Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности - предпосылки и продукт деятельности

У читателя, слушателя может возникнуть вопрос: почему я не включил

потребности в структуру деятельности?

Отвечаю: потребность - это нужда или недостаток в чем-либо

необходимом для поддержания жизнедеятельности организма,

человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Это

неосознанный побудитель активности. Отсюда следует, что потребность

- компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая

существует до деятельности. Она - структурный элемент субъекта

деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает,

что потребность отделена китайской стеной от деятельности. Как

побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до

получения результата.

Маркс определял потребность, как способность потребления в системе

производительной деятельности. Он писал: "В качестве потребности,

потребление само есть внутренний момент производительной

деятельности, момент такого процесса, в котором производство есть

действительно исходный пункт, а потому также и господствующий

момент".55

Методологическое значение этого тезиса Маркса состоит в преодолении

механического истолкования взаимодействия потребности и

деятельности. Как остаточный элемент натурализма в теории человека

выступает механическая концепция, согласно которой индивид действует

только тогда, когда его к этому побуждают потребности, когда нет

потребностей, индивид пребывает в бездеятельном состоянии.

Когда потребности рассматриваются в качестве основной причины

деятельности без учета посредствующих факторов, находящихся между

потребностью и результатом деятельности, без учета уровня развития

общества и конкретного индивида, формируется теоретическая модель

человека-потребителя. Недостаток натуралистического подхода к

определению потребностей человека состоит в том, что эти потребности

выводятся непосредственно из естественной природы человека без учета

определяющей роли конкретно-исторического типа общественных

отношений, которые выступают в качестве опосредующего звена между

природой и потребностями человека и преобразуют эти потребности в

соответствии с уровнем развития производств, делая их истинно

человеческими потребностями.

Человек относится к своим потребностям через отношение к другим

людям и только тогда выступает как человек, когда он выходит за

пределы присущих ему природных потребностей.

"Каждый индивид в качестве человека выходит за пределы своей

собственной особой потребности...", - писал Маркс, и только тогда

они "относятся друг к другу как люди..." когда "общая им родовая

сущность осознана всеми".56

На уровне общественной деятельности не существует той прямой

причинно-следственной связи между потребностью и деятельностью,

которая имеет место в условиях индивидуальной деятельности. Здесь

эта связь настолько опосредована законами общественной формации и

вновь возникшими компонентами структуры личности (структурой общения

и выполняемых индивидом общественных функций, знаниями,

способностями и т. п.), что деятельность индивида перестает быть

средством удовлетворения индивидуальной потребности и становится

самоцелью. Между естественной потребностью и потребностью, созданной

исторически (потребность в образовании, во всестороннем развитии

личности, в творческой деятельности), имеется существенное различие.

Если естественная потребность является внутренней и

гомеостатической, понуждающей человека к деятельности для ее

немедленного удовлетворения, то общественно приобретенная

потребность перестает быть только его, индивида, потребностью, в ней

индивид не обособляется, а идентифицируется со всеобщей социальной

сущностью. Поэтому она перестает быть потребностью в собственном

смысле этого слова и становится потребностью к деятельности, которая

порывает пуповину, связующую индивида с удовлетворением элементарных

потребностей, характеризуется мерой терпимости даже к длительному

неудовлетворению их. Изменение функции потребностей в органической

структуре личности на уровне общественной (коллективной)

деятельности обусловливает "переворачивание" направления

детерминации. Два основных признака характеризуют этот момент

редетерминации: 1) на уровне общественной деятельности не

потребности определяют деятельность индивида, а наоборот, характер

деятельности обусловливает характер потребностей, поэтому теория

деятельности является исходной в определении характера потребностей;

2) на этой стадии происходит "переворачивание" отношений между

социальным и биологическим в органической структуре личности:

исся-кание генетически унаследованного запаса задатков, выдвижение

на первый план способностей, приобретенных индивидом прижизненно.

Если в процессе формирования личности унаследованные задатки играют

роль базиса индивида, над которыми как бы "надстраиваются"

социальные качества индивида, то у развитой личности эта связь

приобретает обратный характер. Прав был П. Сэв, утверждая, что

"источник развитой личности является внешним по отношению к

детству".57

В антагонистическом обществе, где вся деятельность, в том числе и

деятельность индивида в сфере общественного производительного руда,

подчинена удовлетворению простейших жизненных потребностей, личность

находится в состоянии универсального отчуждения от своей

социально-деятельной сущности. Раскрывая эту антигуманную черту

капиталистического производства, Маркс писал: "Таким образом,

индивидуальное потребление рабочего составляет момент в производстве

и воспроизводстве капитала независимо от того, совершается ли оно

внутри или вне мастерской, фабрики и т. д., внутри или вне процесса

труда, подобно тому, как таким же моментом является чистка машины

независимо от того, производится ли она во время процесса руда или

во время определенных перерывов последнего".58

В этих условиях труд перестает быть "самовыражением" индивида и

снижается до уровня простого дегуманизированного средства

"заработать себе на жизнь". Эти "самовыражение", инициатива,

динамичность индивида отодвигается всей системой капиталистического

обществa в сферу индивидуальной деятельности (частное потребление,

досуг, межличностное общение, любительское занятие, любование

природой и т. п.), где они находят лишь свое мнимое разрешение и

формируют асоциальную личность человека-потребителя.

Первым необходимым условием ликвидации антагонистического

противоречия между индивидуальной и общественной деятельностью,

между существованием и сущностью человека, является радикальное

преобразование общественных отношений, открывающее путь превращения

общественного труда в средство самовыражения индивида.

Социалистическое общество, открывающее всем членам общества широкий

доступ к образованию, управлению производством и всеми делами

общества, создает объективные предпосылки для упразднения

дихотомизации индивида, раздвоения его на абстрактную и конкретную

личность, освобождает индивида от необходимости принесения

общественной деятельности и общественно приобретенных способностей в

жертву естественной потребности.

Вывод: в процессе индивидуального развития личности изменяется не

только характер потребностей (появляются возвышенные потребности),

но изменяется и роль потребностей в структуре личности, изменяется

отношение индивида к своим потребностям: из раба потребностей он

превращается в господина над ними.

Сформулированный выше принцип изменения направления детерминации в

отношении потребность-деятельность может принести плодотворные

результаты в педагогической практике и в практике формирования

всесторонне развитой личности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура акта деятельности | Трансформация потребностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.