Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устная речь Письменная речь

Лекция № 3

Тема: Особенности устной и письменной речи

Вопросы:

1.Устная и письменная речь – формы существования языка. Специфика устной и письменной речи.

2.Устная речь. Монолог и диалог.

3.Письменная речь. Официально-деловые тексты.

 

1.Русский литературный язык существует в двух формах – устной и письменной. Естественно поэтому, что ряд требований применим как к устной, так и к письменной речи. Это требования:

1) содержательности речи;

2) ее ясности, точности, убедительности;

3) литературной правильности и благозвучия.

Две формы выражения языка тесно взаимосвязаны, поэтому хорошо развитая устная речь благотворно влияет на навыки письменной речи, и, наоборот, письменная речь способствует развитию и совершенствованию устной речи.

Тем не менее между ними есть и существенное различие. Каждая форма речи имеет свою специфику.

Различия устной и письменной речи

- это речь звучащая - это речь, графически закрепленная

- создается в процессе говорения - заранее обдумана и исправлена

1)По своей внутренней природе:

обе формы речи выражают наши мысли, чувства, но в живом слове переход от мысли к слову совершается значительно быстрее, причем словесное оформление мысли чаще всего бывает окончательным. Говорящий в момент речи прилагает значительно больше усилий для того, чтобы выразить свои мысли наиболее полно и убедительно. У пишущего всегда больше времени, поэтому он имеет возможность тщательно «взвесить» материал, отобрать факты, найти нужную формулировку. Пишущий может неоднократно перечитать написанное, переделать то, что покажется ему неубедительным.

2)По своей направленности и характеру адресата эти формы речи также отличаются.

Устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий выступает перед аудиторией. Контакт с ней позволяет видеть результаты своей речи. В нужный момент говорящий может перестроиться по ходу выступления, привлечь дополнительные факты и т.д. Для устной речи характерна импровизация. Устная речь имеет большой запас средств для передачи мыслей и чувств: это и интонация, мимика и жесты и т.д. Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой.

Пишущий работает наедине с собой. Письменная речь обращена к отсутствующим. Он мысленно представляет себе того, кто будет читать написанное, поэтому стремится изложить мысли наиболее полно, обстоятельно. В письменной речи нужны навыки углубленной работы над словом, умение анализировать написанное, совершенствовать его.

3)По характеру восприятия устная и письменная речь отличаются.

Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Во время чтения всегда есть возможность перечитать написанное, вернуться к тому, что непонятно.

Устная речь воспринимается на слух. Чтобы ее воспроизвести еще раз, необходимы специальные технические средства. Поэтому устная речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.

 

Вот что писал о разном восприятии устной и письменной речи Ираклий Андроников (писатель, литературовед, мастер устного рассказа, народный артист СССР) в статье «Слово написанное и сказанное» (Андроников И.Л. Собр. Соч.: В 3 т. Т.2.- М., 1981).

«Если человек выйдет на любовное свидание и прочтет своей любимой объяснение по бумажке, она его засмеет. Между тем та же записка, посланная по почте, может ее растрогать. Если учитель читает текст своего урока по книге, авторитета у этого учителя нет. Если агитатор пользуется все время шпаргалкой, можете заранее знать – такой никого не сагитирует. Если человек в суде начнет давать показания по бумажке, этим показаниям никто не поверит. Плохим лектором считается тот, кто читает, уткнувшись носом в принесенную из дома рукопись. Но если напечатать текст этой лекции, она может оказаться интересной. И выяснится, что она скучна не потому, что бессодержательна, а потому, что письменная речь заменила на кафедре живую устную речь.

В чем тут дело? Дело, мне кажется, в том, что написанный текст является посредником между людьми, когда между ними невозможно живое общение. В таких случаях текст выступает как представитель автора. Но если автор здесь и может говорить сам, написанный текст становится при общении помехой».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 2. Речевая деятельность | Устная речь. Монолог и диалог
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.