КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура психики и проблема сознания человека
Вопросы для повторения 1. Что понимает современная психологическая наука под психикой? 2. Какие концептуальные подходы присущи психологической науке при анализе психических явлений? 3. Выделите сильные и слабые стороны каждого из предложенных подходов при анализе психики человека. 4. Дайте краткую характеристику гештальтпсихологии в изучении психики человека. 5. Проследите эволюцию мозга человека в зависимости от сложности видов трудовой деятельности. 6. В современном молодежном слэнге существует распространенное выражение – «вынос мозга». Может ли это явление случиться на самом деле? Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира. Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, способной к субъективному отражению объективной действительности, построению субъективной картины мира, в идеальных образах, на основе которых регулируется поведение человека, его взаимодействие с внешней средой. Развитие психики человека связано с возникновением и совершенствованием орудий труда, преобразованием функций руки, производством предметов материальной и духовной культуры, формированием языка (речи) как средства общения. Общество осуществляло передачу знаний, умений и навыков из поколения к поколению, овладевало накопленным социальным опытом. Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Сознание представляет собой высший уровень отражения объективной реальности, высший уровень саморегуляции, присущий только человеку. Сознание всегда активно, направленно, обладает способностью к самонаблюдению и имеет ценностный характер. Понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»). Надсознательные процессы требуют более интенсивной работы при принятии жизненно важных решений (выбор профессии, вступление в брак и т.п.). Функции психики: - отражение окружающей действительности; - сохранение целостности организма; - регулирование поведения. На основе данных функций психики происходит адаптация (приспособление) человека к внешней среде. Функции психики человека обусловлены социальной средой – воздействием человека на природу с помощью орудий труда (отсутствует у животных); овладением системой знаков-символов, связанных с трудовыми операциями; превращением знаков в элементы речи и в систему межличностных отношений (отношения управления). В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния. Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы: сила нервной системы – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению; подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению; уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения; лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей; резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей. Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции. Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |