КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Устная речь. Монолог и диалог
Есть еще одно различие между письменной и устной речью. О нем говорят пословицы: Что написано пером – не вырубишь и топором. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Написанное может долго сохраняться. Произнесенное, сказанное – недолговечно. Говорение – это вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение. Результатом говорения является создание продукта этой деятельности – высказывания. Говорение осуществляется в формах монологической и диалогической речи. Монолог – это организованный вид речи. Он представляет собой продолжительное высказывание одного лица, обращенное к собеседнику или аудитории. Устная монологическая речь является сложной формой речевой коммуникации и отражает степень образованности человека. (Например, крестьянам в XIX веке монолог вообще был несвойствен). В учебнике «Речевая коммуникация» авторы приводят такой пример: В 1907 году молодой филолог Лев Васильевич Щерба (впоследствии академик) приехал в Германию, чтобы выучить и описать язык лужичан – немногочисленной славянской народности, издавна живущей среди немецкого населения. Лужицкий язык был почти неизвестен ученым. Вскоре Щерба подготовил книгу с описанием фонетики, синтаксиса этого языка. Оставалось только записать со слов носителей языка некоторое количество импровизированных повествовательных рассказов в качестве образцов текстов на лужицком языке. Но тут возникло затруднение, о котором Щерба так писал в приложении к книге: «Я не мог найти людей, которые бы могли связно что-то рассказать. … Вообще, припоминая время, проведенное мною среди этих полукрестьян, полуфабричных, я с удивлением констатирую тот факт, что я никогда не слышал монологов, а только отрывочные диалоги. Бывали случаи, что при мне люди ездили в Лейпциг на выставку, по делам в окрестные города и т.п., но никто и никогда не рассказывал о своих впечатлениях: дело ограничивалось обыкновенно более или менее оживленным диалогом». Устная монологическая речь лежит в основе риторики, которая сыграла огромную роль в истории развития человечества. За 2500 лет существования суть риторики трактовалась по-разному. Древние греки называли риторику «искусством убеждения». Во времена римской цивилизации под риторикой стали понимать «искусство говорить хорошо». В эпоху средневековья и начальный период Возрождения риторика трактуется как «искусство украшения речи». В наиболее общем виде риторика есть искусство воздействия. Поскольку каждое воздействие есть деятельность, следовательно, риторика тоже деятельность. Речь в риторике понимается в широком смысле как акт, направленное действие. В современной теории речевой коммуникации риторика понимается как: 1)наука об ораторском искусстве; 2)свод правил ораторского искусства или учебной дисциплины; 3)злоупотребление ораторским искусством (непонимание и недооценка ее теоретического, общественного и образовательного значения). Монологическая речь – основа риторики, процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка. Оратор обращается к слушателям с определенной целью, по определенному поводу и при определенных обстоятельствах. Цель монологической речи: информирование слушающих, пробуждение в них тех или иных чувств, побуждение к определенным действиям. В соответствии с этим выделяют речь информационную, убеждающую и побуждающую. Информационная речь имеет функцию передачи и обогащения знаний. Виды информационной речи: сообщение, отчет, выступление на собрании, доклад и т.д. При изложении материала рекомендуется пользоваться достоверной информацией, логически безупречной аргументацией, учитывать причинно-следственную взаимосвязь явлений. Необходимо также дозировать информацию и адаптировать ее с учетом культурного, образовательного и профессионального уровня слушателей. В убеждающей речи на первом плане эмоциональный аспект, поэтому необходимо учитывать восприимчивость слушателей, их эмоциональную культуру. Сюда относятся торжественная речь, поздравительная, поминальная, напутственная и др. Выступающий должен воспитать в себе умение психологически правильно «настроиться» на слушателей на основе знания их запросов, эмоциональности, актуальной жизненной ситуации. Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к тем или иным действиям, воздействуя прежде всего на их волю. Формы побуждающей речи: митинговая, политическая, рекламная и др. Высказывания пубуждающей речи должны быть краткими и направленными на выявление вопросов о том, что необходимо сделать; почему это необходимо сделать; как это сделать. Всегда ли эти формы речей реализуются в чистом виде? Далеко не всегда. В информационной речи не исключается возможность использования призыва; в убеждающей - не всегда можно обойтись без обоснования, доказательства, опровержения, а в побуждающей нередко использование эмоциональных средств изложения. Структура монолога. Монолог состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения. Во вступлении устанавливается связь между темой, слушателями и выступающим с целью привлечения внимания слушателей к предмету изложения. Каждый оратор должен стремиться к тому, чтобы сделать начало речи возможно более эффектным, нетрадиционным для данной ситуации. Во вступительной части ораторы используют следующие речевые приемы: - ретроспективный обзор затрагиваемой темы; - обоснование необходимости рассмотрения темы с позиций сегодняшнего дня; - разъяснение основных понятий темы; - изложение ошибок, предрассудков, одностороннего подхода к проблемам темы речи; - изложение плана предстоящей речи и т.д. В основной части раскрывается суть темы с помощью логически безупречных и достоверных аргументов. Аргументация побуждает слушателей к творческому осмыслению темы, приглашает к диалогу и дискуссии. При изложении основной части выступления оратор должен следить за тем, чтобы предмет речи оставался неизменным, чтобы на него «нанизывались» все аргументы, подчеркивая и укрепляя те или иные его аспекты. Следует учитывать особенности аудитории: ее социально-профессиональный состав и культурно-образовательный уровень; степень подготовленности слушателей, их возраст, пол, национальные особенности; однородность/неоднородность по всем параметрам. Так, речь для взрослой аудитории должна характеризоваться логическим развитием мысли, аргументированностью изложения, тогда как для молодежной аудитории наиболее эффективными будут эмоциональные речи. Если у слушателей нет достаточных теоретических знаний по тематике выступления и навыков абстрактного мышления, то лучше использовать метод индукции: от изложения типичных, конкретных, известных явлений переходить к выявлению закономерностей и обобщению (от частного к общему). При дедуктивном методе, наоборот, от общих закономерностей переходят к детальным характеристикам и оценкам конкретных процессов и явлений (от общего к частному). В заключении подводится итог выступления. Оно должно быть кратким, соответствовать содержанию основной части и выражаться в следующих формах: выводы, собственное мнение говорящего, указание на еще не решенные проблемы, аппелирование к слушателям (предостережение, пожелание, призыв к действиям), остроумное высказывание, благодарность слушателям. Если оратор не смог соблюсти регламент, то он вынужден прервать свое выступление на полуслове, что придает речи незавершенность, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как новая основная часть выступления. Мастерство устной монологической речи приходит с опытом. Некоторые молодые ораторы (не возраст, а опыт) испытывают скованность и даже страх перед публичным выступлением. Не имея достаточного опыта выступлений, они нередко недооценивают свои возможности, не владеют в должной мере психологически целесообразными и риторически эффективными речевыми приемами и тактиками. Примеры причин, вызывающих скованность оратора: - Чрезмерное погружение в собственные переживания. - Недооценка собственных возможностей. - Недостаток опыта. - Ошибочная оценка слушателей. - Воспоминания о провале.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |