КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности построения уроков различного типа
В зависимости от учебной задачи и содержания работы соответствие частей урока меняется. Некоторые из них занимают главное место на уроке, другие - подчиненное, вспомогательное или вовсе отсутствуют. В связи с этим возникают особенности в построении различных типов уроков. Структура урока сообщения новых знаний. 1. Организация начала урока. 2. Постановка цели и задач урока. 3. Подготовительная работа к объяснению нового материала (проверка домашнего задания, воспроизведение ранее изученного, активизация внимания учащихся и т. д.) 4. Объяснение нового материала. 5. Итоги урока и оценка знаний учащихся. 6. Задание на дом. Главная часть данного типа урока - объяснение нового материала. Однако наибольший эффект будет зависеть от успеха всех компонентов урока. Единство структуры означает, что каждый элемент содействует успеху всего урока в целом. Например, уже в начале урока можно сосредоточить внимание учащихся на тех положениях нового материала, которые носят коррекционный характер. При проверке домашнего задания следует воспроизвести те положения, которые имеют непосредственное отношение к объяснению нового. Поэтому домашнее задание должно носить подготовительный характер. На уроке сообщения новых знаний закрепление играет вспомогательную роль и проводится с диагностическими целями. Учитель получает информацию о том, как дети поняли и усвоили новый материал. Поэтому на данном типе урока закрепление лучше не выделять в самостоятельную часть, а включать ряд упражнений, вопросов, специальных заданий в систему объяснения. Эти упражнения и задания подбираются таким образом, чтобы в них в основном был представлен новый материал. Итоги урока учитель подводит, исходя из поставленных задач. Он указывает на положительные и негативные моменты в работе учащихся, связывает итоги урока с указанием на то, как нужно выполнить домашнее задание. Структура урока закрепления. 1. Организация начала урока. 2. Постановка цели и задач урока. 3. Закрепление. 4. Итоги урока, оценка работы учащихся. 5. Задание на дом. Хорошее проведение организационной части урока создает рабочую обстановку и обеспечивает проведение всего урока в целом. При постановке цели урока учитель напоминает основные положения и правила, которые будут лежать в основе практической деятельности. Основная часть урока - практические задания, тренировочные упражнения, самостоятельные работы. При этом для учащихся с ЗПР необходимо дать опорные таблицы, схемы, памятки - помощницы, алгоритмические предписания. Успех урока зависит от подбора упражнений с учетом особенностей детей данного класса. Главное здесь - правильно найти степень трудности заданий. Слишком трудные задания вызывают у учащихся с ЗПР негативную реакцию, так как они плохо с ними справляются и затрачивают на их выполнение много сил и времени. Слишком легкие задания слабо содействуют закреплению изученного материала. В этом случае необходим дифференцированный подход к учащимся с учетом их индивидуальных возможностей. При подведении итогов урока и оценке знаний учащихся необходимо отметить работоспособность и старательность отдельных учеников. Уроки закрепления знаний - это уроки тренировки воли, работоспособности, самостоятельности. Структура повторительно-обобщающего урока. 1. Организация начала урока. 2. Постановка цели и задач урока. 3. Обобщение и систематизация учебного материала. 4. Итоги урока и оценка знаний. 5. Задание на дом. Особенность и сложность данного типа уроков заключается в том, чтобы точно определить границы учебного материала, выносимого для повторения, выделить основные идеи и попытки, положения, термины, подобрать соответствующие вопросы и задания. Одна из особенностей систематизации и обобщения заключается в том, что учитель сам объясняет мало, а преимущественно руководит и направляет познавательную деятельность учащихся. Это особенно важно для коррекции таких форм мыслительной деятельности, как обобщение, абстрагирование, выделение закономерностей на основе отдельных фактов и явлений. Подведение итогов урока удобно связать с домашним заданием, которое дается с целью закрепления идей и понятий учебного материала. Структура комбинированного урока. 1. Организация начала урока. 2. Проверка домашнего задания. 3. Постановка цели и задач урока. 4. Объяснение нового материала. 5. Закрепление и повторение изученного материала. 6. Подведение итогов работы и оценка знаний. 7. Задание на дом. Этот тип урока представляет собой комбинацию всех элементов. Причем каждая часть урока имеет равноценное значение. Структура комбинированного урока напоминает структуру урока сообщения новых знаний, но в этом случае все подчинено объяснению нового материала, а другие части урока играют вспомогательную роль. В комбинированном уроке объяснению также уделяется большое внимание. Однако и другие части урока имеют немаловажное значение. Сочетание разнообразных форм работы на комбинированном уроке делает его эффективным в коррекционных классах, так как помогает преодолеть однообразие, стимулирует и активизирует познавательную деятельность учащихся. Структура вводного урока. 1. Организация начала урока. 2. Проверка домашнего задания. 3. Постановка цели и задач урока. 4. Систематизация имеющихся у учащихся знаний. 5. Подведение итогов урока. 6. Задание на дом. На данном типе уроков осуществляется подготовка учащихся к восприятию нового материала. На этих уроках систематизируются имеющиеся у учащихся знания по данному вопросу и сообщаются некоторые сведения общего характера, необходимые для усвоения нового материала, с которым учащимся предстоит познакомиться на последующих уроках. Структура контрольного урока. 1. Объяснение цели проверки и инструкция по организации работы. Проверка готовности учащихся к выполнению задания. 2. Ознакомление с содержанием контрольного задания и способами его выполнения. 3. Самостоятельная работа учащихся. 4. Предварительное подведение итогов урока. Начало урока включает инструкцию и проверку готовности школьников к работе. Сразу же нужно пояснить характер контрольной работы, какие знания, на какое правило, по какой теме проверяются. Учитель указывает путь мыслительной деятельности учащихся: как следует применить теоретические знания, связать их с практической работой, какие могут быть способы самоконтроля. Нужно напомнить учащимся, в каких случаях они могут обратиться за помощью к учителю, а наиболее слабым учащимся он оказывает помощь, не акцентируя на этом внимание учеников. Дифференцированный подход к учащимся в этом случае реализуется путем подбора различных по объему и трудности контрольных заданий в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Предварительный анализ итогов состоит в том, чтобы сообщить учащимся, как они работали: быстро или медленно, спокойно или слишком волновались. Можно спросить, какие задания или элементы контрольной работы вызвали наибольшие затруднения. Тесты у лекции 9. Урок в коррекционной школе Типы уроков русского языка. 9.1. Дидактическая задача является основанием для выделения следующих основных типов уроков: 1._________ ____-осуществляет подготовку учащихся к восприятию нового материала; 2.___________________________, на котором основное внимание уделяется изучению нового материала; 3.___________________________, на котором систематизируется материал, изученный по определенным темами разделам; 4.____________________, на котором учащиеся выполняют различного рода проверочные и контрольные работы устно и письменно; 5._____________________, где основное внимание уделяется практической деятельности; 6._____________________, на котором сочетаются различные виды работы 9.2Структура урока сообщения новых знаний. Объяснение нового материала. Постановка цели и задач урока. Организация начала урока. Итоги урока и оценка знаний учащихся. Подготовительная работа к объяснению нового материала (проверка домашнего задания, воспроизведение ранее изученного, активизация внимания учащихся и т. д.) Задание на дом. 9.3Структура урока закрепления. Постановка цели и задач урока Организация начала урока. .Итоги урока, оценка работы учащихся. Закрепление. Задание на дом. 9.4Структура повторительно-обобщающего урока. Обобщение и систематизация учебного материала Организация начала урока. .Постановка цели и задач урока. Задание на дом. Итоги урока и оценка знаний. 9.5.Структура комбинированного урока. Организация начала урока. Постановка цели и задач урока. Проверка домашнего задания. Объяснение нового материала. Подведение итогов работы и оценка знаний Закрепление и повторение изученного материала. .Задание на дом. 9.6.Структура вводного урока. Постановка цели и задач урока. Организация начала урока. Подведение итогов урока. Проверка домашнего задания. Задание на дом. Систематизация имеющихся у учащихся знаний. 9.7Структура контрольного урока. Ознакомление с содержанием контрольного задания и способами его выполнения. Объяснение цели проверки и инструкция по организации работы. Проверка готовности учащихся к выполнению задания. Предварительное подведение итогов урока. Самостоятельная работа учащихся. Литература Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе.—М.: Просвещение, 1999. Аксенова А. К., Воронкова В. В. Изучение безударных гласных IV классе вспомогательной школы//Дефектология.—1979.—№2. Аксенова А.. К., Якубовская Э. В. Сборник диктантов для вспомогательной школы: 1—4-е классы.—М.: Просвещение, 1980. Архип И. А. Самостоятельная работа на уроках русского языка во вспомогательной школе//Дефектология.— 1983.—№2. Воронкова В. В., Мачихина В. Ф. О новых программах специальной общеобразовательной школы для умственно отсталых детей (вспомогательная школа) //Дефектология.— 1986.—№ 1. Гнездилов М. Ф. Обучение русскому языку в младших классах вспомогательной школы.—М.: Учпедгиз, 1959. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. — М., 1965. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. — М., Просвещение, 1987. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей: Русский язык. — М., 1991. Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении умственно отсталых школьников / Под ред. В.Г. Петровой и др. — М., 1986. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. — М., 1984 ГЛАВА 5. ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ
Лекция 1. Задачи и содержание обучения грамматике и правописанию в младших классах коррекционной школы (2)
Лекция 2. Методика формирования первоначальных языковых обобщений во 2-4-м классах (1)
Лекция 3. Методика обучения отдельным языковым темам. (3)
Лекция 4. Развитие навыка фонетически правильного письма(2)
Лекция 5. Обучение письму по правилу(3-4)
Лекция 6-1. Виды грамматических и орфографических упражнений (1)
Лекция №6-2. Методика проведения диктантов в начальной школе (1)
Лекция 7. Предупреждение ошибок и работа над ними (2)
Лекция 8. Дидактические игры на уроках русского языка (1)
Лекция №9. Урок в специальных (коррекционных) классах (2).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |