КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВОПРОС 16 Структура рынка и разнообразие продукта
Структура рынка и разнообразие продукта. В терминах системного анализа туристский рынок характеризуется как достаточно сложный объект, который может быть представлен множеством структурных и функциональных инвариантов, отражающих демографические, экономические, политические, социальные и другие аспекты жизни общества, его институтов или отдельных организаций. Очевидно, что производители идут на рынки ресурсов (рынки сырья, труда, материала и т.д.), покупают ресурсы, воплощенные в товары и услуги, сбывают посредникам, а те покупателям. Государство, в свою очередь, покупает товары и услуги на рынках ресурсов, производителей, посредников; получает налоги (включая рынки покупателей) и возвращает им необходимые общественные услуги. Таким образом, национальная экономика состоит из комплекса обменивающихся потоков. Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в РФ», принятому в 1996 г., туристский рынок определяется как «составная часть единого рынка Российской Федерации, включающего в себя обращение товаров, работ, услуг и финансовых средств в сфере туристской деятельности». В научной литературе туристский рынок определяется как: · абстрактное понятие, характеризуемое спросом и предложением на туристские услуги и товары;
· система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и наоборот; · экономический механизм взаимодействия продавцов и покупателей туристского продукта, характеризующий экономические отношения, возникающие между ними. Приведенные выше определения можно обобщить следующим образом: туристский рынок - это совокупность социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена между производителями и потребителями, туристского продукта. Таким образом, туристский рынок можно считать определенного вида экономической системой, где основополагающими элементами являются: туристский спрос, туристский продукт, цена и конкуренция. Комплексной системой организации производства туристского продукта является индустрия туризма. Согласно определению, принятому ВТО в 1981 г., под индустрией туризма понимается совокупность производств разных отраслей хозяйства, учреждений культуры, образования и науки, обеспечивающих создание материально-технической базы туризма, подготовку рабочей силы и процесса производства, сбыт и потребление туристского продукта на основе использования природных богатств, материальных и духовных ценностей общества. Данное определение, наиболее полно отражает сущность индустрии туризма, представленной как интегрированный комплекс социально-экономических отраслей
Системный подход к анализу структуры туристского рынка позволил выделить три взаимосвязанных множества: потребителейтуристского продукта, производителей туристского продук та и т уристских ресурсов. В то же время, как это было представлено выше, сама система «туристский рынок» имеет две внутренние подсистемы: спрос и предложение. Потребителем туристского продукта является индивид с его нуждами, вкусами и мотивами поведения. Производителем - вся индустрия туризма, обслуживающая рекреационные потребности туриста (проживание, питание, транспорт и т.д.). Согласно рекомендациям ВТО туристские ресурсы определяются как совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Таким образом, туристские ресурсы можно условно разделить на две категории: природные (леса, моря, реки, горы) и культурно-исторические (достопримечательности, памятники, и т.д.). На любой рынок оказывает влияние макросреда. Под макросредой понимается совокупность факторов, воздействующих на туристский рынок и включающих в свой состав: экономику, политику, общество, технологические процессы и экологическую обстановку. В отношении туристского рынка общая экономическая ситуация характеризует положение на финансовых рынках, уровень и темпы инфляции, курсы обмена валют, уровень благосостояния населения, изменения цен на горючее (определяющие стоимость авиабилетов). Политические факторы подразумевают стабильность и нестабильность действий правительства, влияние событий международного уровня (войны, терроризм, забастовки). К социальным факторам, влияющим на туристский рынок, можно отнести положение на рынке труда, уровень безработицы, демографические изменения, социальные движения и т.д.
Развитие современных информационных технологий также оказывает большое влияние на туристский рынок. Например, компьютерные системы бронирования, позволяющие заказать и оплатить туристский продукт по Интернету; транспортные новшества (мост, связывающий Швецию и Данию, построенный в 2000 г.). Всё это может изменить туристские маршруты, раскрыть новые и иные возможности для развития туризма. Взаимосвязь экологической ситуации с рынком, с одной стороны, приводит к тому, что насыщенная индустрия туризма загрязняет природную среду, с другой стороны - сохраняет определенные объекты природы или культуры, культивируя их ценность. Регулирование туристского рынка государственной властью может осуществляться посредством: · инвестиций, льгот, целевых программ, · разработки и совершенствования законодательства, · контроля за его исполнением. Это подтверждают исследования отечественных и зарубежных авторов, а также законодательные и нормативные акты (концепции развития туризма, целевые программы и др.). Таким образом, исследование туристского рынка включает следующие обязательные составляющие: общие характеристики и тенденции изменения рынка; оценку текущего спроса; характеристики основных потребителей; состояние конкуренции. на рынке; тенденции развития факторов макросреды, влияющие на деятельность туристских организаций. В результате этих исследований выявляется конъюнктура туристского рынка, определяющаяся как состояние рынка, обусловленное взаимодействием экономических, социально-политических, природных и других факторов. Конъюнктура туристского рынка требует регулярного изучения, так как склонна к постоянным изменениям. Ее характеризует: соотношение спроса и предложения туристского продукта, уровень цен и доходов населения, степень государственного регулирования, наличие сезонных колебаний и т.д. Как всякая система туристский рынок представляет собой множество взаимосвязанных элементов. При этом система (туристский рынок) рассматривается как открытая, на ее входе задаются определенные входные факторы, которые внутри системы трансформируются, и на выходе выдаются определенные результаты - туристские продукты.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |