Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Данные как объект обработки. Типы данных. Переменные и константы

 

Каждый язык имеет свой набор символов, которые используются для для отображения конструкций этого языка. Этот набор символов называется алфавитом.

Всем вам знаком русский алфавит, кому-то знакомы алфавиты других естественных языков. Они представляют собой набор букв, с помощью которых можно записать любое слово на этом языке. Алфавит языка программирования имеет несколько другое значение. Алфавит языка программирования включает все символы, которые используются в этом языке. Это латинские буквы (a-z, A-Z), цифры (0-9), знаки операций, синтаксические знаки, специальные знаки, ключевые слова.

Ключевое слово - это последовательность символов, имеющая особый, раз и навсегда установленный смысл в данном языке. Во многих языках (в том числе, в Бейсике и Паскале) ключевые слова могут быть использованы только в определенных синтаксисом местах.

Синтаксис - это система правил, определяющих структуру конструкций языка.

Специальные символы языков Бейсик и Паскаль приведены в таблице:

 

Спецсимволы Язык
Бейсик Паскаль
Знаки операций +,-,*,/,^, <,>,<=,>=, =, <>, AND, OR, NOT +,-,*,/,<,>,<=,>=,=,<>,AND, OR, NOT
Синтаксические знаки .,; ": () .,;: ' () [ ]
Специальные знаки % $ &
Ключевые слова DIM, ELSE, FOR, GOTO, IF, INPUT, LET, PRINT, READ, REM, THEN, TO, WEND, WHILE ARRAY, BEGIN, CASE, CONST, DO, DOWNTO, ELSE, END, FILE, FOR, FUNCTION, GOTO, IF, LABEL, OF, RECORD PROCEDURE, PROGRAM,, REPEAT, THEN, TO, UNTIL, VAR, WHILE, WITH

 

Данная таблица не претендует на полноту, она приведена лишь для примера.

Числа записываются с помощью цифр так же, как и в математике (40, -2, 14). Отличие имеется лишь в записи дробных чисел (десятичных дробей). Вместо запятой "," для отделения дробной части от целой используется точка "." (123.8, -4.17). Такие (действительные) числа называются вещественными (real).

Реальные данные, с которыми работает программа, — это числа, строки и логические величины (аналоги 1 и 0, «да» и «нет», «истина» и «ложь»). Эти типы данных называют базовыми.

Строки - это набор любых символов, заключенных в "кавычки". Для Бейсика "кавычками" служат кавычки '"', а для Паскаля - апострофы "'".

Имена или идентификаторы, присваиваются всем объектам программы (константам, переменным. функциям,...). Имя состоит, как правило (в разных языках может быть по разному), из букв, цифр, знака подчеркивания и некоторых спецсимволов, причем первым символом имени должна быть буква или знак подчеркивания.

Константа - это постоянная величина (английское слово "constant" означает "постоянный").

Примером постоянной величины (константы) может служить любое число, например, 747. Очевидно, что оно всегда имеет одно и то же значение, т.е. постоянно. Строка "Хау ду ю ду?" также является константой (строковой). Кажется, что эту строку легко изменить, например, убрав знак вопроса. Но тогда это будет уже другая константа.

В ходе выполнения программы константы, как правило, не меняются.

Переменная - поименованная величина, которая может менять свое значение в ходе выполнения программы.

Практически ни одна программа не обходится без использования переменных. Исключение составляют программы, предназначенные для решения одной конкретной задачи, например для решения уравнения X+4*X=2+X.

Алгоритм такой программы следующий:

1. Вычислить 1+4-1

2. Разделить два на результат из пункта 1

3. Выдать ответ: результат из пункта 2

или так:

1. Выдать ответ: 2/(1+4-1)

Обратите внимание на разницу понятий переменной в математике и в программировании, где переменные служат для хранения промежуточных результатов программы. В математике значение переменной не известно, в случае с уравнением его как раз надо найти. У нас переменная всегда имеет конкретное значение (иногда переменная может быть не определена, что приводит к различным (для разных языков) ошибкам).

Программист сам устанавливает значение той или иной переменной. В этом случае говорят, что переменной такой-то присвоено значение.

Выражение - несколько констант, переменных (и значений функций), объединенные знаками операций.

Пример выражений:

2+2 - арифметическое выражение

(7+8)/3 - то же

"Программирование "+"для"+" начинающих" - строковое (символьное) выражение.

Когда мы говорим о выражениях, то речь может идти либо о записи выражения (2+2), либо о его значении (4). Таким образом, выражение перед использованием где-либо вычисляется, и используется уже его значение.

PRINT (7+8)/3

Сначала вычисляется выражение, а затем печатается его значение - 5. Заметьте, вычисляются такие выражения по правилам математики: сначала вычисляются функции (например, sin, cos и др.), затем возведение в степень, потом умножение с делением и, наконец, сложение с вычитанием. Причем все это делается слева направо. Для изменения порядка вычислений используются скобки (круглые).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Первая программа | Структура программы. Наименьшей структурной единицей программы является оператор
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.