КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие экономической информации и ее значение
ОРГАНИЗАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АХД) Понятие и содержание комплексного управленческого анализа Классификация факторов и резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности
Эффективность хозяйственной деятельности характеризуется сравнительно небольшим кругом показателей. Но на каждый такой показатель оказывает влияние целая система факторов. Для системного подхода характерны комплексная оценка влияния разноплановых факторов, целевой подход к их изучению. Знание факторов производства, умение определять их влияние на показатели эффективности позволяют воздействовать на уровень показателей посредством управления факторами, создавать механизм поиска резервов. При комплексном экономическом анализе наряду с общими, или синтетическими, показателями рассчитываются частные (аналитические) показатели. Каждый показатель, отражая определенную экономическую категорию, складывается под воздействием вполне определенных экономических и других факторов. Факторы в экономическом анализе могут классифицироваться по различным признакам. Так, факторы могут быть общими т. е. влияющими на ряд показателей, или частными, специфическими для данного показателя; внутренними, или контролируемыми предприятием (они, в свою очередь, подразделяются на основные и неосновные), и внешними, мало-контролируемыми или вообще неконтролируемыми. Обобщающий характер многих факторов объясняется связью и взаимной обусловленностью, которые существуют между отдельными показателями. Классификация факторов и совершенствование методики их анализа позволяют решить важную проблему — очистить основные показатели от влияния внешних и побочных факторов с тем, чтобы показатели, принятые для оценки эффективности деятельности предприятия, объективнее отражали его достижения. Классификация факторов, определяющих хозяйственные показатели, является основой классификации резервов. Различают два понятия резервов: во-первых, резервные запасы (например, сырья, материалов), наличие которых необходимо для непрерывной ритмичной деятельности предприятия; во-вторых, резервы как еще не использованные возможности роста производства, улучшения его количественных показателей. Резервы в полном объеме можно измерить разрывом между достигнутым и возможным уровнем использования ресурсов исходя из накопленного производственного потенциала предприятия. Классифицируют резервы по разным признакам. Основной принцип классификации производственных резервов — по источникам эффективности производства, которые сводятся к трем основным группам (простым моментам процесса труда): • целесообразная деятельность, или труд; • предмет труда; • средства труда. С позиции предприятия и в зависимости от источников образования различают внешние и внутрихозяйственные резервы. Под внешними резервами понимаются общие народно-хозяйственные, а также отраслевые и региональные резервы. Примером использования резервов в народном хозяйстве служит привлечение капиталовложений в те отрасли, которые дают наибольший экономический эффект или обеспечивают ускорение темпов научно-технического прогресса. Использование внешних резервов, безусловно, сказывается на уровне экономических показателей предприятия, но главным источником повышения эффективности работы предприятий, как правило, являются внутрихозяйственные резервы. Классифицируют резервы также по тем конечным результатам, на которые эти резервы влияют. Различают следующие резервы: · повышения объема продукции; · совершенствования структуры и ассортимента изделий; · улучшения качества; снижения себестоимости продукции по элементам затрат, или по статьям затрат, или по центрам ответственности; · повышения прибыльности продукции и, наконец, повышения уровня рентабельности и укрепления финансового положения. Для рациональной организации поиска резервов важное значение имеет их группировка по стадиям процесса воспроизводства (снабжение, производство и сбыт продукции), а также по стадиям создания и эксплуатации изделий (предпроизводственная стадия — конструкторская и технологическая подготовка производства; производственная стадия — освоение новых изделий и новых технологий в производстве; эксплуатационная стадия − потребление изделия). По сроку использования резервы подразделяются на текущие (реализуемые на протяжении данного года) и перспективные (которые можно реализовать в более далекой перспективе). По способам выявления резервы классифицируются на явные (ликвидация очевидных потерь и перерасходов) и скрытые, которые могут быть выявлены путем глубокого экономического анализа, его особых методов, например сравнительного межхозяйственного анализа, функционально-стоимостного анализа и др.
Цель управленческого анализа – обеспечение аналитически принимаемых решений в управлении предприятием, т. е. обоснование управленческих решений. Крупнейшие корпорации мира и многие регионы, столкнувшись в условиях глобализации с обострением конкуренции, переходят на современные технологии управленческого учета и анализа. Суть в том, что финансовые и товарные потоки, имущество и обязательства (долги) и другие показатели хозяйственной деятельности учитываются и анализируются не порознь, а в комплексе и на автоматизированной основе. Комплексный управленческий анализ помогает миру бизнеса экономить десятки миллиардов долларов в год, не позволяя допустить затоваривание, закупки по завышенным ценам, «зависание» денег на счетах, кардинально ограничивая возможности хищений. Главной целью управленческого анализа является обеспечение оптимизации управленческих решений в тактическом и стратегическом управлении. Стратегические решения базируются на методах прогнозного, перспективного анализа и на комплексном анализе, т.е. полном и системном знании бизнеса. Понятие управленческого анализа шире понятия комплексного управленческого анализа. Управленческий анализ включает как тематический анализ отдельных показателей и сторон хозяйственной деятельности, так и комплексный анализ в целях управления. Тематический анализ проводится, прежде всего, в целях регулирования и оперативного управления хозяйственной деятельностью как одной из главных функций управления. Тематический анализ может быть и прогнозным, перспективным, а также ретроспективным и текущим. Наибольший эффект от тематического анализа получают, когда он проводится как составная часть комплексного анализа с учетом его целей и во взаимной связи с другими темами анализа. Понятие «комплексный управленческий анализ» может относиться к разным объектам управления – отдельные подразделения предприятия, отдельные стороны и сегменты деятельности, отдельные центры затрат, другие центры ответственности и т. д. Но основной объект для комплексного анализа – организация в целом. Планирование и управление хозяйственной деятельностью, экономический анализ ее результатов должны осуществляться комплексно программно-целевым методом, т. к. хозяйственная деятельность предприятия (объединения) носит многоцелевой характер, направлена на одновременное решение широкого круга взаимосвязанных, но вместе с тем относительно обособленных, самостоятельных задач. Комплексный экономический анализ выступает как средство получения цельного знания о хозяйственной деятельности, знания бизнеса, понимания деятельности экономического субъекта. Комплексный управленческий анализ коммерческой организации, имеющей целью получение прибыли и достижение устойчивого финансового состояния, учитывает все факторы получения прибыли и повышения уровня рентабельности, укрепления финансовой устойчивости. Методологическую основу комплексного анализа составляют принципы материалистической диалектики и современного системного анализа, который в последние годы получил широкое распространение и в экономическом анализе. Комплексный анализ представляет собой совокупность определенных принципов, методов и приемов всестороннего изучения хозяйственной деятельности предприятия. Главное отличие комплексного анализа заключается в особенности подхода к изучению хозяйственной деятельности. К основным понятиям комплексного анализа относятся: v полнота или всесторонность анализа; v системность анализа; v наличие единой цели анализа; v согласованность и одновременность анализа. Комплексный анализ предполагает изучение всех сторон хозяйственной деятельности предприятия. При комплексном экономическом анализе последовательно осуществляются следующие стандартные процедуры: ü определение целей и задач анализа; ü построение факторных моделей анализируемых показателей; ü определение источников информации; ü распределение обязанностей между исполнителями, оценка и использование результатов анализа. Главное в комплексном анализе — системность, увязка отдельных разделов (блоков) анализа между собой, анализ взаимосвязи и взаимной обусловленности этих разделов и вывод результатов анализа каждого блока на обобщающие показатели эффективности. Методика комплексного экономического анализа для целей управления должна содержать следующие составные элементы: · определение целей и задач экономического анализа; · совокупность показателей для достижения целей и задач; · схема и последовательность проведения анализа; · периодичность и сроки проведения управленческого анализа; · способы получения информации и ее обработки; · способы и методы анализа экономической информации; · перечень организационных этапов проведения анализа и распределение обязанностей между службами предприятия при · система организационной и вычислительной техники, необходимой для анализа; · порядок оформления результатов анализа и их оценку; · оценку трудоемкости аналитических работ, подсчет экономического эффекта от проведенного анализа. Комплексный управленческий анализ особенно необходим при формировании комплексного бизнес-плана создания новой фирмы или годового и долгосрочного плана действующей фирмы, при подведении итогов выполнения бизнес-планов, комплексной оценке хозяйственной деятельности.
13.1 Понятие экономической информации и ее значение. 13.2 Организация анализа хозяйственной деятельности предприятия. 13.2.1 Основные принципы организации АХД. 13.2.2 Организационные формы и исполнители анализа хозяйственной деятельности. 13.3 Информационное и методическое обеспечение анализа. 13.4 Планирование аналитической работы. 13.5 Порядок оформления АХД. 13.6 Использование в АХД современных информационных технологий.
Экономический анализ занимает промежуточное место между сбором информации и принятием управленческих решений, поэтому его комплексность, глубина и эффектность во многом зависят от объема и качества используемой информации. Экономический анализ является потребителем экономической информации и одновременно каналом выдачи информации для принятия управленческих решений на любом уровне. Информация (от латинского «разъяснение, изложение, осведомление») − упорядоченные сведения о процессах и явлениях внешнего мира, совокупность каких-либо знаний, данных. Информацию нельзя считать доступной для использования до тех пор, пока она не зафиксирована. Информация обычно регистрируется в носителях документальной формы, а применяемая в оперативном анализе может быть выражена и в устной форме. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности и полноте информации, без которой немыслима эффективная деятельность предприятий. Информация уменьшает неопределенность, снимает неясность, которая неизбежно возникает при недостатке данных. Она может быть выражена набором букв, цифр, других условных знаков (символов) и осмысливается в результате чувственного восприятия и представлений человека. Информация неотделима от процесса информирования, поэтому необходимо рассматривать взаимодействие потребителей и источников информации. Связь между ними следует из определения: информация — это новые сведения, принятые, понятые и оцененные как полезные конечным ее потребителем. Таким образом, экономическая информация − это совокупность (система) сведений обо всех видах деятельности предприятия, отображающих все стороны процесса общественного воспроизводства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Экономическая информация подлежит хранению, передаче и преобразованию. Система экономической информации занимает промежуточное положение между процессами: а) производственно-хозяйственной деятельности – это управляемая система, где зарождается информация; б) процессом управления – это управляющая система, где информация фиксируется, перерабатывается и используется для повышения эффективности производства.
Таблица 6 − Классификация экономической информации
Формирование и использование экономической информации основано на системном подходе, что позволяет конструировать систему в соответствии с поставленными целями, раскрывая многообразие связей и информационных потоков объекта. Под системой в данном случае понимаются набор элементов и их информационных связей, обеспечивающих оптимальное управление экономикой предприятий, а под потоком информации – движение информации от момента ее возникновения по всей технологической цепи преобразований. Особое значение приобретает организация потоков информации в двух направлениях: от управляющей системы к управляемой (прямая связь) и от управляемой к управляющей (обратная). Качество используемой при анализе хозяйственной деятельности информации оценивается по четырем основным признакам: • полнота (при минимальном ее объеме); • достоверность; • своевременность формирования; • возможность использования. Одновременно должны быть обеспечены комплексность информации; ее формирование по единым признакам; возможность группировки, перегруппировки и компьютерной обработки; доступность для восприятия и актуальность. Ценность экономической информации может рассматриваться в трех аспектах: потребительном — ее полезности для управления, экономическом — ее стоимости и в эстетическом — ее восприятии человеком. Основным требованием к информации является ее полезность при принятии решений. Для обеспечения этого требования информация должна быть понятной, уместной, достоверной. Таким образом, экономическая информация неоднородна, сложна, наряду ссистематическим ростом объема информации наблюдается ее нехватка для принятия управленческих решений.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |