КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предметная деятельность как ведущая деятельность раннего детства
Социальная ситуация развития в период раннего детства Тема № 5. Психологические особенности раннего детства Кризис 1 года. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется «кризис 1 года» Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности. Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной.
Цель: анализ основных условий, механизмов, этапов психического развития в раннем возрасте. Основные определения и персоналии: раннее детство, предметно-манипулятивная деятельность, сензитивный период, узнавание себя, первичная самооценка, кризис «Я сам», негативизм, упрямство, обесценивание; гордость за свои достижения В. Штерн, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович. План: 1. Социальная ситуация развития в период раннего детства. 2. Предметная деятельность как ведущая деятельность раннего детства. 3. Развитие психических функций в раннем возрасте. 4. Проявление личности в раннем возрасте. 5. Кризис 3-х лет. В конце первого года ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри и в ней появляются двое: ребенок и взрослый. Ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности, однако диапазон его возможностей еще очень ограничен. Осваивая предметный мир, ребенок знакомится с помощью взрослого с общественно выработанным способом действия с предметом. Социальная ситуация развития такова: «ребенок – предмет – взрослый». Способ действия с предметом, его образец, принадлежит взрослому, а ребенок должен выполнить это действие самостоятельно.Данное противоречие разрешается в новом типе ведущей деятельности – предметно-манипулятивной.
Предпосылки предметной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета. Мотив этой деятельности заключен в самом предмете, в способе его употребления. Общение становится формой организации предметной деятельности. Мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает как средство осуществления предметной деятельности. Оно продолжает развиваться и становится речевым. Исследователи П.Я. Гальперин и др. изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития: 1 этап: 1-1,5 года – ребенок не знает функций предметов; 2 этап: 2-2,5 года – жесткое закрепление функции за предметом; 3 этап: после 2,5 лет – отделение действия от предмета, ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы). В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |