Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2 рыночная концентрация и монопольная власть. Барьеры входа-выхода на отраслевой рынок




Понятие структуры рынка. Классификация рыночных структур

Проведение анализа каждой отдельной отрасли экономики представляется невыполнимой задачей, ввиду их многообразия. Следовательно, необходимо ставить более реалистичную цель - выделить для исследования несколько основных рыночных структур, или моделей. Поступая так, можно исследовать наиболее общий способ, которым определяется цена и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют современную экономику.

Под структурой рынка экономисты понимают условия, в которых протекает рыночная конкуренция, а именно совокупность элементов, от которых зависит функционирование рынка: число фирм, действующих в отрасли; относительный размер этих фирм; условия спроса и предложения; степень открытости рынка для появления на нем новых фирм или ухода с него прежних участников.

Рыночная конкуренция определяется:

- количеством и размерами фирм;

- характером продукции;

- легкостью входа на рынок и выхода из него;

- возможностью влиять на цены;

- доступностью информации.

С учетом условий, в которых протекает конкуренция, различают следующие типы структуры рынка:

1) Чистая (совершенная) конкуренция.

2) Монополистическая конкуренция.

3) Олигополия.

4) Монополия.

Все они распадаются на две группы: реальные структуры и идеальные структуры

К первой группе относятся олигополия и монополистическая конкуренция. Они описывают множество реально существующих рынков.

Ко второй группе относятся совершенная конкуренция, монополия. В отличие от первых 2-х структур, они не описывают сколько-нибудь большое количество реально существующих рынков; они представляют собой скорее абстрактные, идеальные типы рыночных структур.

Основные отличительные признаки рыночных структур

1) Число фирм. Например, на рынке овощей и фруктов существует большое количество продавцов и покупателей, на рынке автомобилей – небольшое.

2) Тип продукта. Может производиться стандартный продукт или продукт, отличающийся индивидуальными чертами, качеством, товарным знаком, гарантией, обслуживанием клиентов и т.д.

3)Условия входа на рынок. Такие преграды могут отсутствовать или существовать в виде определенных законодательных требований, потребности в капитале, масштабах хозяйственной деятельности.

4)Контроль над ценами. Если фирма выпускает значительную долю продукции данной отрасли, она может оказывать определенное влияние на его цену и является ценодателем, или ценоискателем. Если фирма выпускает незначительную долю данного товара, она является ценополучателем, т.е. не может влиять на цену и принимает ее как данную.

Классификация рыночных структур представлена в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 – Сравнительная характеристика типов рыночных структур

 

Критерии сравнения Типы рыночных структур
Чистая конкуренция Монополистичес кая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень большое число Много Несколько Одна
Типы продукта Стандартизи-рованный Дифференцированный Стандартизированный или дифферен-цированный Уникальный (не имеет близких заменителей)
Контроль над ценой Нет Некоторый, но в узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Значительный
Условия вступления в отрасль Очень легкие, без препятствий Сравнительно легкие Наличие существенных препятствий Вход в отрасль блокирован
Неценовая конкуренция Нет Значительный упор на рекламу, торговые знаки и марки и т.д. Типична, в особенности – при дифференциации продукта Главным образом реклама
Примеры Сельское хозяйство, фондовая биржа, валютный рынок Розничная торговля, производство одежды, обуви, сеть ресторанов, станции технического обслуживания, сфера банковских услуг Производство стали, автомобилей, бытовой техники Местные предприятия общественного пользования

Вопросы для самопроверки:

1) В чем сходство и различие фирмы и предприятия?

2) Всегда ли фирма получает экономическую прибыль?

3) Какие факторы в современной экономике снижают эффективность деятельности фирмы?

4) Каковы факторы классификации рыночных структур?

5) Что такое диверсификация производства и капитала?

 

Темы рефератов:

1) Австрийская школа и ее представители.

2) Раздел экономической науки «Industrial organisation».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.