Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о характере. Физиологические основы характера




Акцентуации характера

Структура характера. Черты характера.

Понятие о характере. Физиологические основы характера

ПЛАН

Тема 3 Характер

В психологии понятие "характер" (греч. "печать", "чеканка") означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Понятие характера весьма различается в теоретических построениях отдель­ных авторов.

В современной зарубежной характерологии можно выделить три направления:

конституционально-биологическое, связанное с именем Э.Кречмера. Характер, по существу, сводится к сумме конституции и темперамента;

психоаналитическое (З.Фрейд, К. Юнг и др.). Характер объясня­ется исходя из бессознательных влечений человека;

идеологическое (психоэтическая теория Р.Ребека). Характер зак­лючается в торможении инстинктов, которое определяется этикологическими санкциями. То, какие именно инстинкты и каки­ми санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности.

Устойчивые черты личности выражают отношение человека к
окружающему миру, другим людям и к самому себе. Эти отношения закреплены в привычных для человека формах поведения, общения и деятельности. Они стали типичными для конкретного человека и проявляются в различных условиях его жизни и деятельности. Так, настойчивость, решительность, чуткость, смелость, вежливость можно считать чертами характера, если они стали устой­чивыми свойствами, типичными для данной личности. I

Другие исследователи отмечают такие особенности, который отличают характер одного человека от другого — индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его по­ведении и поступках.

По мнению А.Г.Ковалева, характер — это своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях соци­ального поведения личности.

В характере каждого человека следует видеть единство устойчи­вых и динамических свойств. Основа характера складывается по­степенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается.

Решающим для понимания характера является отношение между общественно и личностно значимым для человека. Именно на­правленность личности лежит в основе единства, цельности и силы характера. Однако характер и направленность личности не одно и то же. Главное условие образования характера — наличие целей жизни. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или раз­бросанность целей. Направленность личности накладывает отпе­чаток на все поведение человека. В этой сформировавшейся систе­ме всегда что-то выдвигается на первый план, доминирует в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит. Важнейшее теоретическое и практическое значение при изучении характера и выборе психолого-педагогических средств воздействия имеет пра­вильное понимание его природы и входящих в него компонентов.

Согласно учению И.П.Павлова, привычное поведение челове­ка — это система прочно закрепившихся его ответных реакций на многократно повторяющиеся воздействия окружающей социаль­ной среды. Эти биологические и даже генотипические свойства индивида определяют темперамент (по И.П.Павлову), который составляет основу характера.

В психологии существуют следующие точки зрения на природу характера: одни считают, что он наследственно обусловлен; дру­гие — что он целиком определяется условиями жизни; третьи — что характер имеет как наследственно обусловленные, так и при­обретенные свойства.

Первой точке зрения свойственна биологизация характера, вто­рая является другой крайностью — социологизацией характера, сводящей на нет роль биологического фактора. Обе точки зрения ошибочны, поскольку не соответствуют действительности. Более реально отражает природу характера принятая в отечественной психологии точка зрения, согласно которой характер не врожден, но в его проявлениях сказываются и особенности организа­ции (и в первую очередь нервной системы, генотипа). По мнению Ю.Б.Гиппенрейтер, необходимо рассматривать определенные свой­ства организма как биологические или генотипические предпо­сылки характера. Согласно положениям современной генетики, наследуется лишь "норма реакции", т.е. набор различных спосо­бов реагирования на влияние среды.

Анализ проблемы "биологических основ характера" позволяет сделать следующие выводы:

детерминанты свойств характера следует искать как в особен­ностях генотипа, так и в особенностях воздействия среды;

степень относительного участия факторов наследственности и влияния среды в формировании характера может быть различной;

генотипические и средовые влияния на характер могут привес­ти к эффекту "алгебраического сложения". Как отмечает Ю.Б.Гип­пенрейтер, при неблагоприятном сочетании обоих факторов раз­витие характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологических форм; при благоприятном сочетании даже силь­ная генотипическая предрасположенность к отклонению от нор­мы может не реализоваться или не привести к патологическим отклонениям характера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.