![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: реализация силы тяги
Лекция № 6, 7 А. Приводные блоки стационарных транспортных машин. Б. Ведущие колеса и гусеницы самоходных транспортных машин Вопросы для рассмотрения:
3.1. Общие замечания. 3.2. Однобарабанный привод. Минимальное натяжение ленты по сцеплению. 3.3. Двухбарабанный привод с жесткой кинематической связью барабанов. 3.4. Тандемпривод. Определение минимального натяжения по сцеплению. 3.5. Сравнительная оценка схем привода.
4.1. Кинематика зацепления. 4.2. Скорость и ускорение цепи. 4.3. Динамические нагрузки в тяговых цепях.
1. Схемы огибания (заводки) гибким тяговым органом. 2. Коэффициент трения ленты с резиновыми обкладками о барабан. 3. Передача тягового усилия трением на двухбарабанном приводе. 4. Коэффициент использования прочности ленты. 5. К расчету кинематических параметров тяговой цепи. 6. Схемы движителей самоходных машин. 7. Реализация силы тяги и силы торможения. 8. Значения расчетного коэффициента сцепления электровозов.
6. Реализация силы тяги А. Приводные блоки стационарных транспортных машин. 6.1. Общие положения. Под приводным блоком понимают элемент транспортного средства, который реализует силу тяги исполнительному органу, непосредственно перемещающему транспортируемый груз. Подавляющее большинство стационарных транспортных средств (у них двигатели не перемещаются вместе с грузом) горных предприятий (конвейеры, канатные установки) реализуют тяговое усилие приводными блоками посредством: навивки тягового органа – концевого каната – на один или два цилиндрических барабана (разомкнутый контур – один конец каната закреплен на барабане); круглыми барабанами или шкивами трения (замкнутый контур) когда гибкий тяговый орган (лента, канат) не закреплен на барабане и тяговое усилия от него передается за счет сил трения; зацеплением (замкнутый контур, цепи и приводные звездочки, граненые барабаны с гнездами для элементов цепи).
6.2. Реализация тягового усилия навивкой на барабан. Осуществляется на транспортных средствах с одним (рис. 6.1, а) или двумя (рис. 6.1, б) концевыми канатами, закрепленными одним концом на одном или двух барабанах. В последнем случае одновременно, на один барабан канат навивается, а с другого – сматывается. Во всех случаях канат всегда растянут, движения груза к барабану осуществляется усилием этого барабана, а от него – другими силами (продольной составляющей веса груза и каната, другой лебедкой или барабаном и др.). В транспортных средствах по рис. 6.1. от двигателя через редуктор передается крутящий момент Рис. 6.1. Реализация силы тяги навивкой каната на барабан
Режим работы лебедки по рис. 6.1, а, зависит от направления движения каната: наматывание – тяговый, разматывание – тормозной (генераторный). Режим работы двухбарабанной лебедки по рис. 6.1, б, определяется не направлением вращения барабана, а величинами Для обоих вариантов справедливо уравнение:
из которого можно определить режим работы. Предельные значения величины силы тяги на окружности барабана, как и величины натяжения гибкого тягового органа определяются здесь мощностью двигателя и прочностью элементов транспортного средства: канатов, барабанов, валов, редуктора, тормозов.
6.3. Реализация тягового усилия трением. 6.3.1. Общие замечания. Передача силы тяги замкнутому контуру гибкого тягового элемента (ленте, канату) осуществляется за счет сил трения скольжения этого элемента на плоскости контакта с поверхностью ведущего барабана (лента) или шкива (канат). Лента обычно огибает (рис. 6.2, а) один или два барабана с углом обхвата, примерно, 180°-240° на каждом. Канат может охватывать приводной шкив 1-3 и более раза (рис. 6.2, б) с углом обхвата 180°-900° и более. Прижатие тягового органа к поверхности трения осуществляется, как правило, за счет его натяжения. Рис. 6.2. Схемы огибания (заводки) гибким тяговым органом (а – лента; б – канат) приводных блоков В основу объяснения процесса передачи тягового усилия трением (барабан – лента, шкив трения – канат) положен известный закон трения гибких тел Л.Эйлера. Им установлено, что при скольжении идеальной нити (невесомая, нерастяжимая, абсолютно гибкая) по неподвижному барабану от приложенных на ее концах сил натяжения, отношение большего натяжения к меньшему есть величина постоянная.
где: Здесь (рис. 6.3) Рис. 6.3. К закону Эйлера о трении гибких тел Исследования, проводившиеся в этом направлении в течение более двухсот лет после опубликования Эйлером (1765 г.) этого закона, посвящены, в основном, уточнениям и возможности применения его для реальных гибких тел – ленты конвейера, ремня ременной передачи, каната. Среди фундаментальных работ заслуживают внимания работы Кретца, а позже – Петрова и Жуковского. Доказано, что при передаче тягового усилия приводным барабаном рястяжимому гибкому элементу (см. рис. 6.4, тяговый режим работы) длина каждого участка тягового элемента в месте набегания на барабан Рис. 6.4. К объяснению упругого скольжения
Для любого соотношения сил Такая картина передачи тягового усилия растяжимому гибкому элементу позволяет применять формулу Эйлера при определении минимальных натяжений ленты, каната и др. на приводном барабане при заданных значениях тягового усилия
6.3.2. Однобарабанный привод. Минимальное натяжение ленты по сцеплению. На рис. 6.5, а) показано направление движения ленты и барабана при работе без полной пробуксовке в любом режиме (тяговом и тормозном). При срыве сцепления (полной пробуксовке) барабан продолжает вращаться, что равноценно скольжению ленты по неподвижному барабану в обратную сторону при тяговом режиме рис. 6.5, б), и в ту же сторону рис. 6.5, в) при тормозном режиме. Это соответствует условиям задачи Эйлера. Рис. 6.5. К определению минимального натяжения по сцеплению для однобарабанного привода При известном По формуле Эйлера:
Известно, что
где При тормозном режиме
Величину 6.3.3. Двухбарабанный привод с жесткой кинематической связью барабанов. 1. Определение минимального натяжения ленты по сцеплению. Тяговый фактор привода Определим минимальное значение натяжения ленты по сцеплению ( Дано (рис. 6.6, а): Рис. 6.6. Передача тягового усилия трением на двухбарабанном приводе При срыве сцепления лента останавливается, а оба барабана вращаются, что равноценно скольжению ленты по неподвижным барабанам (рис. 6.6, б). Тогда по формуле Эйлера:
Следовательно,
2. Определение распределения тягового усилия между барабанами с жесткой кинематической связью. Дано (рис. 6.6, а): При срыве сцепления:
или
откуда при срыве сцепления:
Если срыва сцепления нет, то в зоне точки 1 имеется дуга покоя (рис. 6.6, в). При увеличении Привод весьма чувствителен к размерам и форме барабанов. Скорость ленты определяется скоростью
6.3.4. Тандемпривод. Определение минимального натяжения по сцеплению Поскольку двухбарабанный привод с жесткой кинематической связью барабанов (см. выше) не допускает футеровки барабанов, то его тяговая способность невысока. Для ее повышения барабаны необходимо футеровать фрикционными материалами, но при этом неизбежна разница в диаметрах барабанов, в связи с чем они должны иметь возможность вращаться с различными угловыми скоростями. Наиболее распространенным решением является применение тандемпривода, когда каждый барабан имеет самостоятельный двигатель или реже – привода с дифференциальным редуктором. При этих схемах барабаны вращаются с различными угловыми скоростями, чем компенсируется разница в радиусах барабанов. Распределение общего тягового усилия между барабанами принимается пропорциональным мощностям двигателей барабанов. Дано (рис. 6.6, а): Если заданное Если
где 6.3.5. Сравнительная оценка схем привода. Для конкретного конвейера выбор схемы привода производят по результатам численных расчетов натяжения ленты в сравниваемых вариантах. Общую оценку можно сделать по влиянию схемы привода на максимальное натяжение ленты при передаче одинакового тягового усилия. Если представить Коэффициент использования прочности ленты
Чем с большей силой приходится натягивать ленту для передачи одного и того же
6.4. Реализация тягового усилия зацеплением. 6.4.1. Кинематика зацепления. Цепные тяговые органы транспортных средств приводятся в движение вращающимися многоугольниками, звездочками или же поступательно движущимися цепными тяговыми органами со специальными кулаками, захватами и др. (линейные приводы), которые в свою очередь приводятся в движение вращающимися барабанами, звездочками, т.е. зацеплением. При огибании цепью звездочки центры шарниров (центры поворота звеньев цепи) располагаются в вершинах правильного многоугольника с длиной стороны, равной или кратной шагу цепи Рис. 6.8. К расчету кинематических параметров тяговой цепи 6.4.2. Скорость и ускорение цепи. Из рис. 6.8, а) следует, что в любом случае зацепления цепи со звездочкой можно заменить взаимодействием эквивалентного многоугольника (рис. 6.8, б). Постановка задачи. Дано (рис. 6.8, а): На рис. 6.8, б) цепь ведется (приводится в движение) вершиной А, скорость которой
где Скорость цепи равна проекции
где На рис. 6.8, в) показан график изменения Обозначим
Угол
где Если период одного оборота звездочки Т, то
Ускорение цепи
в соответствии с чем график а (рис. 6.8, в) представляет собой пилообразную кривую. Максимальное ускорение соответствует
т.е. Неравномерность движения цепи является источником динамических нагрузок. Помимо этого, с ростом скорости движения возрастают удары при входе в зацепление очередного шарнира и увеличивается износ трущихся частей. Вследствие этого конвейеры с цепным тяговым органом делают тихоходными (скорость не превышает 1,2-1,5 м/с). 6.4.3. Динамические нагрузки в тяговых цепях. Тяговая цепь забойного скребкового конвейера может резко затормозиться (заклиниться) в результате зацепления скребка за выступы и т.п. Кинетическая энергия вращения ротора гасится за счет деформации тягового органа и деталей привода из-за чего появляются значительные экстренные динамические нагрузки. Для их ограничения применяют предохранительные устройства (срезные штифты, фрикционные муфты, турбомуфты, дробовые муфты и др.), которые при достижении некоторого вращающего момента начинают проскальзывать, ликвидируя жесткую связь ротора с редуктором, тем самым ликвидируя возможность передачи ударной нагрузки со стороны ротора. Качество предохранительных устройств оценивается по коэффициенту нагрузки
где Б. Ведущие колеса и гусеницы самоходных транспортных машин
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |