Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамическая структура личности по К. Платонову




 

Название подструктуры Подструктуры подструктур Соотношение социального и биологи­ческого Уровень анализа Виды формиро­вания
Направлен- Убеждения, Биологичес- Социально- Воспитание
ность лич- мировоззре- кого почти психологи-  
ности ние, идеалы, нет ческий  
  стремления,      
  интересы,      
  желания      
Опыт Привычки, Значительно Психолого- Обучение
  умения, на- больше педагоги-  
  выки, знания социального ческий  
Особенности Воля, чувства, Чаще больше Индивиду- Упражнения
психических восприятие, социального ально-психо-  
процессов мышление,   логический  
  ощущения,      
  эмоции,      
  память      
Биопсихичес- Темперамент, Социального Психофизио- Тренировка
кие свойства половые, почти нет логический  
  возрастные   Нейропсихо-  
  свойства   логический  

В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика. В процессе формирования личности ребенок на уров­не психических процессов, освоив низшие психические функции,
путем обучения овладевает высшими психическими функциями.
Суть этого процесса заключается в усвоении ребенком знаков (уни­версальным выражением которых является слово), имеющих значение того предмета или процесса, которые они замещают. Высшие психические функции — это речь, словесно-логическое мышление и произвольное внимание.

К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, социальных норм, обычаев, интересов и ценностных ориентации. Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации.

Идентификация — отождествление индивида с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения и формы поведения.

Подражание — сознательное или бессознательное воспроизве­дение индивидом модели поведения и опыта других людей (в част­ности, манер, движений, поступков и т.п.).

Внушение — процесс неосознанного воспроизведения индиви­дом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он взаимодействует.

Социальная фасилитация — стимулирующее влияние поведе­ния одних людей (наблюдателя за действиями индивида, сопер­ника) на деятельность других, в результате которого их деятель­ность протекает интенсивнее.

Конформность — податливость влиянию группы, проявляюща­яся в изменении поведения и установок индивида в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Выделяют несколько стадий социализации личности.

Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок некритически усваивает соци­альный опыт — адаптируется, приспосабливается и подражает).

Стадия индивидуализации (подростковый и ранний юношеский возраст). Появляется желание выделить себя среди других, прояв­ляется критическое отношение к общественным нормам поведе­ния. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самооп­ределения "мир и я" выступает как промежуточная социализация, так как внутренний мир подростка характеризуется неустойчи­востью. Юношеский возраст характеризуется как устойчиво кон­цептуальная социализация, при которой вырабатываются устойчи­вые свойства личности.

Стадия интеграции. Проявляется желание найти свое место в об­ществе, "вписаться" в общество. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если они не принимаются, то возможны следующие исходы:

сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаи­модействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

изменение себя, чтобы "стать как все";

конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелос­ти человека, его трудовую деятельность, когда человек воспроиз­водит социальный опыт за счет воздействия через свою деятель­ность на среду.

Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой воз­раст, когда вносится существенный вклад в воспроизводство со­циального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

На протяжении всей жизни человек развивается как личность. Процессы демократизации в нашем обществе создают благопри­ятные условия для реализации личностного потенциала каждого человека.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.