Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эстетика как философская наука (Тема 1). 8 страница

Театральный спектакль является продуктом коллективного творчества — драматурга, сценариста, режиссера, актеров, декораторов, музыкантов. Создание спектакля предполагает подготовительную работу, а осуществляется в процессе публичного исполнения актерами ролей пьесы, в процессе их игры на сцене, где актеры, перевоплощаясь, предстают перед зрителями в образах других людей — персонажей пьесы. Жизнь персонажей, которую мы видим как протекающую в некотором месте, обстановке и в некотором времени, оказывается отражением реальной жизни людей, общества.

Такое отражение жизни общества посредством показа актерами жизни персонажей есть художественный образ спектакля. Спектакль как произведение искусства есть особый процесс, в котором продукт творчества— художественный образ — неотделим от процесса его создания, от игры актеров на сцене. При этом главное в театре не игра актеров, хотя без нее нет спектакля, а возникающее в процессе этой игры художественное отражение жизни.

В основе театрального спектакля лежит произведение художественной литературы — пьеса. Поэтому для понимания специфического действия необходимо рассмотреть особенности его литературной основы.

Пьеса, или произведение драматургии, представляет собой художественное отражение жизни, событий посредством речи персонажей (в виде диалогов, монологов и реплик). Кроме того, она содержит ремарки, поясняющие внешний облик персонажей, их действия, обстановку и т. п.

В центре драмы находится действие, событие, которое оказывает решающее влияние на судьбы персонажей драмы и порождает конфликт. Изображение такого со- бытия выступает средством выражения внутреннего мира персонажей, тех духовных коллизий и связанных с ними чувств, переживаний, которые приводят к этому конфликту.

Театральный спектакль представляет собой нечто иное по сравнению с пьесой. В театральном спектакле могут быть представлены такие детали облика персонажей, их поведения, которые зачастую вообще не определены в пьесе.

В зависимости от содержания пьесы, ее принадлежности к определенному жанру драматургии персонажами спектакля могут быть люди, животные, сказочные, мифологические существа. Различным направлениям театра присуща своя условность в изображении действующих лиц и выражении их духовного мира. Так, средством изображения внешнего облика персонажа могут служить различные маски, которые символизируют или олицетворяют преобладающие черты характера персонажа (например, коварство, добродушие и т. п.), состояние его духовного мира, например какое-либо чувство (гнев, злоба, ужас).

Условной является речь персонажей. В отличие от обычной речи людей в жизни она воспроизводит художественно организованную драматургом речь действующих лиц пьесы. А эта речь включает не только диалог — беседу одного персонажа с другим, но и монолог, реплики. Монолог — специфически условная форма речи персонажей. Поскольку она обращена не к другим персонажам, а к зрителям. Кроме того, в самой жизни люди обычно не- думают вслух. Условными являются и так называемые реплики в сторону, также обращенные не к собеседнику, а к зрительному залу. Условные формы речи в театре позволяют глубже выразить духовный мир персонажей, понять обстоятельства их действий, причины событий, отношений их друг к другу и т. п. Речь персонажей отличается от речи людей в жизни и по своему звучанию, ритму, интонации. При этом сценическая речь может быть стихотворной, отличаться особой патетичностью.

6. Киноискусство. Кино — это наиболее массовый, а также и наиболее убедительный вид искусства, показывающий жизнь наглядно, в движении и звуках.

Киноискусство включает большое количество художественных фильмов различных стран и направлений, постоянно пополняется новыми фильмами.

Процесс создания кинофильма очень сложен. Необходимы разнообразная кинотехника и кинооборудование, в целом киноиндустрия. Каждый фильм — продукт коллективного творчества. К творческим работникам кино относятся прежде всего кинорежиссер, оператор, актеры и т. д. В результате большой работы всего коллектива создается кинолента (примерно 2200 метров на 1,5 — 2 часа). Но эта кинолента, которая в обычном кинофильме включает в себя свыше 150 тыс. кадров (фотоснимков), еще не готовый фильм, а лишь его материальный носитель. Чтобы кинолента стала фильмом, необходимо привести ее в движение и спроецировать зафиксированное на ней изображение на киноэкран. Проекция каждого отдельного кадра киноленты на экран есть неподвижное изображение, но их смена со скоростью 24 кадра в секунду в современных фильмах (16 — в «немых») приводит к тому, что зритель не замечает неподвижности кадров, а видит «живое», движущееся изображение людей, их действия, поступки и т. д.

Поэтому фильм как произведение искусства существует лишь на киноэкране и представляет собой движущееся изображение, посредством которого выражается духовный мир людей и эстетическое отношение создателей кинокартины к действительности. Создаются также мультипликационные фильмы и кукольные.

Действительность в художественном фильме не копируется, а отражается посредством движущегося на экране изображения игры актеров. (в игровом фильме), перевоплощенных в персонажей. Это движущееся на экране выразительное изображение жизни персонажей в определенной обстановке и есть художественный образ фильма. Являясь особым отражением действительности, выразительное изображение жизни персонажей фильма пере- дает чувства, настроения, характеры, взгляды людей. В кинофильме, как и в произведениях других видов искусства, художественный образ предстает перед зрителя- ми как объективная видимость изображения реальной жизни общества.

Киноискусство отличается от других, видов, искусства как по материалу (проекция киноленты на экран), по средствам отражения жизни общества (изображение на экране игры актеров, кукол или рисунков), так и по специфике художественного образа (выразительное изображение на экране жизни персонажей).

Художественный образ фильма сначала предстает перед нами как изображение жизни персонажей (а этими персонажами могут быть не только образы людей, но и животных, сказочных и фантастических существ). По- средством показа жизни персонажей кинофильм способен отразить самые разнообразные общественные отношения людей: политические, экономические, а также нравственные, правовые, религиозные, семейные, национальные и т. д.

В соответствии с тем, какие стороны действительности, жизни общества художественно изображены в фильме — по изобразительному содержанию или теме — все кинофильмы разделяются на жанры. В историческом жанре показаны события прошлого и жизнь выдающихся личностей.

Как и произведения других видов искусства, кинофильмы отражают жизнь общества с определенной «точки зрения». «Точка зрения» в киноискусстве проявляется в пространственном положении наблюдателя по отношению к происходящему в фильме (например, близко или далеко, выше или ниже и т. п.), в его перемещении в художественном пространстве и времени (он способен «видеть» происходящее в различном месте и времени), в его мыслях по отношению к происходящему (они выражаются в речи диктора, в «закадровом голосе» и т. д.). В соответствии с «точкой зрения» фильма киноискусство разделяется на различные роды (большие жанры): киноэпопею, кинодраму и кинолирику. Как и в литературе, киноэпос (кинороман, киноповесть, кинобаллада, киноновелла) наглядно показывает жизнь, судьбу одного или нескольких персонажей в их действиях, поступках, отношениях с другими людьми и т. п. В кинодраме основным является событие, в котором раскрывается духовный мир персонажей.

Киноэпос и кинодрама предполагают сюжет. Сюжет кинофильма — это показ этапов жизненного пути персонажа. В отличие от реальности в сюжете реалистического фильма ясно раскрыты причины возникновения тех или иных событий, показан процесс их развития. Кинофильм способен переносить действие из одного места и времени в другое, а поэтому как бы «сжимает» время. Изображаемое событие предстает в развитии, как возникающее, нарастающее в различных местах, но завершающееся в одном месте.

Пути эстетики и искусства конца ХХ века (Тема 16)

Наиболее употребляемым сегодня термином для характеристики эстетики, искусства, культуры в целом конца двадцатого века является «постмодернизм».

Постмодернистскую культуру нередко сравнивают с культурой поздней античности. Настроения "конца истории", когда все уже высказано до конца, исчезла почва для новых, оригинальных идей, кристаллизовались в эстетической сфере в самооправдание компилятивной "эстетики арьергарда". Вместе с тем подобное сравнение должно было бы скорее навести на мысли о тех новых эстетических парадигмах, которые подспудно возникают в недрах устоявшихся художественных моделей. В этом плане заслуживает внимания принадлежащая Д.Барту концепция постмодернизма как культуры нового художественного наполнения, а отнюдь не истощения.

Специфика постмодернистской эстетики во многом связана с неклассической трактовкой классических традиций. Дистанцируясь от классической эстетики, постмодернизм не вступает с ней в конфликт, но стремится вовлечь ее в свою орбиту на новой теоретической основе. Эстетикой постмодернизма выдвинут ряд принципиальных положений, позволяющих сделать вывод о ее существенном отличии от классической антично-винкельмановской западноевропейской эстетики. Это относится, прежде всего, к утверждению плюралистической эстетической парадигмы, ведущей к расшатыванию и внутренней трансформации категориальной системы и понятийного аппарата классической эстетики, растворению ориентиров уверенности.

Выходящая за рамки классического логоса постмодернистская эстетика принципиально антисистематична, адогматична, чужда жесткости и замкнутости концептуальных построений. Ее символы - лабиринт, ризома. Теория деконструкции отвергает классическую гносеологическую парадигму репрезентации полноты смысла, "метафизики присутствия" в искусстве, перенося внимание на проблему дисконтинуальности, отсутствия первосмысла, трансцендентального означаемого. Концепция несамотождественности текста, предполагающая его деструкцию и реконструкцию, разборку и сборку одновременно, намечает выход из лингвоцентризма в телесность, принимающую различные эстетические ракурсы - желания, либидозных пульсаций, соблазна, отвращения.

Подобный сдвиг привел к модификации основных эстетических категорий. Так, новый взгляд на прекрасное как сплав чувственного, концептуального и нравственного, обусловлен как его интеллектуализацией, вытекающей из концепций экологической и алгоритми-ческой красоты, ориентации на красоту ассонансов и асимметрии, дисгармоничную целостность второго порядка как эстетическую нормупостмодерна, так и неогедонистической доминантой, сопряженной с идеями тек-стового удовольствия, телесности, новой фигуративности в искусстве. Пристальный интерес к безобразному выливается в его постепенное "приручение" посредством эстетизации, ведущей к размыванию его отличительных признаков. Возвышенное замещается удивительным, трагическое-парадоксальным.

Центральное место занимает комическое в своей иронической ипостаси: иронизм становится смыслообразующим принципом мозаичного постмодернистского искусства. Другой особенностью постмодернистской эстетики является онтологическая трактовка искусства, отличающаяся от классической своей открытостью, нацеленностью на непознаваемое, неопределенное. Неклассическая онтология разрушает систему символических противоположностей, дистанцируется от бинарных оппозиций реальное -воображаемое, оригинальное - вторичное, старое - новое, естественное - искусственное, внешнее- внутреннее. Субъект как центр системы представлений и источник творчества рассеивается, его место занимают бессознательные языковые структуры, анонимные потоки либидо, машинность желающего производства. Утверждается экуменически-безличное понимание искусства как единого бесконечного текста, созданного совокупным творцом.

Вместе с тем проблема субъективности не снимается, все отчетливее заявляя о себе в 90-е годы, когда набирает силу тенденция персонализации стилей, противостоящая классическому пониманию стилевого единства. Сознательный эклектизм питает гипертрофированную избыточность художественных средств и приемов постмодернистского искусства. Многообразные комбинации старого и нового как бы зондируют устойчивость классических художественных систем и одновременно дают запас прочности для отступления от них в принципиально иные инновационные сферы. Избыточность, "переполненность" постмодернистской эстетики являются, возможно, теми признаками адаптации эстетического к изменившимся условиям бытования культуры, которые дают дополнительные возможности ее выживания.

С таким поворотом связано интенсивное развитие эстетических исследований вглубь, путем микроанализа, нетрадиционных мягких методов исследования, локализации проблематики. Их важной чертой выступает сверхрационализм как сплав чувственного и рационального, эмоционального и интеллектуального уровней эстетического восприятия. Постмодернистские принципы философского маргинализма, открытости, описательности, безоценочности ведут к дестабилизаци классической системы эстетических ценностей. Постмодернизм отказывается от классических дидактически-профетических оценок искусства. Аксиологический сдвиг в сторону большей толерантности во многом связан с новым отношением к массовой культуре, а также тем эстетическим феноменам, которые ранее считались периферийными, "теневыми": после солнечной эпохи классики эстетика как бы смещается в тень.

Рождение постмодернизма из духа авангарда, сблизившего искусство и жизнь, отличает его от модернистского элитаризма. Внимание к проблемам эстетики повседневности и потребительской эстетики, вопросам эстетизации жизни, окружающей среды трансформировали критерии эстетических оценок ряда феноменов культуры и искусства (в частности, кича, кэмпа и т.д.). Антитезы высокое- массовое искусство, научное -обыденное сознание не воспринимаются эстетикой постмодернизма как актуальные. Постмодернистские эксперименты стимулировали также стирание граней между традиционными видами и жанрами искусства, развитие тенденций синестезии. Усовершенствование и доступность технических средств воспроизводства, развитие компьютерной техники и информатики подвергли сомнению оригинальность творчества, "чистоту" искусства как индивидуального акта созидания, привели к его "дизайнизации".

Пересмотр классических представлений о созидании и разрушении, порядке и хаосе, серьезном и игровом в искусстве свидетельствовали о сознательной переориентации с классического понимания художественного творчества на конструирование артефактов методом аппликации. На первый план выдвинулись проблемы симулякра, метаязыка, интертекстуальности, контекста - художественного, культурного, исторического, научного, религиозного. Симулякр занял в эстетике постмодернизма место, принадлежавшее художественному образу в классической эстетике, и ознаменовал собой разрыв с репрезентацией, референциальностью как основами классического западноевропейского искусства. Тенденции эстетизации истории и науки, отход от политологических концепций искусства - еще одна особенность постмодернистской эстетики.

Синхроническая, некумулятивная трактовка истории как калейдоскопического прошло-настоящего, лишенного направления; постнеклассического знания как новой научно-художественной целостности; нетрадиционный взгляд на эстетический потенциал искусства и науки свидетельствуют об эвристической ценности ряда постмодернистских методологических подходов, расширяющих границы творческих занятий. Быть может, наиболее существенным философским отличием постмодернизма является переход с позиций классического антропоцентрического гуманизма на платформу современного универсального гуманизма, чье экологическое измерение обнимает все живое - человечество, природу, космос, Вселенную. В сочетании с отказом от европоцентризма и этноцентризма, переносом интереса на проблематику, специфичную для эстетики стран Востока, Полинезии и Океании, отчасти Африки и Латинской Америки, такой подход свидетельствует о плодотворности антииерархических идей культурного релятивизма, утверждающих многообразие, са-мобытность и равноценность всех граней творческого потенциала человечества.

Тема религиозного, культурного, экологического экуменизма сопряжена с неклассической постановкой проблем гуманизма, нравственности, свободы. Признаки становления новой философской антропологии сопряжены с поисками выхода из кризиса ценностей и легитимности. Онтологические, эпистемологические, аксиологические инновации эстетики постмодернизма приводят к заключению о ее неклассичности. Свидетельствуя о внутреннем состоянии современной культуры как саморазвивающейся системы, ориентированной на органичный синтез жизнеспособных эстетических ценностей прошлого и художественных инноваций, постмодернистская эстетика, отличается антидогматическим духом сомнения, творческой свободы. Плюралистичность позволяет ей выполнять роль посредника не только между культурами разных эпох и народов, но и между художественной, гуманитарной и научно-технической сферами.

Лирическое отношение к природе и человеку как ее части, концептуальное сближение между эстетикой и экологией позволяют нащупать те точки роста, которые открывают новые перспективы междисциплинарных исследований. Децентрализация эстетических поисков, внимание к явлениям художественной жизни, традиционно считавшимся периферийными, стимулируют расширениИ понятийного аппарата, адаптирующегося к современному пониманию эстетики как философии культуры и искусства.

Вместе с тем вторичность, эклектизм, внутренняя противоречивость и непоследовательность, спорность, а порой и неприемлемость ряда положений постмодернистской эстетики затрудняют прогноз о дальнейших путях ее развития. Проблематичны и суждения о новой, пост-постмодернистской перспективе художественной культуры. Во всяком случае та ситуация ожидания, которая стала эмблематичной для теории и практики современного искусства, таит в самой своей постмодернистской неопределенности серьезный эстетический потенциал, расширяющий культурное измерение человеческой жизни.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эстетика как философская наука (Тема 1). 7 страница | Електричні схеми розподільних установок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.