Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование потребностей в условиях рынка




Рыночная эйфория, охватившая Россию с 1991 года, обогатила

общественное сознание рядом новых понятий. Наряду с понятием

"рынок", существующим с незапамятных времен, и понятием "рыночная

экономика", с которой ассоциируется капиталистическая система

производства и обмена, в России приобрело распространение и

популярность понятие "рыночные отношения". Что это такое? Многие

идеологи-рыночники толкуют рыночные отношения не только как

отношения в сфере торговли и обмена товарами, но и как определенный

тип производственных отношений и как систему общественного строя.

Здесь рыночные отношения являются синонимом общественных отношений,

т. е. из категории экономической они превращаются в

общесоциологическую категорию. Правомерно ли такая подмена понятий?

Поскольку перенос понятия "рыночные отношения" на оценку

производственных отношений означает попытку поставить производную от

форм собственности часть производственных отношений (торговля) в

роль определяющего компоненте, то это в действительности выражает

сознательную фальсификацию материалистического понимания истории,

когда по образу народного сознания "не собака вращает хвостом, а

хвост вращает собакой".

Трактовка современного этапа российской истории как периода рыночных

отношений низводит к роли второстепенных, зависимых от конъюнктуры

рынка, такие базовые сферы общественной жизни как материальное

производство, наука, образование, духовная культура, то есть такие

сферы жизни, к которым термин "рыночные отношения" не применим

вообще или имеет третьестепенное значение.

Такова теоретическая оценка рынка и рыночных отношений. Если же

рассматривать рынок с прагматических позиций, учитывающих

повседневные интересы малых социальных групп, следует отметить, что

рыночная экономика имеет положительные аспекты в общественной жизни.

Рыночная экономика более оперативно реагирует на изменения в балансе

спроса и предложения, тем самым не допускает перепроизводства

товаров народного потребления.

Рыночная экономика прямо или косвенно влияет на формирование

интеллекта, мировоззрения, моральных и правовых норм общества, что

дает нам основание утверждать, что она создает рыночного человека

(homo marceting).

Что представляет собой "рыночный человек" в условиях господства

рыночных отношений в обществе?

Рыночный человек является антиподом человека социалистического

общества по самой организации общественного труда.

Капиталистическая конкуренция и социалистическое соревнование - две

взаимно противоположных формы проявления социально-деятельной

сущности человека. Если капиталистическая конкуренция требует тайны

сделки, глубокой секретности технологических нововведений, то

соцсоревнование предполагает гласность, широкое участие работников в

овладении новой техникой.

Конкуренция неизбежно сокращает число ее участников, вплоть до

физического устранения конкурентов в сфере бизнеса, социалистическое

соревнование расширяет число участников, приобщая все новые слои

общества к овладению передовым опытом производства.

Конкуренция узурпирует способности, таланты, интеллектуальные силы

многих, превращая их в собственность капитала, а самих участников в

безликие символы буржуазного производства, соц. соревнование,

напротив, обогащает всех его участников интеллектуально и

нравственно. В конкуренции есть один стимул -денежный чистоган в

долларовом эквиваленте, в соц. соревновании - материальное,

интеллектуальное и нравственное взаимообогащение личности и

общества.

Мораль рыночного человека. В обществе, функционирующем на базе

рыночной экономики, отношения между людьми регулируются принципом

"эквивалентности взаимного воздаяния". Рыночные отношения становятся

здесь общезначимым эталоном, по которому строятся и нравственные

отношения людей. Выгода, торгашеский расчет, принцип купли-продажи

ложатся в основу нравственной оценки поведения. Даже собственно

личные качества, в том числе моральные, становятся важными не сами

по себе, а лишь в процессе их использования, продажи их на "рынке

личностей".

Эквивалентность взаимного воздаяния означает, "что ты мне, то и я

тебе, что общество мне, то и я обществу". Предполагается точный

эгоистический расчет в обмене материальными ценностями, уважением,

любовью и т. д. Эквивалентность воздаяния - высший критерий

справедливости межличностных отношений. Здесь имеется "бухгалтерский

подсчет" всех возможных потерь и выгод, которые будет иметь индивид,

вступая в отношения с другим человеком. Бескорыстие и человечность

не принимаются в расчет. Внешне гуманный смысл эквивалентности

взаимного воздаяния в межличностных отношениях оказывается, в

конечном счете, воплощением своекорыстия, эгоизма частного

собственника, защищающего свою выгоду путем морализирования.

Обеспечение эквивалентности взаимного воздаяния становится

навязчивой потребностью рыночного человека, заставляет индивида

бдительно следить, чтобы его не надули в межличностных отношениях.

Если ты совершил по отношению ко мне подлость, то и я тебе плачу тем

же. Главный лозунг рыночной экономики - все на продажу: материальные

ценности, честь, совесть и достоинство граждан, главная потребность,

формируемая рыночной экономикой - потребность подешевле купить,

подороже продать.

Свобода рыночного человека это - свобода торговать, обогащаться за

счет спекулятивных сделок, уклонения от налогов. Здесь господствуют

брокеры, дилеры, киллеры, рэкетиры и другие прохиндеи из воровского

мира.

Вывод: рыночная экономика трансформирует потребности человека таким

образом, что происходит угасание возвышенных гуманных потребностей

(интеллектуальных, нравственных, духовных, социальных), формирующих

гармонически развитую личность. Поощряются и утверждаются к жизни

низкопробные потребности, ориентирующие человека на материальное

обогащение любыми средствами. Реализуя принцип "ничего даром", рынок

формирует вражду между людьми, разрушает истинно русскую традицию

соборности и коллективизма, способствует росту преступности и

коррупции.

Неизбежным спутником и пропагандистом рыночной экономики является

реклама. Вполне приемлемая и необходимая функция рекламы:

распространение информации о новых товарах и услугах. Посмотрим, как

эта функция выполняется сегодня в России.

За редким исключением рекламируются товары западных стран, в

основном те, которые не находят сбыта в своих странах: сникерсы,

марсы, жевательные резинки, спиртные напитки, автомобили, стиральные

порошки, заморские (?), сотовые телефоны и пр., и пр. Эти товары

рекламируют телевизионные компании, средства массовой информации и

другие люди, которым платят за эту работу американскими долларами

или дойч марками и для которых эти доходы являются средством личного

обогащения.

На вопрос, задаваемый руководителям телекомпаний: почему они не

рекламируют товары российских товаропроизводителей - был один ответ:

российские товаропроизводители не имеют тех средств для оплаты

рекламы, которыми располагают западные товаропроизводители.

На кого рассчитана эта реклама? Конечно, не на рабочих, крестьян и

массовую интеллигенцию. Реклама рассчитана на "новых русских", на

людей, разбогатевших на разграблении общественной собственности, на

приватизации, на сформировавшуюся в России крупную буржуазию

(Березовский, Гусинский, Потанин, Смоленский и другие).

В конечном счете, негативная роль рекламы состоит не в том, что она

адресована людям с тугими кошельками, а в ее назойливости и

бестактности. Она оказывает крайне отрицательное психологическое

воздействие своим многократным повторением, прерыванием кинофильмов,

концертов и других передач, навязывая те товары, которые

подавляющему большинству телезрителей не нужны и даром. Часто бывают

и рекламные ролики гигиенически неприемлемые: стирки грязного белья

при помощи "Ариеля" и пр.

Рекламу распространяют десятки местных газет, выпускаются рекламные

журналы до 150 страниц и более тиражом в 3 млн. экземпляров.

Например, журнал "Экстра" выходит еженедельно, вкладывается в

почтовые ящики бесплатно, и это в то время как в высших учебных

заведениях нет бумаги на публикацию методических пособий студентам.

Здесь есть единственный положительный момент: нет дефицита туалетной

бумаги, на нее цены не растут.

Кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Эта народная поговорка

полностью проявляется в идейно-воспитательной направленности

рекламы. На 99% реклама служит пропаганде американского образа

жизни. Об этом свидетельствует подбор "подарков" на разных конкурсах

- американская кукла Барби, все надписи на английском языке,

подражание героям ковбойских кинофильмов, путевки для поездки в США

и другие Западные страны, адресная направленность рекламы на

молодежь: чего, например, стоит реклама жевательной резинки:

"жутифрут без сахара" с демонстрацией восторга пустоголовых юношей и

девушек. В результате такой обработки молодежи мы имеем угасание

русского патриотизма, цинизм и повальное желание молодежи поехать в

США и пр., и пр. Как тут не вспомнить завещание госсекретаря США

Даллеса, сделанное им в конце войны в 1945 году. "Окончится война, и

мы бросим все, что имеем, чем располагаем... все золото, всю

материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей. Посеяв там

хаос, мы незаметно, подменив их ценности на фальшивые, заставим их в

эти фальшивые ценности поверить. Как? Мы найдем своих

единомышленников и помощников, которые будут вдалбливать и насаждать

в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства

- то есть всякой безнравственности: хамство, наглость, ложь и обман

и, особенно, к русскому народу. Молодежь будем разлагать,

развращать, мы сделаем из них циников, пошляков".95

Вывод: подавляющее большинство рекламы не способствует формированию

потребности во всестороннем развитии личности, разрушает подлинный

русский коллективистский образ жизни.

Пагубное влияние рекламы на формирование потребностей человека

осознается все большим числом российских граждан. Так, по данным

СМИ, если в июне 1998 г. 10% граждан нуждались в рекламе, то в

октябре - только 2%. По этому случаю, рекламодатели подняли

вселенский шум. Это хороший признак. Сознание людей в России все

более четко формирует мысль: хорошие товары не нуждаются в рекламе,

именно их надо покупать. Реклама служит распространению информации о

залежалых низкокачественных товарах, которых не следует покупать,

так как ни какая реклама не в состоянии повысить качество товара.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.