Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль за усвоением знаний по русскому языку,




4.

3.

2.

1.

Методика обучения лингвистическому анализу текста

1. Культура речи и риторика в школьном курсе русского языка.

2. Изучение основ стилистики в школе.

3. Этапы анализа текста.

4. Формы и методы работы с текстом.

Школьный курс родного языка, основной практической целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной мере решал вопросы культурно – речевые. Культура речи занимает в нем не последнее место.

КУЛЬТУРА РЕЧИ - прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: КАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО и КАК ГОВОРИТЬ ХОРОШО. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются двумя ступенями овладения литературным языком.

Правильность речи предполагает соблюдение говорящим норм литературного языка. Но не всякая норма является проблемой культуры речи. Эта проблема возникает лишь при наличии сосуществующих в языковой системе однозначных элементов, когда говорящий оказывается в ситуации выбора.

Вторую ступень культуры речи можно определить как мотивированное употребление средств языка в конкретных условиях общения.

Методика обучения речи как наука, имеющая свои закономерности, возникнув в трудах дореволюционных русских методистов 40-60 – ых годов, оформилась лишь во второй половине ХХ века.

РИТОРИКАв настоящее время - это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определённым образом воздействующей речи. Формы существования риторических структур сверхфразовые единства: текст, сложное синтаксическое целое, диалогическое единство, организующее фразы в общее смысловое, коммуникативное и структурное целое. (45; 10) В настоящее время наблюдается тенденция к возрождению риторики в школьную программу. Выходит ежегодно огромное количество литературы. Это привело к тому, что появились и школьные программы по этому предмету, она включена в перечень экзаменов по выбору, и, наконец, ныне действуют утверждённые Министерством Образования 3 учебника по риторике: Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО “Риторика»,, Н. Н. КОХТЕВА «Риторика» и «Школьная риторика»Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ.

Изучение основ стилистики представляется важной и необходимой составляющей на уроках словесности в средней школе. Правильно и четко излагать свои мысли на письме и устно невозможно без знания теории стилистики и без умения применять имеющуюся информацию на практике.

Базовые знания относительно основ школьного курса стилистики заложены в разделе «Язык и речь». Учащиеся должны усвоить, что речь – это система функциональных стилей и вне стилей речь не существует. В стандарте определено содержание работы по усвоению следующих стилей речи: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного. Формирование представления о стиле основывается на усвоении сферы употребления стиля, задач речи, характерных языковых средств, т.е. данные параметры выделены как стилеобразующие, должны быть усвоены учащимися и явиться основой знания о стилях.

Задачи изучения стилистики в школе обусловлены необходимостью развития языковой интуиции учащихся через осознание понятия стиль речи. Предметом работы выступают стилистически окрашенные средства русского языка (знание о них учащиеся получают при изучении раздела «Лексика») и функциональные стили.

Работа над стилистическими ресурсами русского языка должна сформировать представление о том, что: 1) стилистически окрашенные средства не являются закрепленными за определенным стилем; 2) дополнительная окраска языковых средств ориентирована скорее на тип речи – разговорный (непринужденный, неофициальный) или книжный (официальный); 3) экспрессивно окрашенные стилистические средства содержат оценку (положительную, отрицательную, пренебрежительную и т.п.), функционально же окрашенные – указание на ограниченное употребление, например, в определенных стилях речи (пометы кн., разг., терм., профес. и т.д.). Последнее не противоречит реальному совмещению во многих случаях дополнительной и экспрессивной окраски в одном слове.

Изучение функциональных стилей речи направлено на формирование умений организовывать общение в соответствии со сферой речевой деятельности, умений создавать коммуникативно-целесообразное речевое произведение.

Содержание стилистических умений

Стилистические умения, формируемые при изучении русского языка отражают уровень совершенства выполняемого речевого действия. Они опираются на комплекс знаний и умений, формируемых при обучении культуре речи и изучении раздела «Текст». В обобщенном виде их можно представить как умения:

· оценивать (или редактировать) и оформлять мыслительное и языковое содержание текста с позиции его стилевого единства;

· соотносить стиль текста с его типовым содержанием (функционально-смысловым типовом речи и речевым жанром) и темой (заголовком);

· воспринимать, понимать и воспроизводить тексты различных стилей (соответственно жанров) в соответствии с коммуникативной задачей – детально, выборочно, сжато;

· создавать первичные и вторичные тексты на определенную тему, определенного стиля и жанра речи.

Данные умения дифференцируются в зависимости от возрастных особенностей учащихся, этапа и глубины постижения предлагаемых программой для каждого класса речевых и языковых понятий

Формирование стилистических умений и типы соответствующих упражнений

Работа по формированию стилистических умений осуществляется в трех направлениях: 1) основная работа при изучении темы «Функциональные стили речи», в которой представлены теоретические сведения, необходимые для формирования у обучаемых понятия стиль речи, 2) сопутствующая работа при изучении разделов «Текст» и «Жанры речи», где изученное о конкретных стилях соотносится с жанрами соответствующих типов текстов, и 3) сопутствующая работа при изучении всех разделов школьного курса грамматики, которая представляет возможности языковых единиц для создания стилистически правильного речевого произведения.

Логика развития стилистических умений может быть представлена в виде следующих этапов, где каждый предыдущий мыслиться как обязательное условие существования последующего: 1) развитие языковой интуиции учащихся; 2) формирование умений доказывать, обосновывать свое решение относительно стилевой принадлежности текста, 3) формирование стилистической зоркости, 4) обучение созданию текста определенной стилевой принадлежности.

Для развития стилистических умений учащимся могут быть предложены следующие типы упражнений:

· определение стиля готового текста. Конкретные виды упражнений будут определяться видом текста (диалогический / монологический) и его типом (описание / повествование / рассуждение, принадлежность определенному жанру). Анализ может проводиться через призму ситуации речи или отдельных ее составляющих / анализ языковых свойств, указывающих на определенную стилевую принадлежность. Причем в последнем случае направление анализа возможно как от стиля к языку, так и от языка к стилю;

· редактирование, т.е. устранение недочетов, нарушающих стилевое единство текста. В качестве дидактического материала для такой работы исключительно уместны тексты, созданные учащимися. Анализ собственного текста формирует умение высокого ранга – умение совершенствовать свой текст.

· создание собственного текста заданного стиля. При этом акцент делается на обучение «стилевой выразительности» создаваемого речевого произведения.

Важным условием результативности работы является формирование представления о каждом отдельном стиле речи путем сопоставления текстов разных стилей. Следует помнить, что стилистическому исследованию могут подвергаться не только целые тексты, но и отдельные стилевые проявления: слово лексическое и слово морфологическое, аффикс, отдельная конструкция и т.д. Это особенно актуально при изучении стилистических возможностей грамматических единиц.

 

В современной методике существует множество путей обучения анализу художественного текста: рассмотрение текста с точки зрения его жанрового своеобразия, композиционной структуры, интертекстуальный подход и т.д.

Различают смысловой анализ текста - работа с текстом: составление плана; языковой анализ текста - - работа со словарями, справочной литературой и комплексный анализ текста.

При целостном (комплексном) анализе художественного текста становится возможным постижение содержательности языковой формы художественного произведения, которая связана и непосредственно взаимодействует с сюжетом, жанровой спецификой, системой персонажей, поэтическими приемами и средствами изображения действительности и человека.

Комплексный анализ текста полезно осуществлять как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

Государственная (итоговая) аттестация учащихся 9,11-ых классов требует знаний особенностей текста, умений выполнять комплексный анализ текста.

Анализ текста включает в себя следующие этапы:

· Определение темы (проблемы) предлагаемого текста.

Выделение ключевых слов для понимания темы, смысла названия и осознания главной идеи текста.

· Определение идеи (основной мысли) текста.

Определить основную мысль – значит ответить на вопрос, почему эта тема до сих пор вызывает интерес и отклик у разных авторов.

· Определение типа речи.

· Определение стиля речи.

· Анализ лексики.

· Фонетический анализ (звукопись).

· Синтаксис.

Анализ текста предполагает знание основных лексических средств языка (синонимов, антонимов, омонимов, слов в прямом и переносном значении, фразеологизмов), умение находить их в тексте и анализировать особенности употребления.

· Средства выразительности.

Формы и методы работы с текстом

Знания о тексте накапливаются у учащихся с 5 класса. И все же учащиеся старших классов испытывают трудности при анализе текста.

В своей работе с учащимися использую следующие организационные формы комплексного анализа текста.

· Коллективная работа класса.

Под руководством учителя ученики определяют тему, основную мысль текста, прослеживают развитие мысли в тексте, определяют композиционные построение текста, макро- и микро связи и т. д.

· Анализ текста с помощью вопросов и исследовательских задания.

· Самостоятельный анализ (тексты – миниатюры);

· Дискуссия. Устные высказывания учащихся

· Редактирование текста.

· Лабораторная работа.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.