КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы и структура уроков
Дидактическая задача является основанием для выделения следующих основных типов уроков: · вводный урок - осуществляет подготовку учащихся к восприятию нового материала; · урок формирования (сообщения) новых знаний, на котором основное внимание уделяется изучению нового материала; · обобщающий урок, на котором систематизируется материал, изученный по определенным темами разделам; · контрольный урок, на котором учащиеся выполняют различного рода проверочные и контрольные работы устно и письменно; · урок формирования и закрепления умений и навыков, где основное внимание уделяется практической деятельности; · комбинированный урок, на котором сочетаются различные виды работы В теории и практике обучения для каждого типа урока сложилась определенная структура. Общими элементами урока являются: организация начала урока, проверка усвоения изученного материала, подготовка учащихся к восприятию нового материала, постановка цели и задачи урока, объяснение нового материала, упражнения, закрепление и повторение изученного, подведение итогов, оценка знаний, сообщение домашнего задания и подготовка учащихся к самостоятельной работе над ним. Каждый из структурных элементов преследует свои задачи. 1. Организация начала урока. Оргмоменту на уроке в коррекционных классах уделяется особое внимание, т.к. от его результатов во многом зависит эффективность последующих частей урока. Учитывая трудную переключаемость детей с ЗПР с одного вида деятельности на другой, во время оргмомента необходимо снять у них после перемены или после урока физкультуры излишнюю возбудимость и переключить их внимание на данный урок. С первых минут учащиеся должны почувствовать в учителе лидера, который не отступит от своих требований. Учитель проверяет готовность к уроку. Некоторым учащимся, обладающим замедленной реакцией, учитель может помочь привести в порядок рабочее место, но именно помочь, а не сделать это за него. 2. Проверка домашнего задания (актуализация знаний). При этом виде работы учитель сосредоточивает внимание учащихся на основных правилах, которые легли в основу выполнения домашнего задания. Проверяет, все ли выполнили задание, какие и у кого возникли трудности, какие типичные ошибки были допущены. Если к данному уроку не было домашнего задания, то учащиеся по серии специально подготовленных вопросов воспроизводят знания, которые будут использоваться в процессе объяснения нового материала. От этой части урока зависит познавательная активность и интерес учащихся к новому материалу. 3. Постановка цели и задачи урока имеет большое значение для активизации внимания учащихся и формированию интереса к предмету. 4. Объяснение - важнейшая часть в структуре урока. Доступная для учащихся с ЗПР логика научных доказательств, простая и убедительная форма изложения являются основой понимания и усвоения нового материала. В коррекционных классах объяснение может включаться в другие части урока (например, в процесс закрепления), когда материал не понят какой-то частью учащихся и требует повторного объяснения на более доступном уровне. 5. Закрепление. На этом этапе особенно важны дифференцированный подход к учащимся и разнообразие используемых педагогом форм закрепления изученного в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей школьников. Это может быть устное повторение выводов учителя, запись основных положений в тетради, нахождение сказанного в тексте учебника, ответы на заранее поставленные и написанные на доске вопросы, работа с дидактическим материалом и т.д. 6. Повторение. Сложность этого этапа урока в коррекционных классах заключается в том, что дети с ЗПР в силу особенностей их познавательной деятельности (слабость процессов анализа и обобщения) трудно самостоятельно выделить основные идеи и положения изученного материала. Зачастую они запоминают несущественные детали и не помнят главного, путают причину и следствие. Поэтому учитель заранее намечает план повторения: какие вопросы будут заданы ученикам, какой материал он будет воспроизводить по памяти, а какой - пользуясь учебником, какие тренировочные упражнения и на выработку каких умений будут им даны. Для повышения эффективности процесса повторения в коррекционных классах рекомендуется разнообразить его формы (например, использовать рассказ по картине, диапозитивы, слайды, сюжетные и ролевые игры и т.д.) 7. Подведение итогов и оценка работы учащихся. За 1-3 минуты учитель воспроизводит основное содержание урока. Проблема оценки - это одна из сложнейших проблем педагогики. В решении этой проблемы можно обозначить две противоположные точки зрения. Одни ученые (А. Солонова и др.) считают, что оценка дифференцированной работы должна быть индивидуализированная и учитывать уровень способностей учащихся, поскольку одинаковая оценка одинаковых работ учащихся с различными способностями несправедлива и не стимулирует более сильных учеников работать соответственно своим возможностям. Согласно другой позиции (И.Э.Унт, А.Б.Воронцов и др.), дифференциация не должна касаться оценивания, ибо в противном случае отметка утратит свою объективную основу. Так, по мнению А.Б. Воронцова, «система отметок, во-первых, вызывает в детях чувство страха, во-вторых, служит причиной разлада между учащимися и взрослыми, в-третьих, вносит зависть и раздор в товарищескую среду учащихся, в-четвертых, содействует возникновению и упрочению формального отношения к делу со стороны, как учащихся, так и педагогов». Дифференциация обучения не должна касаться оценивания: во-первых, учитывая способности учеников, можно потерять дозволенные границы оценки «3». Во-вторых, оценивание может утратить справедливость в глазах учеников, у них может создаться впечатление, будто учитель ставит оценки, руководствуясь своим субъективным мнением. В результате у более сильных учеников может исчезнуть стимул к выполнению более трудной работы, если он за ее выполнение получает менее высокую оценку. В-третьих, диагностика способностей учащихся в каждом конкретном случае не является настолько достоверной, чтобы давала основание судить об уровне требований, возможных для предъявления каждому отдельному ученику. Однако время от времени и в индивидуальных случаях необходимо учитывать особенности учащихся при оценивании выполненных ими заданий, опираясь на три основания: ‑ индивидуальную норму, когда учитель сравнивает результаты каждого ученика с его прежними достижениями и оценивает положительную или отрицательную динамику; ‑ социальную норму, когда результаты одних учеников оцениваются в сравнении с результатами других учеников; ‑ норму предмета, когда точкой отсчета для оценки выполненного задания являются нормативы, определенные государственным стандартом по данному учебному предмету. Такой подход обычно называют объективным оцениванием. Основанием для оценки должна являться индивидуальная норма. Однако при этом необходимо учитывать индивидуальный подход ребенка к выполнению задания. Так, небрежное выполнение задания сильным учеником приводит к снижению оценки, несмотря на степень сложности задания, а старательное выполнение более легкого задания слабым учеником оценивается несколько выше принятой нормы. В учебном пособии "Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития" предлагается при оценке знаний, умений, навыков учащихся с ЗПР принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития учащихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития можно предложить более легкий вариант задания. При оценке письменных работ учащихся, страдающих нарушением моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей, рисунков и т. п. Используя оценку как стимул учебной деятельности, в порядке исключения, работы некоторых учеников можно оценивать более высоким баллом. 8. Домашнее задание. Сообщая задание на дом, учитель разъясняет основные положения и способы его выполнения. Домашнее задание не рекомендуется относить на последние минуты урока, т.к. учащиеся, ожидая звонка, менее внимательны и некоторые из них могут не успеть записать задание, другие не поймут. как его выполнять. После сообщения домашнего задания необходимо спросить несколько учеников о том, как его поняли.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |