Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фирма в теории отраслевых рынков




 

Теория отраслевых рынков тесно связана с теорией фирмы, предоставляя углублённое понимание места и роли фирмы в экономике, а также исследуя альтернативные концепции фирмы и её поведения во внешней среде.

Фирма — это вполне самостоятельный, имеющий юридическую основу, экономический субъект, целью которого является осуществление коммерческой и производственной деятельности для создания общественно необходимых товаров и услуг.

Слово «фирма» - итальянского происхождения (подпись) и первоначально означало – торговое имя коммерсанта.

Существует несколько определений фирмы [28, с.94]:

1) Фирма - это хозяйственная организация, компания, отдельный предприниматель, пользующиеся правами юридического лица и осуществляющие цели получения доходов и прибыли.

2) Фирма представляет собой важнейший экономический институт, наиболее эффективную форму организации функционирования экономических агентов, выдвинутую рыночной экономикой.

Особенность современной фирмы – многопрофильность производства, что делает фирму более устойчивой в период экономических спадов, например, позволяет перекрыть доходами от производства одних товаров и услуг убытки от других видов в случае неблагоприятной конъюнктуры.

Виды деятельности фирмы могут быть не связаны между собой (производственная, торговая, финансовая), а производство продукции разнообразно.

Многопрофильная фирма выгодна тем, что она может совмещать производство товаров, находящихся на разных стадиях производственного цикла и требующих различных инвестиций.

Диверсификация капитала – образование многопрофильного производства и рассредоточение капитала фирмы по ряду отраслей.

Критерии классификации фирм:

­­- ассортимент выпускаемой продукции;

- сферы приложения капитала;

- формы собственности на капитал (кто владеет фирмой);

- концентрация капитала (какова величина фирмы).

Понятие фирмы и предприятия не являются равнозначными: фирма – это диверсифицированное производство, предприятие – производственная организация, осуществляющая с технологической точки зрения достаточно однородную деятельность (выпуск товаров, оказание услуг).

Большинство современных предприятий входит, как правило, в состав тех или иных фирм. В случаях, когда фирма имеет только одно предприятие, понятие фирмы и предприятия совпадают.

Фирмы делятся на мелкие, средние, крупные (по концентрации производства). Нормативы для отнесения фирм к той или иной категории в различных странах различны.

Классификация предприятий по числу занятых:

- малое предприятие – 1-49 чел.;

- среднее предприятие – 50-499 чел.;

- крупное предприятие – свыше 500 чел.

В России количество предприятий малых и средних – больше 900 тыс. с количеством занятых порядка 15 млн. чел.; 45% малых предприятий функционирует в торговле.

Отраслевые особенности внутренней кооперации, основанной на разделении труда внутри процесса производства, предопределяют многообразие предприятий.

По типам организационных структур и управления выделяют:

- однозаводское предприятие;

- многозаводское предприятие;

- объединение предприятий.

Объединение предприятий происходит на основе различных типов слияния:

- горизонтальных – способ концентрации производства путем слияния родственных предприятий;

- вертикальных – объединение звеньев технологической цепочки от добычи сырья до сбыта готовой продукции под одним контролем;

- конгломератных – объединение предприятий различной отраслевой принадлежности, совершенно не связанных между собой.

Следует выделить отличительные характеристики фирмы по сравнению с другими хозяйствующими субъектами:

1) Фирма - это крупная, организационно оформленная единица.

2) Фирма является самостоятельным юридически независимым агентом рыночной экономики.

3) Фирма выполняет особую функцию: покупает ресурсы с целью производства товаров и услуг, т.е. является инструментом распределения ресурсов в экономике между альтернативными возможностями их использования.

4) Существование и рост фирмы обеспечивается за счет разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками - прибыли; прибыль всегда присутствует в деятельности фирмы - либо как главная цель, либо как один из критериев поведения.

Для выживания в условиях неопределенности внешней среды фирмой разрабатываются долгосрочные стратегии развития и соответствующие программы для их реализации.

При формировании и реализации своей стратегии фирма:

- принимает во внимание поведение других экономических агентов и в первую очередь своих конкурентов;

- активно воздействует на спрос, формируя потребительские предпочтения;

- активно воздействует на правительство, добиваясь желаемого уровня налогообложения, таможенных пошлин, квот, субсидий, антимонопольного законодательства;

- становится активным участником формирования отраслевой политики государства.

Эффективность функционированияфирмы оценивается определенными показателями ее деятельности. К ним относятся: выбор продукта (качество и количество), цена товара, реклама, расходы на НИОКР, инвестиции, слияния и поглощения.

1.3 Формирование гарвардской парадигмы: «структура-поведение-результативность» (СПР)

Существуют два основных подхода к анализу организации отраслевых рынков: гарвардская школа (системный подход) и чикагская школа (анализ с точки зрения теории цен). Первый подход можно назвать системным подходом (с точки зрения парадигмы, получившей название «структура – поведение - результат»). Второй подход базируется на использовании моделей микроэкономики и теории ценообразования.

Гарвардская парадигма была разработана профессорами Гарвардской школы Э.Мейсоном и Д.Бейном в 40-х и 50-х. Зарубежные школы, в первую очередь Гарвардская, акцентируют свое внимание на проблемах стратегического развития отраслевых рынков, активных типах поведения фирм.

Д.Бейн и Э.Мейсон высказали гипотезу о существовании прямой связи между структурой рынка, поведением фирм и результативностью функционирования рынка.

Базовая парадигма «структура - поведение – результат» - положение, согласно которому структура отрасли определяет поведение фирмы на рынке, что в свою очередь оказывает влияние на результат функционирования всей отрасли. Обеспечение бесперебойного функционирования этого механизма можно достичь воздействием на все три перечисленных элемента.

В основу Гарвардской парадигмы заложено представление о том, что результат функционирования отрасли зависит от поведения продавцов и покупателей, которое, в свою очередь, определяется структурой отрасли. Структура отрасли зависит от таких фундаментальных условий, как технология и спрос на продукт. Например, для отрасли, в которой технологические условия определяют снижение средних издержек производства по мере того, как увеличивается выпуск, будет характерно преобладание только одной фирмы или, возможно, меньшего числа фирм. Эта фирма, максимизируя прибыль, будет использовать методы монопольного ценообразования. Рыночная цена, в свою очередь, будет тем выше, чем менее эластичен отраслевой спрос.

Исследования, которые ведутся в рамках этой парадигмы, ставят своей целью проверить, действительно ли определенные характеристики отраслей (например, небольшое число продавцов), оказывают устойчивое влияние на конкурентные стратегии, положение фирм и покупателей на соответствующих рынках (например, высокие цены).

Парадигма рассматривает отраслевой рынок как совокупность нескольких блоков, взаимодействующих между собой и оказывающих влияние друг на друга.

Рассмотрим эти блоки.

Базовые условия отраслевого рынка (ОР). Вектор базовых условий состоит из следующих элементов: производство, потребление, государственные механизмы воздействия на рынок, гражданское общество. Рассмотрим каждый элемент как совокупность более мелких составляющих:

Производство: объем, эластичность, дифференциация, территориальное распределение, динамика предложения.

Потребление: объем, эластичность, дифференциация, территориальное распределение, динамика предложения.

Государство: налогово-бюджетная политика, антимонопольная, инвестиционная, инновационная, институциональная, внешнеэкономическая политика.

Гражданское общество: религия, политика, общество производителей, общество потребителей, экология, криминальное общество.

Схема Гарвардской парадигмы (рисунок 1.1) «структура рынка — поведение — результативность» (imarket structure — conduct—perfomance schema) призвана объяснить функционирование отраслевых рыночных процессов [6]. Она полезна для лиц, ответственных за проведение государственной политики при разработке мер, направленных на повышение результативности функционирования отраслевых рынков. С помощью подобных мер можно оказывать постоянное или фрагментарное воздействие на структуру рынка, например, при запрещении слияний, которые увеличивают рыночную концентрацию, или при поощрении слияний в отраслях с избыточными мощностями. Эти меры могут касаться воздействия на рыночное поведение фирм, в частности, с целью сокращения их сверхприбылей. Государственные органы могут воздействовать непосредственно на результативность рынка, регулируя цены производителей-монополистов. Вместе с тем следует иметь в виду, что вмешательство со стороны государства возможно только в отношении несостоятельных отраслевых рынков. Если же рынки состоятельные, то недопустимо даже незначительное вмешательство государственных органов в их функционирование.

 

Рисунок 1.1 – Схема Гарвардской парадигмы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.