КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема№8 Эффективность исследования в менеджменте
Исследование как было сказано ранее, является видом человеческой деятельности и, как всякая деятельность, характеризуется определенными; количественными и, качественными показателями. Центром исследования является проблема, которая может быть решена или снята. Требуется сделать выбор, а для этого нужна оценка. Оценка — это также деятельность человека, которая требует времени и ресурсов — их может не хватать или они могут быть дорогими. Убытки, связанные с оцениванием и не оцениванием альтернатив, редко поддаются точному исчислению, если не проводится, по существу, такое же исследование, какое необходимо для определения оценки. Поэтому оценивание проводят до принятия управленческого решения. Эффективность исследований характеризуют их способность давать положительный результат при определенных условиях внедрения. Эффективность исследования определяется тем иди иным результатом, полуденным при внедрении его в практику. Из сказанного следует требование: оценка результатов исследования должна отражать научный уровень, экономическую эффективность, социальные и экологические: последствия. Опыт свидетельствует, что результаты исследований очень трудно поддаются оценке. Результат исследования обычно соотносят с понесенными затратами, выделяют научную практическую эффективность, которая определяется приростом знаний, полученных в результате исследования, и свидетельством которой являются вручение авторских свидетельств, патентов, наличие публикаций и т.д. По содержанию эффективность управления можно разделить на экономическую и социальную. Такое деление обусловлено различием целей и спецификой форм эффекта. Экономическая эффективность достигается взаимодействием ресурсов в процессах производства (работников, предметов и средств труда), что отражается в затратах на производство и управление и в экономических результатах этих процессов. Выразить это можно путем сопоставления ресурсов и показателей их использования. Социальная эффективность обеспечивается единством индивидуальных, коллективных и общественных интересов и выявляется с помощью следующих характеристик: уровень социальной активности, социально-психологический климат, соотношение формальных и неформальных структур, уровень квалификации кадров, условия труда и т.д. Значимость определения эффекта от исследований систем управления в условиях переходной и рыночной экономики велика. Виды эффективности приведены в табл. Таблица 1
Каковы критерии и показатели эффективности исследований в менеджменте? Сложность социально-экономических систем, разнообразие целей исследований их менеджмента обусловили наличие различных вариантов определений критерия. При оценке эффективноети исследования критерий обычно определяют как количественное отражение степени достижения системой цели. Критерий состоит из определенных компонентов параметров эффективности (эффекта), которые позволяют выбирать предпочтительные варианты изменений в объекте или изменений самого процесса исследования. Определяя параметры эффективности при исследовании систем управления, часто используют стоимость и время проведения, квалификацию и нормы и т.п. Цели исследования определяют выбор варианта критерия. При этом определяющими факторами являются практическая значимость проблемы, ограничения ресурсов, времени, рисков проведения исследований. Критерии, используемые для выбора решений на стадиях исследований, должны: • отражать сопоставление затрат и результатов; • иметь количественное выражение; • быть пригодными для оценки различных решений; • учитывать качественные различия в сравниваемых вариантах; • обеспечивать объективность оценки; • быть относительно простыми. Приведем пример. Проблема занятости, как известно, имеет два аспекта: во-первых, возможность получения работы людьми, способными, желающими и ищущими работу (традиционным показателем здесь является темп роста безработицы); во-вторых, качество работы (показатели — условия труда, престижность профессии и т.п.). И в первом, и во втором случаях требуются разработка и введение дополнительных показателей, выведенных из названных.В табл. 2 приводятся некоторые критерии эффективности раскрывающие их смысл показатели.
Таблица2 Взаимосвязь критериев и показателей
Эффективность исследований управлении определяется в зависимости от факторов, обусловленных классификацией исследований: целевого назначения, в области применения, результатов. Новизны, конструктивности и т.д. Все факторы, опред.эффективность исследований можно разделить на 2 группы: факторы исследовательского потенциала и принципы его исследования. В свою очередь факторы, характеризующие потенциал делятся на: · Факторы методологической готовности · Фактор наличия и структуры ресурсов · Фактор организационных возможностей (организационная культура). Эффективность исследований во многом определяется уровнем эффективности исследовательского мышления менеджера. Можно выделить следующие черты мышления менеджера как исследовотеля: · проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где, кажется, их нет; · умение превентивно (т.е. когда 'они еще зарождаются) формулировать проблемы; · системной и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта; · антиномичность — умение воспринимать, понимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им; · экспрезентность способность делать верные заключения при дефиците информации; · развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценку; · способность к имитации функций различных членов коллектива; · психологическая проницательность, позволяющая распознавать сущность людей. Компенсатором проницательности является психодиагностика; · инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного; · аттрактивность — способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения; · способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач; Эффективность — это всегда сопоставление или, если это возможно. соизмерение результата деятельности и затрат на ее, осуществление, Что может быть результатом мышления? Применительно к индивидуальной деятельности менеджера таким результатом могут быть успешное решение проблем, удовлетворенность сделанной работой, предельная ясность понимания того, что и как надо делать. Эффективность мышления характеризуют и ошибки, которые нельзя полностью исключить, но возникновение которых необходимо свести к минимуму. Рассмотрим наиболее типичные ошибки процессов мышления. 1. Обобщение при наличии недостаточного количества фактов, а иногда лишь единичного факта. Это всегда ведет к ложным выводам, снижает эффективность мыслительных, процессов. 2. Перенос смысла или, Точнее, некорректная аналогия. Пример: понятие «искусственный интеллект» (имеется в виду компьютер) построено на смешении двух несовместимых понятий. 3. Подмена понятий, отход от исходного определения или его «размывание» в мыслительных процессах, вольное оперирование понятием. Сначала в него вкладывают одно содержание, но, оперируя этим понятием, полагаются на.другое содержание. Это характерно для таких понятий, как «система управления», «методы управления» и др. 4.Использование различных схем доказательства, нарушение логики взаимодействия посылки и выводов. 5.«Непротиворечивые противоречия» в рассуждениях — противопоставление мелочей, выдаваемое за важное противоречие, потеря главного, основого или преувеличенное противопоставление главного и второстепенного. Эффективность мышления менеджера зависит от умения управлять своим мыслительным процессом.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |