Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности современной драматургии. Роль театра в эпоху «застоя»: и искусство, и храм, и политическая трибуна

Роль театра в эпоху «застоя»: и искусство, и храм, и политическая трибуна.

Производственная драма: театрализованная публицистика. И. Дворецкий «Человек со стороны». Г. Бокарев «Сталевары». А. Гельман «Протокол одного заседания», «Мы, нижеподписавшиеся» и др. Производственная драма ушла со сцены в перестроечное время, когда публицистическую драму заменила собственно публицистика.

Политическая драма. М. Шатров «Синие кони на красной траве». Ленинская тема. Шатров был одним из первых авторов «ленинианы», кто усомнился в монолитности ленинского образа.

Социально-бытовая и социально-психологическая драма. Отражает процесс неуклонного нравственного разрушения общества, девальвацию моральных ценностей.

Виктор Розов. «Гнездо глухаря», «Кабанчик» и др.

Александр Вампилов. Открыл целое направление развития драмы. Вампилов, а вслед за ним и другие драматурги 1970-х – начала 1980-х гг., вывели на сцену героя «средненравственного». «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске». Основная тема его драматургии – расставание с иллюзиями.

«Поствампиловская» драматургия: Л. Петрушевская, В. Арро, В. Славкин, А. Галин, Л. Разумовская, А. Казанцев, С. Злотников, С. Коковкин. Их задачей было создать портрет своего «промежуточного» поколения, показать неблагополучие семейно-бытового уклада современного человека.

Л. Петрушевская. «Подсматривание в замочную скважину», «магнитофонная драматургия» – так определили особенности творчества Петрушевской критики. Персонажи вызывают острую жалость. О. Ефремов: «Она видит и пишет современного человека на самой глубине». «Уроки музыки», «Три девушки в голубом» и др.: деформация личности под воздействием унизительных для человека бытовых условий существования.

Образ Дома:

А. Казанцев. «Старый дом».

В. Арро. «Смотрите, кто пришел!..», «Колея». Размышления о семье.

Тема детей: Петрушевская, Л. Разумовская («Дорогая Елена Сергеевна»).

Тяготение к притчевой форме: А. Володин («Мать Иисуса» и др.), Э. Радзинский («Беседы с Сократом» и др.), Г. Горин («Дом, который построил Свифт» и др.). Это либо исторические игры-фантазии (Радзинский, Эдлис, Горин) – альтернативные или в принципе недоказуемые версии тех или иных исторических событий. Либо «доисторические» притчи (А. Володин «Выхухоль», «Две стрелы», «Ящерица»).

Эпоха перестройки: тема тоталитаризма (М. Шатров «Диктатура совести», «Дальше… дальше… дальше…»). В пародийном, гротесковом плане: В. Коркия «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили».

Драматургическая антиутопия – А. Казанцев «Великий Будда, помоги нам!» Абсурдистский театр – В. Войнович «Трибунал».

Выход на сцену персонажей «дна»: проституток, наркоманов, бомжей и уголовников. А. Галин «Звезды на утреннем небе», Э. Радзинский «Наш Декамерон» и др. Галин первым вывел на сцену проституток.

Н. Коляда. «Игра в фанты», «Барак», «Мурлин Мурло», «Рогатка» и др. Контрасты вульгарного и возвышенного. Качества героев гиперболизированы. Постоянная атмосфера действия – скандал. Причем скандал для героев – единственный праздник в жизни. Бедность языка персонажей.

Постмодернистская драма. Вен. Ерофеев «Вальпургиева ночь, или шаги командора». Н. Садур «Чудная баба», «Ехай!», «Панночка». Петрушевская «Мужская зона».

Ретро-пьесы. М. Угаров («Правописание по Гроту»), Е. Гремина («Колесо фортуны»), О. Мухина («Таня-Таня»), О, Михайлова («Жизель: Балет в темноте»).

 

 

Русская постмодернистская литература

Три волны русского постмодернизма:

Конец 60-х – 70-е гг. – период становления.

Конец 70-х – 80-е гг. – утверждение в качестве литературного направления, в основе эстетики которого лежит постструктуралистский тезис «мир (сознание) как текст» и основу художественной практики которого составляет деконструкция культурного интертекста.

Конец 80-х – 90-е гг. – период легализации.

Термин объединяет спектр разнообразных культурных процессов: поиск синтеза между «высоким модернизмом» и массовой культурой, критическое отношение к глобальным идеологиям и утопиям, внимание к маргинальным социальным группам и культурным практикам, отказ от культа новизны.

Характерные черты русского постмодернизма:

1. Кризис утопических идеологий особенно силен на фоне девальвации коммунистической утопии.

2. Эффект исчезновения реальности для советской цивилизации характерен даже в большей степени, чем для западной.

Интертекстуальность – соотнесенность текста с другими литературными источниками – центральный принцип миромоделирования. Скрытые и явные цитаты. Дискредитация философского понятия правды. Его заменяет множественность интерпретаций.

Постмодернизм нацелено разрушает любые мифологии, понимая их как идеологическую основу власти над сознанием, навязывающей ему единую, абсолютную и строго иерархическую модель истины, вечности, свободы и счастья. Разрушая существующие мифологии, постмодернизм перестраивает их в новую, неабсолютную, игровую мифологию: деконструкция – перестраивание по иным, контрмифологическим принципам.

Важнейшая постмодернистская стратегия – диалог с хаосом. Компромисс между хаосом и космосом – хаосмос.

Постмодернист строит свою поэтику на компромиссах между низменным и возвышенным. Оксюморон – главный структурообразующий принцип поэтики.

Рождение русского постмодернизма.

А. Битов «Пушкинский дом». Симуляция как важнейший духовный механизм советской эпохи. Симулятивный характер советской ментальности, симулятивность советской культуры, т.е. доминирование фантомных конструкций, образов без реальных соответствий, копий без оригиналов.

Венедикт Ерофеев «Москва – Петушки». Гротескные сближения высоких и низких стилистических и семантических пластов. Глобальность хаоса.

Саша Соколов «Школа для дураков». Принятие хаоса как нормы и среды обитания. «Палисандрия» – хаос становится приятным.

Постмодернизм 1980—1990 гг. – сумма нескольких тенденций и направлений.

1. Концептуализм, или соц-арт. Сплетение и сопоставление авторитетных языков с маргинальными. Переосмысление авторитетных языков, их пародирование.

2. Необарокко:

– эстетика повторений;

– эстетика избытка;

– перенос акцента с целого на деталь;

– хаотичность, прерывистость, нерегулярность как господствующие композиционные принципы;

– неразрешимость коллизий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ю. Трифонов «Старик», 1978 | Притчи Христа как основной источник БФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.