Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образ жизни. Осмысление образа жизни восходит к гуманистической традиции эпохи




Осмысление образа жизни восходит к гуманистической традиции эпохи

Возрождения, позднее в трудах французских материалистов XVII века.

Образ жизни рассматривался как условие и социальная предпосылка

воспитания всесторонне развитой гармонической личности.

Представителей этих гуманистических теорий объединял один общий

принцип в объяснении образа жизни: гармония общественных отношений и

развитие человеческой личности определяется законами естественного

права, гармонией человеческого организма.

Согласно этому принципу, центральным, стержневым моментом образа

жизни является удовлетворение потребностей человеческого организма,

следование "зову своей природы". На базе функционирования

естественных потребностей и для их удовлетворения возникают

социальные и политические институты, семья, общественные

организации, государство, формируются умственные и моральные

качества личности. С этих позиций подвергаются нравственному

осуждению все те проявления образа жизни, которые противоречат

гармонии человеческого тела.

Так, в утопическом городе Солнца Кампанеллы жители, ведущие

"философский образ жизни общиною" ревниво следят за тем, чтобы

одежды, манеры поведения их сограждан строго соответствовали

природным данным индивидов.

"Они бы подвергли смертной казни ту, которая из желания быть

красивой качала бы румянить лицо, или стала бы носить обувь на

высоких каблуках, чтобы казаться выше ростом, или длиннополое

платье, чтобы скрыть свои дубоватые ноги".89

Принцип примата естественного над социальным в образе жизни нашел

свое отражение в теории "естественного равенства" Ж. Молье, в

"Кодексе природы" Морелли, в признании французскими просветителями

XVII в. законности потребностей человеческой плоти и телесных

наслаждений (гедонизм).

Рациональным во всех учениях гуманистов и социалистов-утопистов было

признание того, что в образе жизни есть нечто постоянное,

устойчивое, существенное, выступающее в качестве предпосылки и

условия гармонии высших проявлений образа жизни: индивидуального

поведения, форм одежды, ритуалов, социальных эмоций и т. д.

В системе потребностей человека в качестве устойчивой потребности,

детерминирующей все остальные потребности, выступали биологические

(естественные) потребности.

Ограниченность и ненаучный характер этих учений объясняется

неразвитостью социальной философии того времени и, прежде всего, их

метафизическими представлениями о неизменной природе человека как

субстанции образа жизни.

Возникновение социальной философии марксизма знаменовало собой

разрыв с донаучными, натуралистическими представлениями об образе

жизни.

Марксизм-ленинизм определяет образ жизни как социальное явление,

детерминированное характером и уровнем развития производительных сил

общества и изменяющееся от одной общественно-экономической формации

к другой. Ядром образа жизни, определяющим всю его многослойную

структуру является способ производства, общественно-полезная

трудовая деятельность людей.

"Способ производства надо рассматривать не только с той стороны, что

он является воспроизводством физического существования людей, -

писали Маркс и Энгельс в "Немецкой идеологии". - В еще большей

степени это -определенный способ деятельности данных индивидов,

определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни.

Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами".90

Эта методологическая посылка положена в основу определения образа

жизни у советских авторов. "Образ жизни, - пишет Здравомыслов, -

представляет собой устойчивый способ воспроизведения данных

социальных потребностей, он предполагает как определенный уровень

развития этих потребностей у интересующей нас группы, так и

определенные способы их удовлетворения".91

Таким образом, содержательное рассмотрение образа жизни возможно при

условии, когда его отдельные проявления объясняются через призму

социально значимых сущностных принципов и "вписываются" в родовое

понятие образа жизни.

В соответствии с разделением потребностей на материальные и

социальные советские экономисты Струмилин и Писаренко выделяли

"уровень жизни" и "качество жизни".

Уровень жизни определяет степень удовлетворения главным образом

материальных потребностей и выражается количественно.

Качество жизни характеризуется удовлетворением социальных и духовных

потребностей (образование, участие в политической жизни,

самоутверждение личности), следование общественному и

индивидуальному идеалу, степенью свободы, условиями развития

личности, наличным уровнем духовных и культурных ценностей.

Смысл категории "образ жизни" в ее синтетическом характере, в том,

что она не только включает, но и выявляет многообразие общего,

особенного и единичного. Уровень жизни и качество жизни - выражения

сущностных, устойчивых признаков образа жизни. За ними стоит и ими

определяется многообразие проявлений образа жизни: мода, обычаи,

ритуалы, национальные традиции, обряды, эстетические вкусы,

нравственные нормы и принципы.

 

Глава 6. Формирование потребностей




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.