Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трансформация потребностей

Понимание приведенной выше классификации потребностей будет

малоэффективным, если мы будет трактовать каждую потребность в

изоляции от других потребностей или исследовать субординацию

потребностей в зависимости от однозначного определения оной

какой-либо ведущей потребности. Ни одна человеческая потребность не

существует в чистом виде, все они взаимосвязаны и переплетены таким

образом, что представляют собой сложную мозаику, множеством нитей

связанную с возможностями их реализации в практической деятельности.

Потребность как таковая представляет собой лишь фрагмент внутреннего

душевного мира человека и для своей реализации предполагает сложную

процедуру: мотивацию выбора предмета потребности, осознание через

интересы и цель деятельности. На этом пути потребность претерпевает

серьезную трансформацию, превращаясь нередко в свою

противоположность.

Как побудитель человеческой деятельности потребность только тогда

побуждает человека на великие свержения, когда она озарена смыслом

жизни, служит этой великой цели, которую личность стремится достичь.

Хорошо об этом сказал Гете: Я уважаю человека, который отчетливо

знает, чего хочет, неутомимо совершенствуется, понимает, какие

средства потребны для достижения его цели, умеет владеть и

воспользоваться ими; велика или мала его цель, заслуживает ли

похвалы или хулы -это для меня вопрос второстепенный.

Потребности человека условны, подвижны, они носят виртуальный

характер.

Виртуальность потребностей состоит в том, что каждая из них содержит

в себе и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием

условий своей реализации, возраста, окружающей среды, скажем,

биологическая потребность становится материальной, социальной или

духовной потребностью, т. е. она трансформируется. В этом

параллелограмме потребностей главенствующей становится та

потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни,

лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т. е. та, которая

лучше мотивирована.

Обратимся к примеру из профессиональной деятельности по

конструированию одежды.

Мы уже выяснили, что потребность в одежде является материальной

потребностью. Но является эта потребность единственной или

главенствующей, определяющей деятельность модельера - конструктора

одежды? Однозначно: нет. Ведь материальная потребность в одежде

фиксирует одно ее качество: оберегать человека от замерзания,

сохранять тепло. Но для того, чтобы понравиться окружающим, чтобы

победить на конкурсе мод материальная потребность нивелируется, она

превращается в социальную и духовную потребность. А для того, чтобы

возбуждать сексуальные потребности мужчины она должна умело

подчеркивать женственные места женщины. Ведь недаром говорят:

модельеры швейники - слуги моды, главная потребность которую они

должны возбуждать в людях - потребность красоты, духовная,

эстетическая потребность. Но что такое мода? Эта тема весьма

обширна, она заслуживает специального обсуждения и дискуссии. Тему

моды как "кривого зеркала" образа жизни "осмысливали" многие

философы. Приведу высказывание о моде классика немецкой философии И.

Канта. Кант полагал, что мода возникает из естественного стремления

человека сравнивать себя с другими и может быть объяснима как

проявление "закона подражания". Мода, по Канту, есть проявление

неустойчивого поверхностного в образе жизни. "Всякая мода уже по

самому своему понятию представляет собой непостоянный образ

жизни".82

Модой в положительном смысле слова можно назвать все то, что

выражает элемент нового прогрессивного в образе жизни, что

появляется во время как предвестник качественных изменений образа

жизни.

А это значит, что первоначальная (материальная) потребность при

конструировании одежды по требованиям моды теряет свое

главенствующее значение, уступая место другим, более возвышенным

потребностям - социальной духовной. В этом выражается виртуальный

характер материальной потребности в одежде.

Другой пример: сексуальная потребность и потребность деторождения,

продолжения рода. Обе эти потребности относятся к базовым

биологически потребностям человека. Их взаимосвязь и единство

неоспоримо: удовлетворение потребности деторождения невозможно без

сексуальной потребности. Но эта взаимосвязь опосредована множеством

факторов: состоянием нравственности как в обществе, так и в

отношении конкретных мужчины и женщины, желанием или нежеланием

создать семью, материальными условиями совместного проживания и

воспитания ребенка, национальной и религиозной принадлежностью

мужчины и женщины, совместимостью личных жизненных идеалов,

состоянием здоровья и прочностью любви между ними. Потребность

деторождения, таким образом, "обрастает" букетом социальных и

духовных потребностей, дистанциируясь от сексуальной потребности,

трансформируется в социальную потребность по преимуществу. Не этим

ли объясняется тот факт, что во многих случаях отношений девушки и

молодого человека потребность деторождения заменяется предложением:

"давай, займемся любовью", т. е. она трансформируется в пошлость.

В условиях нормального образа жизни трансформация потребности

подчинена закону возвышения потребностей.

Закон возвышения потребностей действует во всех экономических

формациях. Но действует по-разному. В капиталистическом обществе он

прокладывает себе дорогу стихийно, пробиваясь через господствующую

тенденцию к накоплению вещественного богатства и рыночный

менталитет.

В социалистическом обществе постоянно расширяются возможности

удовлетворения потребностей всех членов общества, а сами потребности

облагораживаются, совершенствуются, служат целям всестороннего

гармонического развития личности. В. И. Ленин писал, что социализм

как планомерная организация создает предпосылки не только для

удовлетворения нужд трудящихся, а и "для обеспечения полного

благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов

общества".83

Закон возвышения потребностей проявляется во взаимопроникновении

общественных и индивидуальных потребностей, в наполнении

потребностей личности все более социально значимым содержанием, в

возрастании удельного веса духовных потребностей. Существенной

стороной закона возвышения потребностей является обратное влияние

духовных потребностей на материальные, в результате чего происходит

гуманизация, очеловечивание потребностей человека.

Возвышение потребностей - это не просто развитие одних и тех же

потребностей, но возникновение новых потребностей, прогрессивное

поступательное изменение, основанное на сохранении того ценного, что

было достигнуто на предшествующих ступенях. Возвышение потребностей

- движение в направлении их гармонического, всестороннего

развития.84 Буржуазные идеологи стремятся дискредитировать идею

всестороннего развития личности и, как отмечал Здравомыслов А. Г.,

"максимально вытравлять из массового сознания представление о

героическом, "идеальном", возвышающем человека над рутиной

повседневностью, тем самым закрепить в человеке обывателя, который

заботится только о собственном доме, имуществе, клочке земли,

автомобиле, удобствах сервиса и т. д."85

Наиболее общим стимулятором возвышения потребностей является любовь.

Любовь уравновешивает все потребности человека, гармонизируя и

освящая их в предмете своей любовной устремленности, в раскрепощении

всех чувств целостной личности. Любовь есть стремление быть вместе с

любимым, сделать ему что-то приятное, а если любимый не замечает

ваших стараний, вы нарочито проявляете каприз с одной целью:

привлечь его внимание. Если и после этого любимый остается

равнодушным, любовь нередко превращается в срою противоположность -

трансформируется в ненависть. Ярким проявлением такого чувства

является ревность. О. Бальзак писал: Ревность - это страсть в высшей

степени легковерная, подозрительная и дает простор фантазии, но

разума от нее не прибавляется, наоборот, она отнимает его.

Любовь - это жизнь сердца, она часто бывает всепоглощающей и слепой,

игнорирует чувство долга и разум. Чтобы не попасть впросак, надо

пропускать ее через свет разума, т. е. надо учиться управлять ею.

В трансформации потребностей большая роль принадлежит эмоциям.

"Функция эмоций, - пишет П. М. Ершов, - трансформация потребностей

во вполне конкретные цели для нахождения возможности практического

их удовлетворения".86 Эмоция всегда зависит от потребности и даже

непроизвольно выдает ту или иную потребность. Эмоция не только

подчиняется потребности, но и направляет процесс их конкретизации и

трансформации. Эмоция обнаруживает потребность. Это - крылья

потребности, вдохновляющие человека на удовлетворение потребности.

В эмоциях - открытость характера человека, обнаружение его целей в

окружающей среде. Эмоции приспосабливают потребность как действующую

силу к наличной окружающей среде, чтобы использовать именно ее, эту

среду, для реализации своей потребности. Наиболее часто за

положительной эмоцией скрывается стремление к наслаждению и, прежде

всего, телесному наслаждению. Надо иметь в виду, что наслаждение

рассматривается как нежелательная человеческая потребность, как

признак невысокой нравственной культуры человека.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Потребности - предпосылки и продукт деятельности | Управление потребностями
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.