочинений. 5. Проверка и анализ сочинений.
ИКТ: слайды «Сочинение по картине Е.Волкова «Октябрь»; репродукции картин для написания сочинений в 5-9 классах. Сочинение – это один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Известный дореволюционный методист А.Д.Алферов писал, что сочинения – это не только «упражнения в форме и стиле», но «и осмысленная работа над выражением собственной мысли». В школе выделяют сочинения, связанные с изучением литературы (сочинения на литературные темы), и не связанные с ней (сочинения на нелитературные темы). «Нелитературным» сочинениям в 5-9 классах отводится большое место. Основанные на материале из жизни, они помогают детям глубже осознать окружающую их действительность, познать самих себя. «Литературные» сочинения, если в них ученик не просто пересказывает учебник, имеют не меньшее значение. Они так же, как и сочинения, основанные на опыте ученика, помогают ему понять жизнь, развивают его мысль и речь, способность доказывать выдвинутые положения, рассуждать. Кроме того, они учат работать с книгой, разбираться в художественных произведениях, воспитывают вкус к ним. Таким образом, сочинения являются одним из средств повышения общей культуры подрастающего поколения, формирования его мировоззрения, эстетических и нравственных взглядов. Основными умениями при работе над сочинением являются: 1. Умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, умение раскрывать тему сочинения. 2. Умение подчинять своё сочинение определенной основной мысли. 3. Умение собрать материал для сочинения. 4. Умение систематизировать материал. 5. Умение строить сочинение в определённой композиционной форме. 6. Умение правильно и «хорошо» выражать свои мысли. Правильно – в соответствии с нормами литературного языка, «хорошо» - точно, ясно, в соответствии с задачей высказывания. 7. Умение исправлять, переделывать, улучшать написанное.
Формирование умения собирать материал к сочинению можно начать с обучения умению наблюдать предметы, явления окружающей действительности. Например, тема «Падают листья…». Для того чтобы организовать наблюдения, можно предложить учащимся следующие вопросы-задания, на которые ученик не сможет дать ответ, если не проведет специальных наблюдений: 1. У каких деревьев листьев ещё много, у каких – мало? На верхушке или на нижних ветках их можно ещё увидеть? 2. Какого цвета осенние листья у разных деревьев? 3. как они выглядят в солнечную и как в дождливую погоду? 4. Как падают листья в тихую и как в ветреную погоду? 5. Как пахнут осенние листья? 6. Какой лист тебе кажется особенно красивым? Почему? Ученики записывают эти вопросы и проводят наблюдения (для этого им даётся 4 дня). Собранные материалы обсуждаются, потом пишется сочинение. Например: Листья падают Моя дорога из школы проходит через парк. Иду я не спеша и наблюдаю за осенней природой. Вот липа. Она почти совсем голая. На неё уже никто не смотрит, она осталась в стороне. У липы листья можно увидеть только на самой верхушке, как жёлтый платок. Осень покрыла тополя лимонным покрывалом. Осины сверкают багряными, жёлтыми и красными листьями. Их осень нарядила по-своему. Стоят в зелёном наряде красавицы-берёзы. Их каждый трепещущий лист напевает тихую песню. В солнечную погоду листья весело шелестят. В дождливую – грустно шепчутся между собой. Ивы плачут. Их прозрачные слезинки капают на траву. Когда мы идём по улицам и моросит дождь, то кажется, что попадаем в царство тоски. В ветреную погоду листья шумно шелестят, срываются с ветки и летят по дорогам, будто убегают от кого-то. В тихую – спокойно опускаются на траву или крутятся в воздухе, как юла. В сухую погоду листья пахнут пылью, а в сырую – водой, осенью. Мне кажется самым красивым лист клёна. Если понаблюдать за одним листком клёна, то можно заметить, что он меняет свою окраску. С каждым днём листья делаются все красивее и красивее. Работая над сочинением по картине, нужно также уметь собирать материал наблюдений. После того как картина рассмотрена, ученики определяют, что изображено на ней, т.е. какова её тема и какова основная мысль художника. В процессе более внимательного анализа изображенного на картине составляются рабочие материалы. Сочинение по картине Е.Волкова «Октябрь»
Принято различать такие жанры ученических сочинений, как повествование, описание, рассуждение и сочинение по картине.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |