КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛЕКЦИЯ № 9. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики
Смысл и цель жизни человека в обществе
В современной философии наблюдается усиленный интерес к проблемам смысла жизни человека. У некоторых мыслителей различных философских направлений, таких, как Ж.П. Сартр, А. Камю, Э. Фромм, М. де Унамуно она являлась и является одной из главных тем исследования. Философские концепции разных авторов предполагают разные варианты решения проблемы смысла жизни. Наиболее распространенными из них являются: а) достижение в процессе жизни пределов человеческих возможностей в той или иной сфере, посвящение себя движению к этой цели; б) интеллектуальное преодоление «абсурда жизни»; в) гедонизм (от греч. – наслаждение) – принцип обоснования моральных требований, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло – как то, что влечет за собой страдание. В отличие от мифологии и религии, которые, как правило, стремятся дать человеку готовое решение, философия апеллирует, прежде всего, к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия. Философия же помогает ему в такого рода поисках, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человека. В решении вопроса о смысле жизни современная философия исходит, прежде всего, из самоценности и самоцельности человеческой жизни, которая предстает в ней и не случайной, и не бессмысленной, поскольку индивид, личность рассматриваются не только сами по себе, но и как часть целого – человеческого общества. Общественная и культурная жизнь, в сфере которой и осуществляется сущностное взаимодействие человека с природой, сложилась не сама по себе, а в результате естественной эволюции природы и человека. Но это никак не исключает того факта, что природа сама по себе и в человеке как живом биологическом существе служит исходным моментом истории. Для того чтобы сохранить и воспроизвести жизнь, человек должен удовлетворять свои потребности. А изначально он не имеет никаких других потребностей, кроме тех, которые даны ему от природы. Для жизни прежде всего нужны пища, питье, жилище и т.д. Соответственно и первоначальная культурно-историческая деятельность направлена на производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей, на производство материальной жизни. Эта деятельность служила удовлетворению естественных потребностей, но осуществлялась она в форме культурного творчества, в котором сразу же выявились естественный и общественный элементы. Конечно, вопрос о том, что делать, был первоначально закреплен и подсказан природой, и лишь то, как это делать, предоставлялось решить человеку самому. Однако после того как культурно-творческая способность обретена человеком, он создает нечто такое, что вообще не предусмотрено природой. В этом случае не только как, но и что является результатом культурно-исторического развития. Творчество человека имеет задачу, которую не ставит природа, оно порождает и удовлетворяет потребности нового рода, потребности культурного человека. Человек - единственное существо, не имеющее предопределенной природой жизненной программы. Уже в самом начале культурной истории он оказывается перед необходимостью и возможностью самому выбирать свой образ жизни, создавать самого себя и свой жизненный мир. Социальная природа человека тесно связана с теми его свойствами, которые присущи ему как культурному существу. Общество – это та исторически сложившаяся совокупность форм совместной деятельности, в рамках которой сохраняются и передаются о поколения к поколению накопленные человечеством богатства материальной и духовной культуры, создаются новые культурные ценности. В отличие от природного бытия, в частности биологических систем, которые сохраняют и воспроизводят свои структуры во времени при смене поколений прежде всего благодаря передаче наследственных признаков, через генетический аппарат отдельных особей, общество воспроизводит себя благодаря деятельности особых социальных институтов. С их помощью накапливается, хранится и передается новым поколениям социальная и культурная информация. Производственные отношения, различные типы идеологических и культурных систем выступают в обществе факторами регуляции человеческой деятельности. Именно социальная жизнь, система социальных отношений является единственной формой, в которой человек приобщается к благам культуры и творит ее. Человек рождается в обществе, получает в нем все средства, необходимые для своего развития. Он зависит от общества, но вместе с тем и противостоит ему как творец новых форм социального бытия. Человек – существо общественной по своей природе. Смысл своего существования он находит в общении с людьми, в реализации своей общественной ценности и значимости. Он сам в своем конкретно-историческом воплощении в конечном счете является целью исторического творчества. Принцип самоценности каждой человеческой жизни позволяет трактовать человека в его отношении к общественному целому не только как средство, но и как цель. Общественная жизнь заключается в создании оригинальных и неповторимых форм человеческой жизни, а не в простом воспроизведении исходных условий существования. Смысл жизни человека в том его жизненном воплощении, в котором получает максимальное развитие наиболее ценные и сильные его задатки и способности, от этого во многом зависит и его общественная значимость. Призвание, назначение, задача всякого человека – всесторонне развивать все свои способности, вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. Если человек живет бессмысленной жизнью, он не в состоянии увидеть, найти ее смысл, ибо в этом случае такового не существует. В жизни появляется, открывается смысл в той мере, в какой его вносит сам человек своими действиями, поступками. А действия и поступки наполняют жизнь смыслом при условии их нравственной ценности, т.е. через творение добра. Но не ошибиться в определении добра и зла можно при условии постоянного развития своего интеллекта, способностей, т.е при условии творения человека самого себя. Самореализация личности – это то направление движения, которое всегда открыто для творчества, для познания, в том числе для творения, а следовательно и открытия смысла своей собственной жизни. Но даже если человек руководствуется в своей жизни определенными нравственными целями и использует для их достижения адекватные им средства, он знает, что не всегда и не во всех случаях может добиться желаемого результата, который в нравственных категориях обозначался во все времена как добро, правда, справедливость. Являясь частью природы, Вселенной, человек чувствует себя звеном великого бесконечного мира и задумывается о своем месте и признании в этом мире, о том, не обладает ли его жизнь, его земное существование неким вечным и абсолютным смыслом, выходящим за пределы культурной истории человечества. Это стремление познать сущность бытия, его абсолютный смысл характерно не только для религиозного человека, верящего в свое бессмертие, в потустороннюю, загробную жизнь, оно присуще любому человеку. Суть этого человеческого стремления ярко выражено в одном из стихотворений Надсона: Я знать хочу к чему с лазури небосводы Льет солнце свет и жизнь в волнах своих лучей. Кем создана она, - могучая природа, - Твердыни гор ее и глубь ее морей.
Я знать хочу, к чему я создан сам в природе, С душой, скучающей бесцельным бытием, С теплом любви в душе, с стремлением к свободе, С сознанием сил своих и смыслящим умом!
Все эти вопросы, независимо от того, в какой форме они поставлены, религиозной или нерелигиозной, рождены естественным для человека познавательным интересом, потребностью разобраться в своем положении в мире, найти те основные принципы, которыми он сможет руководствоваться в жизни. Таким образом, человек является субъектом исторического процесса развития материальной и духовной культуры на земле, это биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающая членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами. Смысл жизни человека состоит в единстве нравственного, интеллектуального, профессионального и физического самосовершенствования, максимальной реализации его личностной уникальности, способностей и творческих возможностей на каждом этапе жизненного пути в интересах прогресса общества, его культуры.
Вопросы для самоконтроля: 1. Почему размышления о человеке были ключевыми для философии в рамках различных эпох? 2. В чем состоит смысл философской антропологии? 3. Каков круг проблем, рассматриваемых философской антропологией? 4. Почему постижение человеческой сущности остается одной из самых сложных познавательных задач? 5. Выделите основные этапы развития антропологического знания. Покажите, в чем проявилось приращение этого знания от этапа к этапу. 6. Сравните понятия «природа человека» и «сущность человека». В чем их главное различие? 7. Определите взаимосвязь понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность». 8. Каков смысл и цель жизни человека в обществе?
Литература: 1. Алексеев, В.П. Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2008. 2. Васильев В.В. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2012. 3. Зотов А.Ф, Миронов В.. Разин А.В. Философия: учебник. - М.: Проспект, 2012. 4. Краткий философский словарь: словарь/ Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РГ-Пресс, 2010. 5. Марков Б.В., Липский Б.И. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Изд-во Юрайт, 2012. 6. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: Изд-во Норма, 2011. 7. Методика изучения философии /А. В. Малов и др. В 2 т., - Химки: АГЗ МЧС РФ, 2012. 8. Новая философская энциклопедия: в 4 томах. – М.: Мысль, 2010. 9. Подопригора С.Я. Философский словарь. – Ростов-на-Дону.: Изд-во Феникс, 2012. 10. Философия: учебник/ под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд.,перераб. и доп.. - М.: Юрайт, 2011. 11. Философия: учебник/ МГУ им. М.В. Ломоносова; Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. - М.: Академический Проект, 2009. 12. Философия. Учебник для вузов /Под ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2010. 13. Философская антропология. Человек многомерный: учебное пособие /Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Изд-во ЮНИТИ-ДА НА, 2012.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |