КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период младшего школьного возраста
Тема № 7. Развитие психики младшего школьника Кризис 6-7 лет, проблема готовности ребенка к школе Кризис характеризуется рождением социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было раньше важным, становится второстепенным. Появляются новые интересы, мотивы, а старые теряют свою побудительную силу. Игра отходит на второй план,а все, что связано с учебной деятельностью, оказывается ценным. Глубокие изменения происходят в переживаниях. Ребенок начинает их осознавать, и на этой основе возникают устойчивые аффективные комплексы.
Основные признаки: 1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка); 2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то); 3) симптом «горькой конфеты» – ребенку плохо, но он старается этого не показать. . Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Мотивационная готовность к школе предполагает наличие внутренней мотивации (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно и он хочет много знать). Интеллектуальная готовность включает в себя: – ориентировку в окружающем мире – запас знаний; – развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты); – развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической и др.); – развитие произвольного внимания;
Цель: исследование закономерностей психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Основные определения и персоналии: младший школьный возраст, учебная деятельность, мотивация учения, словесно-логическое мышление, школьная дезадаптация; А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В. Занков, Э. Эриксон. План: 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период младшего школьного возраста. 2. Развитие познавательных процессов у младших школьников. 3. Особенности личности младшего школьника. 4. Группы риска в младшем школьном возрасте.
С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. В школе отношения «ребенок-учитель» впервые становятся отношением «ребенок-общество».В школе выстроена четкая система правил, которым все должны подчиняться. По словам Гегеля, приход в школу –это приведение человека к общественной норме. Не только совместная с учителем деятельность важна в ходе развития младшего школьника,но не менее значимой является и сотрудничество, взаимопомощь детей между собой. Учебная деятельность становится ведущей.
Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину: – Мотивация учения – система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл. – учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия (то, что ученик должен освоить); – учебные действия, те, с помощью которых усваивается учебная задача, т.е. все те действия которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие); – действия контроля – те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи (правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу); – действие оценки – те действия, с помощью которых определяется, достиг ученик результата или нет.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |