Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование идеи (концепции) законопроекта




Стадии правотворческой деятельности

В процедуре подготовки проектов законов можно выделить следующие стадии:

· Формирование идеи (концепции) законопроекта.

· Создание рабочей группы.

· Работа над текстом законопроекта.

· Апробация и экспертиза подготовленного законопроекта.

· Подготовка сопроводительных документов.

· Работа над законопроектом в ходе законодательного процесса.

 

Законотворчество – это творческий социальный процесс, находящийся под влиянием множества политических, экономических, правовых, демографических, идеологических и иных факторов.

Эта идея может быть сформирована в ранее принятых законах. Например, Конституция Российской Федерации (1993г.) содержит прямые ссылки на более чем два десятка федеральных конституционных и федеральных законов. Значительное количество федеральных законов непосредственно вытекает из принятых и вступивших в силу частей Гражданского кодекса.

На первый взгляд, закрепление идеи о необходимости принятия закона в ранее принятом законе – наиболее простой и эффективный способ воплощения ее в жизнь. Однако на практике все оказывается не так просто. В законодательной деятельности прослеживаются не только стимулирующие, но и тормозящие социальные факторы. В результате законодательная программа, вытекающая из Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ, до сих пор не осуществлена в полной мере.

Идея принятия нового закона или целого пакета законов может содержаться в программе политической партии, общественного движения, предвыборного блока. Практически все избирательные объединения на выборах в Государственную Думу в той или иной форме обозначают свои приоритеты в области законотворчества.

Идея принятия нового закона, пакета законов или поправок к действующему законодательству может родиться в общественной дискуссии. Например, дискуссия о смысле и необходимости института депутатской неприкосновенности дала старт обширному пакету законодательных инициатив на эту тему.

Достаточно часто принятие законопроекта инициируется назревшей экономической или социальной потребностью, острой ситуацией в экономике, политическим кризисом. Например, обвальная инфляция в 1992-1993гг., которая привела к уничтожению вкладов граждан в Сберегательном банке, породила пакет законодательных предложений о восстановлении сбережений. Крах многочисленных финансовых «пирамид» в 1995-1997гг. вызвал к жизни многочисленные законопроекты о защите и гарантированности прав вкладчиков, неурегулированность отношений «продавец - покупатель» в условиях формирующегося рынка привела к созданию ряда законопроектов о защите прав потребителей и т.д.

Во многих случаях законопроекты инициируются, разрабатываются и поддерживаются экономически влиятельными группами – риэлтерами, нотариусами, страховщиками, участниками рынка ценных бумаг и т.д. в целях защиты своих экономических интересов. Подобная практика вполне соответствует нормам гражданского общества, важно лишь, чтобы частные экономические интересы защищались, открыто, публично, в рамках законодательного процесса и демократической парламентской дискуссии, а не путем дачи взяток и покупки депутатских голосов.

Естественно, есть существенная разница между идеей «текущего» законопроекта или поправки к действующему законодательству и идеей крупного кодифицированного нормативного акта, систематизирующего целую область общественных отношений. Если идею «текущего» нормативного акта можно изобрести в одиночку, то концепция крупного законопроекта, как правило, опирается на новейшие достижения юридической науки, учитывает результаты других общественных наук, требует для своей разработки достаточно больших коллективов ученых и специалистов.

В разработке концепций нормативных правовых актов хорошо зарекомендовали себя методы «мозгового штурма», концептуального проектирования, имитационные и организационно - деятельностные игры.

Появление на свет идеи законопроекта отнюдь не обязательно означает, что это – правильная идея. Жизнь современного общества складывается из взаимодействия множества «слоев» общественных отношений и найти внутри этой системы единственно правильное нормативно-правовое решение – далеко не простая задача.

Автор законотворческой идеи должен многократно проверить ее, какой бы простой и внешне убедительной она ни казалась. Выносить на обсуждение специалистов различных отраслей знаний, отдать ее на рассмотрение своим конкурентам. Если в ходе дискуссии обнаружится, что в законодательстве уже есть все необходимое для достижения поставленных целей, то необходимо разобраться, почему не работают уже созданные правовые механизмы, а не засорять законодательство все новыми и новыми юридическими нормами, полезность которых сомнительна.

Серьезная и объективная проверка законопроектов на стадии замысла способна избавить законодателей от тысяч часов бесполезной работы, а общество – от множества принятых, но реально не работающих нормативных актов.

Пакет идей и предложений о необходимости разработки и принятия тех или иных законов, в конечном счете, оформляется в Программу законопроектных работ, утверждаемую постановлением Государственной Думы.

В настоящее время сохраняется традиционная для России недооценка роли закона и законотворчества в государственной жизни, в результате чего правовая политика обычно оттесняется на задворки правительственной стратегии. К сожалению, отсутствует единый скоординированный план федерального законотворчества и законотворчества субъектов Федерации, что ведет к ослаблению единства правовой системы России, возникновению в ней множества противоречий. Не до конца отработана и техническая сторона подготовки Программы законопроектных работ: она зачастую верстается путем механического объединения предложений депутатов, правительства, субъектов РФ.

Недооценка идейной, концептуальной основы законотворчества приводит к тому, что формирование правовой базы гражданского общества затягивается, и люди не видят тех конкретных позитивных результатов законодательной деятельности, на которые они вправе рассчитывать.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.