Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели образования и воспитания

В России главной целью образования и воспитания традицион­но являлась подготовка высококвалифицированных кадров. В на­стоящее время педагогика сталкивается с множеством сложных проблем: необходимостью обучать не только знаниям, но и гума­нистическим ценностям, ядром которых является признание че­ловека центральной фигурой; проблемой адаптации студенческой молодежи к реальной действительности; культивированием нрав­ственно-этических ценностей как основы всей продуктивной дея­тельности, интеллектуального и эстетического развития, пробуж­дения активности и инициативы.

Идейной основой всей системы воспитания, педагогическим идеалом должны стать выработанные многовековой практикой человечества принципы гуманизма. Гуманизм прежде всего означа­ет человечность человека: любовь к людям, высокий уровень тер­пимости, уважение к достоинству личности. Гуманистическая концепция считает человека высшей ценностью, ставя его в центр своих мировоззренческих ориентации.

Принципы гуманизма в воспитательном процессе реализуются в общечеловеческих ценностях. Эти ценности отражены во всех этических кодексах поведения людей и ведут свой отсчет от рели­гиозно-нравственных заповедей: "не убий", "не укради", "не пре­любодействуй" и др.

В соответствии с гуманистическими идеалами главной целью учебно-воспитательного процесса должно стать создание предпо­сылок для самореализации личности.

Исторические условия и принципы реальной жизни определя­ют специфические как общие, так и личностные индивидуальные особенности современной молодежи. Сегодня нас тревожат отста­вание ее культуры от образованности, эмоциональная бедность, неадекватная оценка критериев своего и чужого поведения. Вос­питание культуры должно присутствовать в качестве внутренней составляющей любой профессиональной деятельности. Цели воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество. Для того чтобы достичь их, необходимо преобразовать на всех уровнях образова­ния процесс обучения.

Реализация целей воспитания и образования называется педа­гогическим процессом. При этом акцент делается не на содержании обучения, а на разработке целостной содержательной концепции новой педагогической системы, формировании межличностных отношений, которые обеспечивают комфортные условия разви­тия и эмоционально-нравственное воспитание. Вот почему про­блема формирования личности и воспитательных воздействий на нее становится злободневной.

Каковы пути формирования личности специалиста в процессе получения образования в техническом вузе? Значение начального формирования личности специалиста заключается в том, что по­требности студента в приобретении профессии и получении дип­лома о высшем техническом образовании должны совпадать с его психофизическими возможностями в получении знаний и спо­собностями использовать их в будущей деятельности. Именно со­вокупность этих факторов может гарантировать эффективность в подготовке специалиста. Следовательно, задача состоит в более углубленном анализе и выявлении тех специфических особеннос­тей, которыми должен обладать, инженер в отличие от других специалистов, занятых в иных сферах деятельности, — будь то прирожденные способности или же какие-то качества мышления, которые можно вырабатывать и совершенствовать. Инженер дол­жен обладать умением сомневаться, логически мыслить, иметь развитое абстрактное и образное мышление, а вся система выс­шего образования — способствовать выработке качеств, открыва­ющих возможности желающим стать инженером.

Рыночные условия предъявляют новые требования к качеству подготовки специалистов. Одной из важнейших задач воспитания в высшей школе является возрождение традиций нравственной, ин­теллектуальной, гражданской подготовки студенческой молодежи, от профессиональной деятельности которой зависит духовная ат­мосфера общества. Для того чтобы воспитать такого специалиста, необходимы новые идеи о роли преподавателя в учебном процессе, который мог бы обогатить его культурную и эмоциональную со­ставляющие.

Анализ культурного уровня студентов показывает, что возни­кает необходимость перевода всего учебно-воспитательного процесса на качественно новые позиции. Это означает не просто уси­ление гуманитаризации и профессионализации, а изменение па­радигмы всей образовательной системы, в которой прежде всего учитываются не потребности общества в целом, а потребности личности в развитии своих теоретических и профессиональных способностей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общее представление о воспитании | Средства и методы воспитания. Для того чтобы успешно управлять педагогическим процессом, необходимо владеть методами воспитания; знать условия форми­рования личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.