Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление потребностями

Каждый человек, изучающий потребности и их роль в жизни человека,

должен быть готов к ответу на вопрос: человек управляет

потребностями или потребности управляют человеком?

Проблема регулирования потребностей возникает перед каждым человеком

в его повседневной практике. Она особенно остра у тех людей, кто

обладает богатством потребностей и наличием возможностей их

удовлетворения.

Есть потребности долговременные с прогнозируемыми возможностями их

удовлетворения, есть потребности, возникающие в экстремальных

условиях, застающие индивида врасплох, есть потребности, требующие

для своего удовлетворения определенных биологических ресурсов и

мобилизации волевых качеств. Есть потребности, возникающие

одновременно и требующие от индивида сознательного выбора: какой из

них отдать предпочтение: пойти и на встречу со своим другом или

закончить подготовку доклада для выступления на семинаре, истратить

деньги на посещение кафе или купить на них учебное пособие.

Если следовать гедонистической этике, согласно которой человек

всегда стремится к удовольствиям и избегать страдания, человек будет

приобретать репутацию ненадежного партнера по бизнесу или работника

не способного преодолевать трудности, везде и во всем опаздывать.

Если человек будет строго следовать установленному распорядку,

действуя по принципу: "делай не то, что тебе хочется, а то, что

надо", он может преуспеть в карьере, продвижению по служебной

лестнице, но постепенно терять друзей, а то и оказываться заложником

своей дисциплинированности, чем немедленно воспользуются

злонамеренные люди. Такого рода личностей называют правильными

людьми, их поведение предсказуемо. Они прямы как телеграфный столб.

Управлять потребностями - значит управлять своей деятельностью,

стремиться к достижению результата. Если вы осознали свою

потребность получить высшее образование, вы должны подчинить этой

потребности все текущие кратковременные потребности и цели,

рассчитать свои силы и средства так, чтобы полностью усваивать

программу каждого курса. Точнее говоря, учеба в вузе должна занимать

ведущее место в вашей жизни.

Если же вы, ссылаясь на обстоятельства, будете пропускать занятия,

не сдавать во время зачеты и экзамены, у вас появится такой длинный

хвост, что вы перестанете им управлять и ваша потребность в высшем

образовании превратиться в красивую, но неосуществимую мечту.

Управлять потребностями - значит постоянно преодолевать возникающие

соблазны, уметь побеждать себя, действуя по принципу: если я

преодолел своего внутреннего врага, все остальное чепуха.

В борьбе потребностей, мотивов выбора предмета потребности надо

проявлять решительность и своевременно переходить к действию, чтобы

не уподобиться буриданову ослу, который сдох потому, что не мог

решить, какую порцию сена ему съесть, которая справа или которая

слева по пути движения.

Итак, резюмируя сказанное, можно сделать вывод: человек может и

должен управлять своими потребностями. Для этого необходимо:

обладать смыслообразующим идеалом, высокой целью своей жизни; все

временные и преходящие цели и потребности рассматривать через призму

главной цели своей жизни;

постоянно заботиться о вооруженности средствами для достижения

высшей и временной цели;

каждое действие по удовлетворению потребности подвергать

всесторонней мотивации, не совершать немотивированных поступков;

формировать разумную волю, чтобы быть способным устоять от

соблазнов, подвохов и следовать своей дорогой.

Глава 4. Классификация потребностей

Было бы заманчивым распределить все потребности по группам, в

соответствии с которыми выделить в обществе социальные классы и

группы, организовать материальное производство с целью

удовлетворения всех потребностей людей. Но ближайшее ознакомление с

природой человеческих потребностей, с их неустойчивостью и

чрезвычайной подвижностью убеждает нас в иллюзорности такой попытки.

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой

природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в

которых они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей

не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее

адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с

которыми походят различные авторы к классификации, совершенно

разные. Одни основания у экономистов, другие - у психологов, третьи

- у социологов. В итоге получается: каждая классификация -

оригинальна, но узкопрофильна, непригодна для общего употребления.

Так, например польский психолог Обуховский К. насчитал 120

классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций. П. М. Ершов

в своей книге "Потребности человека" считает наиболее удачными две

классификации потребностей: Ф. М. Достоевского и Гегеля.

Не вдаваясь в обсуждение вопроса, почему Ершов находит сходство у

двух совершенно далеких друг от друга по интеллектуальному развитию

и интересам людей, рассмотрим вкратце содержание этих классификаций

как их представил П. М. Ершов.

Достоевский делил множество интересов и потребностей людей по

усложнению их содержания на три группы:

1. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания

жизни. 2. Потребности познания. 3. Потребности всемирного

объединения людей.

У Гегеля 4 группы: 1. Физические потребности. 2. Потребности права,

законов. 3. Религиозные потребности. 4. Потребности познания.

Первую группу, по Достоевскому и по Гегелю, можно назвать

потребностями витальными; третью, по Достоевскому, и вторую, по

Гегелю, - потребностями социальными; вторую, по Достоевскому, и

четвертую, по Гегелю, - идеальными.64 Каковы же особенности

классификации потребностей, предлагаемой автором настоящей книги?

Во-первых, мы полагаем неприемлемыми узкопрофессиональные подходы к

классификации потребностей, потому что в силу большой подвижности и

взаимопревращаемости ни одна из частных потребностей не может быть

закреплена за какой-то одной частной группой, т. е. обладает высокой

степенью неопределенности.

Во-вторых, методологически исходной посылкой нашей классификации

является концепция человека, изложенная в 1 главе книги и, в

частности, виды бытия человека: биологическое, социальное, духовное.

В-третьих, в иерархии потребностей, восходящих по закону возвышения

от низшей к высшей потребности в нашей классификации представлена

группа потребностей, тормозящих развитие разумных потребностей и

развитие личности. Это - извращенные потребности. Они занимают

особое место в общей классификации потребностей. Ни в одной из

существующих ныне классификаций, извращенные потребности не

обозначены.

В соответствии с изложенными принципами можно выделить следующие

большие группы потребностей:

1. Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем

людям. К базовым потребностям относятся: биологические,

материальные, социальные, духовные потребности.

Внутри базовых потребностей можно обнаружить много их модификаций,

дополнительных характеристик. Такие потребности являются

конкретизацией базовой потребности, характеризуют ту или иную

сторону ее проявления и могут быть названы особенными или

дополнительными потребностями. Так, в биологических потребностях

можно выделить антропологические потребности, основанием для их

выделения являются различия людей по полу (сексуальные потребности),

по возрасту, по принадлежности к расе, к этнической общности и пр.

Внутри материальных потребностей можно выделить бытовые потребности

- потребности комфорта жилья, транспортных средств, безопасности.

Среди социальных потребностей можно выделить потребность в

самоидентификации личности, потребность в защите прав и достоинств

личности и т. п.

Следующим основанием для выделения больших групп потребностей

является разделение потребностей по их социально-гуманистической

ориентации (ценности). Это будет группа ценностно-ориентированных

потребностей. По этому основанию можно выделить разумные и

неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные,

прогрессивные и регрессивные.

Не пытаясь втиснуть все человеческие потребности в прокрустово ложе

схем и комплексов, обратимся к характеристике названных здесь групп

потребностей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Трансформация потребностей | Биологические (естественные) потребности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.