Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация личности

Развитие личности происходит в общем контексте жизненного пути человека. Б.Г. Ананьев определяет жизненный путь человека как историю «формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». Из этого следует, что человек не может развиваться вне общества, и процесс его развития происходит в процессе социализации.

Социализация – социальное направление в развитии личности. Оно базируется на закономерностях биологического и психического развития. В процессе социального развития во внутреннем мире личности появляются новообразования – высшие психические функции, в составе которых знания об общественных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе нормы поведения и общения, социальная активность.

Развитие личности как процесс социализации индивида осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, образовательных учреждений, региона, страны, в определенных социально-политических, экономических условиях, в этносоциокультурных, национальных традициях того народа, представителем которого человек является.

С первых дней своего существования человек окружен себе подобными, и с самого начала жизни включен в различные социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения им приобретается еще до того, как он начинает говорить. Чем старше мы становимся, тем больше общаемся с людьми, а значит и растет наш опыт. Каждый человек усваивает полученные от жизни уроки по-своему, ведь все мы разные. Являясь частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности.

Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта.

Она представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, навыки и умения, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Адаптация к действующим в обществе нормам, формам взаимодействия, сменяется фазой индивидуализации, поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности, непохожести, а затеи фазой интеграции личности в общности. Адаптация, индивидуализация и интеграция – это основные механизмы социализации по А.В. Петровскому.

Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы факторами. Такими факторами являются: целенаправленное воспитание, обучения и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.

Развитие личности и социализация неразрывны. Развитие человека как личности, как субъекта деятельности – важнейшая цель и задача любой образовательной системы и может рассматриваться в качестве ее системообразующего компонента.

Все институты воспитания, в том числе и образовательные учреждения, должны готовить к жизни, а не передавать лишь академические знания. Развитие человека как личности и субъекта деятельности обязательно включает в себя:

- развитие интеллекта;

- развитие эмоциональной сферы;

- развитие устойчивости к стрессорам;

- развитие уверенности в себе и принятие себя;

- развитие позитивного отношения к миру и принятие других;

- развитие самостоятельности, автономности;

- развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования.

Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем социализация не может рассматриваться как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различно. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. На этом положении основывается единство двух противоположных процессов – социализации и индивидуализации.

Социализация подразделяется на первичную и вторичную. Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительности. Характер вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания. Другими словами вторичная социализация представляет собой приобретение специфического ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда.

Существует и несколько иное представление, в рамках которого социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью социализации в этом случае является формирование индивидуальности.

Социализация – не противоположность индивидуализации. Процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, чаще всего сложным и противоречивым образом.

Принять выделять несколько социально-психологических механизмов социализации:

1) идентификация – отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим;

2) подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей;

3) внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

4) социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает интенсивнее (фасилитация - облегчение);

5) конформность – осознание расхождения во мнениях с окружающими и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, средние и высшие учебные заведения, различные коллективы.

Рассматривая проблему социализации нельзя не учитывать того, что человек – это прежде всего субъект социального развития и, что не менее важно, активный субъект саморазвития, в том числе и самовоспитания. Важно не только говорить об усвоении социального опыта индивидом, но и рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации.

В заключение необходимо обратить внимание на то, что процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте, он продолжается на протяжении всего жизненного пути. Значит, социализация не только никогда не завершатся, но и никогда не бывает полной. Это служит подтверждением того, что процесс развития, совершенствования человека бесконечен и неограничен.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2.3. Психология права и правоотношений | Понятие личности преступника
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.