КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инвестиции и эффект мультипликатора
Прирост инвестиций приводит к приросту дохода. Однако, как показывает практика, доход растет гораздо интенсивнее, чем растут инвестиции. Если инвестиции вырастают на какую-то величину, то для того, чтобы получить рост дохода, необходимо эту величину умножить на определенное число, называемое мультипликатором. Мультипликатор (множитель) — это коэффициент, на который нужно помножить прирост инвестиций, чтобы получить прирост дохода. Поскольку не только инвестиции, но и любой компонент автономных расходов (потребление, инвестиции, государственные расходы, чистый экспорт) может давать точно такой же эффект на доход, его называют мультипликатором автономных расходов. Рассмотрим эффект мультипликатора, предположив, что государство осуществляет свои автономные инвестиции в экономику в размере 1000 у.е., при этом предельная склонность к сбережению равна 0,2. Итак, 1000 у.е. попадает в экономику. Например, следуя Кейнсу, предположим, что это инвестиции в общественные работы. Тогда те, кто участвует в общественных работах, почувствуют себя на 1000 у.е. богаче. Они захотят увеличить свое потребление. Однако все 1000 у.е. они потребить не смогут, так как в соответствии с предельной склонностью к сбережению 0,2, — 20% от дохода они должны сберечь. Таким образом, расширение их потребления составит 80%, т.е. 800 у.е., которые будут предъявлены в виде потребительского спроса. Предположим, что на них будут закуплены продовольственные товары. Тогда занятые в сфере производства продовольственных товаров почувствуют себя на 800 у.е. богаче и расширят свое потребление. На сколько? На 640 у.е., т.е. на 80% от 800 у.е., а 160 у.е. они будут сберегать в соответствии с предельной склонностью к сбережению. Возникает цепная реакция: первоначальные автономные инвестиции государства в размере 1000 у.е. порождают процесс развертывания потребления: 1000 + 800 + 640 + 512 +... = 5000. 5000 — это предел суммы геометрической прогрессии, которую мы в данном случае рассматриваем: 1000 + (1 + 0,8 + 0,82 + 0,83 + 0,84 +...) = 1000 х 1/(1 - 0,8) - 1000/0,2 = 5000. Итак, произошло пятикратное по сравнению с первоначальными государственными инвестициями увеличение дохода. Мультипликатор равен 5. От чего же зависит величина мультипликатора? От предельной склонности к сбережению. Чем ниже предельная склонность к сбережению, тем сильнее эффект мультипликатора. Можно выразить это формулой: K=1/MPS=1/(1-MPC) где к — мультипликатор. Итак, мультипликатор автономных расходов — это отношение изменения равновесного дохода к изменению любого компонента автономных расходов. Первоначальный инвестиционный импульс, «запускающий» эффект мультипликатора, может исходить со стороны как частного сектора, так и государства. Кейнс предлагал в годы Великой депрессии осуществлять государственные инвестиции в общественные работы, так как в ситуации тотального перепроизводства инвестировать в производственный сектор было бессмысленно. Инвестиции же в общественные работы создавали платежеспособный спрос без создания дополнительной массы товаров, а именно создание платежеспособного спроса — первоочередная задача в ситуации кризиса перепроизводства.
ТЕМА7: Финансы и финансовая система 1. Финансы: признаки и функции 2. Финансовая политика и ее элементы 3. Финансовая системы: сферы и звенья
1. Финансы: признаки и функции Финансы – историческая категория, они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Финансы – это система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения НД. Финансы охватывают лишь те отношения, которые связаны с формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (объекты финансов): - к децентрализованным фондам относятся бюджеты предприятий и бюджеты семей (домашних хозяйств), формируемые за счет оплаты труда, социальных трансфертов из централизованных фондов; - к централизованным относятся денежные средства аккумулированные на общегосударственном уровне. Бюджет государства (ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ), государственный кредит, фонды страхования. Можно выделить следующие основные признаки финансов: · экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег (деньги выступают материальной основой существования финансов); · в процессе экономических отношений осуществляется формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов и государства, их использование. Субъектами финансов выступают: домашние хозяйства, предприятия, государство. В состав финансовых ресурсов входят: собственные средства, мобилизованные на рынке, средства, поступающие в порядке перераспределения. Объем финансовых ресурсов зависит ВВП и НД. Функции финансов – это проявление их сущности в действии. Две основные функции финансов – распределительная и контрольная – осуществляются ими одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и НД и контроль за этим распределением. 1. Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости производственного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, созданием фондов денежных средств. Распределение как стадия воспроизводства общественного продукта следует за стадией производства, а финансы, опосредствуя этот процесс. Обеспечивают образование, распределение и – на стадии обмена – использование доходов и накоплений. 2. Контрольная функция финансов неотделима от распределительной функции и обслуживает не только распределительные отношения, но также и смену форм стоимости в кругообороте средств предприятия. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
2. Финансовая политика и ее элементы В условиях развития экономики государство вырабатывает соответствующую финансовую политику, которая представляет собой совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства. Субъектами финансовой политики являются органы законодательной и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства. Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства. Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся: 1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов 2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период 3. Разработка конкретных путей реализации основных направлений финансов Финансовую политику можно классифицировать не только по содержательному признаку, но и по другим критериям: 1. по территориальному критерию выделяют общегосударственную, региональную и местную финансовую политику; 2. по временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику; 3. в зависимости от объектов воздействия выделяю финансовую политику субъектов хозяйствования и финансовую политику государственных и муниципальных финансов. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, денежно-кредитная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.
3. Финансовая система: сферы и звенья
Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. Таблица – Структура финансовой системы РФ
ТЕМА 8: Налогово-бюджетная политика 1. Государственный бюджет и его структура 2. Налоги и их разновидности. Кривая Лаффера 3. Налогово-бюджетная политика правительства 4. Бюджетный дефицит и способы его покрытия
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |