Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза




Психика человека развивается в процессе онтогенеза (индивидуальное развитие живого организма, охватывающее все изменения от стадии оплодотворения яйца до завершения индивидуальной жизни) и филогенеза (развитие всех органических форм в течение всего времени существования жизни на планете).

Проследим эволюцию психики человека с рождения до завершения земного пути. В психологической литературе можно встретить различные трактовки периодизации данных процессов, но существо их от этого не меняется. Внутри периодов можно выделять более дробные периоды. Следует также учитывать индивидуальные различия.

1. Новорожденный ребенок (до 2-х месяцев) имеет зрительные, слуховые, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, ощущение положения тела в пространстве, элементарные рефлексы (сосательный, глотательный). В этом возрасте сон занимает 4/5 времени. Сохраняется эмбриональная поза во время сна. Внешняя активность ориентирована на удовлетворение потребности в пище. Ко второму месяцу ребенок начинает предметно воспринимать свет, звук, мать.

2. Ранний младенческий возраст (2-6 месяцев). Ребенок старается воспринимать предметы – схватить предмет рукой, узнавать близких людей, овладевает навыками самостоятельного сидения.

3. Поздний младенческий возраст (6-12-14 месяцев). К седьмому месяцу ребенок может удерживать предмет, манипулировать им (основным ощущением остаются вкусовые, поэтому все предметы ребенок тянет в рот). Ребенок начинает переворачиваться с живота на спину, ползать, подниматься. Обычно к году ребенок начинает самостоятельно ходить.

4. Преддошкольный возраст (1-3 года). У ребенка развиваются простейшие навыки (держание ложки, чашки). Он учится манипулировать предметами в игре. Развивается речь (первые слова воспринимаются как средство общения – так называемый детский лепет). Ребенок стремится к самостоятельным действиям («я сам»).

5. Дошкольный возраст (3-7 лет). Ребенок овладевает социальными ролями – начинает играть в сюжетные игры, выполняет определенные обязанности по дому.

6. Младший школьный возраст (7-12 лет) начинается с поступления ребенка в школу. Он приучается к новым формам социальной деятельности – учению как самостоятельной деятельности, в ходе которого происходит умственное развитие ребенка, общению со сверстниками. В процессе учения развиваются речь, мышление, память, внимание, интересы. В процессе общения ребенок выполняет определенные обязанности в школьном коллективе (дежурство в классе, работа на приусадебном участке и др.) Происходит разделение видов деятельности на мужские и женские.

7. Подростковый возраст (12-16 лет для мальчиков; 12-15 лет для девочек). В этом возрасте ребенок достигает первых успехов в определенном виде деятельности, связанным с будущей профессией, овладевает мужскими и женскими ролями, ориентируется на взрослую жизнь. Происходит половое созревание и начинается период ухаживания за представителями противоположного пола. В этом возрасте психика человека особенно чувствительна к различным внешним проявлениям. Поэтому требуется пристальное внимание со стороны взрослых за поведением подростков.

8. Юношеский возраст (17-21 год для юношей; 16-20 лет для девушек). Молодые люди завершают обучение в средних школах, выбирают будущую профессию, нередко заводят семью.

Далее человек, как правило, вступает во взрослую самостоятельную жизнь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.