Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Комплексный анализ экономического состояния неплатежеспособного предприятия

 

Французский экономист Ж.-П. Тибо предложил проводить комплексную диагностику по следующей схеме:

1. экономическая диагностика;

2. функциональная диагностика;

3. техническая диагностика;

4. социальная диагностика;

5. диагностика функции «управление-финансы»;

6. диагностика менеджмента и организации;

7. диагностика внешней среды;

8. стратегическая диагностика.

Экономическая диагностика – это анализ производственного и финансового потенциала предприятия, себестоимости выпущенной продукции. Функциональная диагностика определяет состояние коммерческих и снабженческих служб. На первом этапе функциональной диагностики производится анализ результатов деятельности коммерческой службы и окружающая внешняя среда. На втором этапе изучается политика предприятия в области маркетинга, анализируется качество продукции, ассортимент, цена. На третьем этапе анализируются средства маркетинговых служб, квалификация их работников и организация их деятельности. На четвертом этапе проводится аудит методов управления и контроля, а также технического потенциала. Цель социальной диагностики – изучение возможностей кадрового потенциала предприятия и измерение его социальных достижений. Цель диагностики функции «управление-финансы» - измерить качество финансовой политики и эффективность методов управления. Цель диагностики менеджмента и организации – оценка достижений руководства предприятия (анализ и оценка результатов работы аппарата управления, анализ культуры и стиля руководства). Диагностика внешней среды – это изучение ее в экономическом, социально-культурном, административном, финансовом и политическом направлениях. Заключительный этап диагностики предприятия - диагностика стратегии, на котором исследуются элементы стратегии, концепции и модели стратегического анализа, прогнозируется финансово-коммерческая деятельность и возможное банкротство предприятия.

Комплексный анализ состояния предприятия подразделяется на технико-экономический и финансово-экономический. Технико-экономический метод рассматривается по следующим направлениям: оценка и анализ маркетинговой стратегии, анализ состояния производства и реализации товаров, анализ конкурентоспособности товаров, анализ и оценка производственного потенциала.

Оценка маркетинговой стратегии предприятия предусматривает:

§ измерение занимаемых сегментов на рынке производства продукции за несколько лет и их сравнение;

§ анализ изменения объемов продаж за исследуемые периоды и их сравнение;

§ определение тенденций направления движения запасов готовой продукции со складов предприятия;

§ определение валовой прибыли.

Анализ состояния производства и реализации продукции производится по следующим показателям. Анализ динамики изменения объемов производства и реализации продукции и оценка уровня оплаты реализованной продукции. Индексы изменения объемов производства Jп и реализации продукции Jр отчетного года сравниваются с аналогичными величинами прошлого года. Если Jп и Jр меньше индекса инфляции Jинф, то можно сделать вывод о спаде производства. Превышение объемов товарного производства над объемом реализованной продукции свидетельствует о проблемах сбыта на предприятии. Уровень оплаты реализованной продукции характеризует состояние расчетов с покупателями:

 

Копл = Попл / Пот, где Попл – стоимость оплаченной продукции, пот – стоимость отгруженной продукции

 

Нормальное состояние характеризуется одинаковыми темпами изменения объемов товарной и реализованной продукции. Нарушение этого соотношения может быть основной причиной неплатежеспособности предприятия. Увеличение дебиторской задолженности свидетельствует об изъятии денежных средств из оборотного капитала, что также может привести к неплатежеспособности предприятия.

Анализ состава и структуры выпуска продукции производится в целях выявления прибыльности каждой единицы номенклатуры и определения нерентабельной продукции, выпуск которой приводит к снижению прибыли и, следовательно, к неплатежеспособности. Оценка состава выпуска продукции производится для определения удельного веса продукции, выпущенной по государственному и муниципальному заказу и для определения удельного веса отдельных видов продукции. Неравномерное выполнение плана приводит к изменению структуры выпуска, что влияет на все финансовые показатели.

Анализ конкурентоспособности продукции производится по измерению емкости рынка по конкретному товару:

Аi = Bi + Ci + Иi – Эi + (-)Мi – Экi + Икi,

где Аi – общая емкость рынка по товару;

Вi – национальное производство товара;

Сi – остаток товара на складе;

И,Э – соответственно импорт и экспорт;

Мi – изменение остатков товара на складе.

Откуда, доля предприятия на рынке рассчитывается как отношение среднегодового объема производства конкретного товара на конкретном предприятии к общей емкости рынка.

К сравнительным показателям относят: показатели, характеризующие качество товара, соответствие товарному стандарту, назначение, производительность, надежность, безопасность, ремонтопригодность, технологичность и т. д.; нормированные показатели, характеризующие соответствие стандартам, патентную чистоту. К экономическим показателям относят: отпускные цены, себестоимость, затраты на эксплуатацию, затраты на установку, консультации и др. К маркетинговым параметрам относят: имидж предприятия, организацию технического обслуживания, условия оплаты, сроки поставки, система скидок, качество обслуживания, организация каналов продвижения товара на рынок, эффективность рекламной компании.

Оценка производственного потенциала предприятия включает анализ и оценку основных фондов, оборотных средств и трудовых ресурсов. Анализ и оценка основных фондов предполагает определение их состояние и движение и характеризуется следующими показателями: коэффициент износа основных фондов, характеризующий долю их стоимости, списанную на затраты в предшествующих периодах, коэффициент обновления основных фондов, коэффициент выбытия основных фондов, фондоотдача.

Рациональное и эффективное использование оборотных средств способствует повышению финансовой устойчивости предприятия и его платежеспособности. О степени использования оборотных средств можно судить по показателю отдачи оборотных средств, который определяется как отношение прибыли от реализации к остаткам оборотных средств. Важнейшим показателем интенсивности использования оборотных средств является скорость их оборачиваемости (длительность одного полного кругооборота средств). Ускорение оборачиваемости средств и высвобождение в результате этого оборотных средств в любой форме позволяет предприятию направлять их по своему усмотрению на развитие и обойтись без привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Оценка трудовых ресурсов состоит из анализа динамики численности и структуры персонала, соотношение темпов изменения заработной платы, средней выработки на одного работника. Снижение численности персонала – один из индикаторов кризиса предприятия. Причиной этого может быть большая задолженность по заработной плате и низкий ее уровень.

Анализ технико-экономического состояния помогает определить как степень его несостоятельности, так и выявления скрытых стадий банкротства, проявляющийся в затоваривании готовой продукции и ухудшении структуры баланса.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Диагностика кризисов в процессе управления организации | Тема 5. Оценка финансового состояния неплатежеспособной организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.