Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оформление результатов исследования

Основным документом проведенного конкретно-социологического исследования считается отчет по итогам исследования. В нем должны быть зафиксированы основные результаты исследования и представлено решение его цели, задач и рабочих гипотез, сформулированы выводы и практические рекомендации. В отчете должны быть также освещены не только выполненные, но и невыполненные задачи исследования, с анализом причин, которые помешали их выполнению.

В содержании отчета рекомендуется выделить следующие разделы:

ñ Введение — краткое обоснование актуальности проблемы исследования, его цели, задач и рабочих гипотез.

ñ Первый раздел — описание объекта и предмета исследования, специфики тех операций и методов, которые использовались при проведении данного исследования.

ñ Второй раздел — предоставление основных полученных социологических данных об объекте и продмете исследования.

ñ Третий раздел — изложение проверки выдвинутых гипотез.

ñ Заключение — формулировка выводов и практические рекомендации.

ñ Приложение.

Форма отчета предполагает наличие титульного листа, списка исполнителей и аннотации или краткого реферата. Объем отчета не ограничивается, но зависит от вида и задач исследования, от объема полученных социологических данных. При описании результатов исследования рекомендуется не злоупотреблять обилием числовых данных. Хотя значительное количество цифровых показателей придает исследованию ореол научной респектабельности, однако оно затрудняет логическое восприятие содержания отчета. Имеет смысл преобладающую часть количественной информации дать в приложениях. В основном же тексте ограничиться наиболее важными для исследования показателями, представленными в укрупненных шкалах, сводных таблицах и графиках.

В качестве приложения к отчету могут быть представлены:

ñ программа социологического исследования;

ñ используемый социологический инструментарий;

ñ рабочий план проведения полевого этапа;

ñ зафиксированные в таблицах и графиках, не вошедшие в отчет основные социологические данные;

ñ список используемой литературы;

ñ копии документов о финансовых затратах на проведение социологического исследования.

На основе отчета или вместо него может быть составлена информационная или аналитическая справка, объем которой обычно от 5 до 25 страниц машинописного текста. Структура информационной или аналитической справки может быть аналогичной структуре отчета, но в сокращенном варианте.

При оформлении результатов проведенного социологического исследования рекомендуется придерживаться следующих правил:

1. На титульном листе должны быть указаны полное название учреждения, которое организовывало и проводило исследование, форма отчета, тема исследования, руководитель, город и год.

2. Текст печатается на одной стороне белого стандартного листа бумаги формата А4 210 * 297 мм. или набирается на компьютере. Верхнее поле — 20 мм., нижнее — 20 мм., левое — 25 мм., правое — 15 мм. Количество строк — 28-30, количество знаков в строке — 64, интервал — 1,5-2. Шрифт для заголовков 14, основного текста — 12, для текста в таблицах — 10. страницы нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу или посредине, отступая сверху 10 мм. Титульный лист и оглавление не нумеруются, но входят в общее количество страниц.

3. Заголовки располагаются по центру строки и могут быть выделены размером или объемом шрифта. Если после заголовка в конце страницы не умещается 2-3 строчки основного текста, то заголовок переносится на новую страницу. Переносы в заголовках не допускаются, точка в конце заголовка не ставится.

4. Знаки препинания ставятся непосредственно после последней буквы слова. После них, кроме многоточия, делается пробел. Знак «тире» отделяется с двух сторон пробелами. Слова, заключенные в кавычки или скобки, не отделяются от них пробелом.

5. Таблицы и графики должны быть озаглавлены. Таблицы снабжены примечаниями, от какого показателя даны проценты (от всех участвующих в исследовании или от ответивших на данный вопрос). Нумерация таблиц и графиков может быть сквозной (например: Таблица 1, Таблица 2), или по разделам (нгапример: Рисунок 1.1, Рисунок 3.1). Ссылка на таблицу или график делается в тексте следующим образом: (см.: Таблица 5), (см.: Рисунок 2). Название таблицы и графика пишутся по центру страницы. Название таблицы пишется над ней, название графика — под ним. В графах таблицы не рекомендуется оставлять пустые клетки, их следует заполнить. Если приводятся абсолютные числа, то знаком «-», если проценты, то — «0,0». Если по какому-либо показателю данные отсутствуют, то можно написать — «нет данных». В таблицах желательно давать абсолютные и тносительные величины. Если сумма ответов превышает 100 %, тогда надо объяснить, почему это произошло (например, респондентами отмечены несколько вариантов ответов). Цифровые данные в таблице желательно располагать по рейтинговому принципу. Таблицы и графики размещают по центру страницы. Если таблица не помещается на странице с текстом, ее переносят на другую страницу после окончания текста абзаца. Когда таблица или график имеют большой размер, тогда их размещают на следующей странице, либо в книжном, либо в альбомном варианте.

6. Указание на использованные ссылки на официальные документы и печатные источники оформляются посредством сносок. Сноску ставят в конце тцитируемого текста. Наиболее удобным знаком сноски являются квадратные скобки, в которых первая цифра обозначает порядковый номер источника в списке литературы, а вторая — номер страницы. Например, данные о численности населения ркгиона взяты из [6, с. 25]. цитируемый текст, как правило, выделяется кавычками, после закрытия которых указывется сноска. Излагаемый текст и цифровые данные не закавычиваются, а в скобках указывается: [см.: 8, с. 127] или [см.: 15б с. 36]. При одновременной ссылке на несколько источников, указание на них дается в последовательности расположения источников в списке использованной литературы и разделяется знаком «;», например [см.: 7, с. 24; 11б с. 38; 24, с. 45].

7. Список использованной литературы выполняется по принципу алфавитного именного указателя со сквозной нумерацией источников. Если в тексте при ссылке на автора инициалы предшествуют его фамилии, то в списке литературы они ставятся после фамилии автора.

Тема№9 Организация и планирование исследований (организация процесса, планирования работ, технологии)

Любое исследование является сложным, требующее четкой огранизации процесса, основанным на определенной технологической схеме,осуществленной в установленный срок, сопровождающейся разработкой организационных документов и завершающимся принятием соответствующего решения.

Организация процесса исследования включает в себя: подготовку и издание приказа о реализации исследования проекта, подбор исполнителей нужной квалификации, составление рабочих гуппы, назначение руководителей программ, распределение заданий и ресурсов.

Для повышения качества исследования необходимо привлекать к его проведению рационализаторов и изобретателей, а также работников входящих в состав общественных творческих формирований(групп качества, творческих бригад,и т.д.), чтобы задействовать в исследовательской работе творческий потенциал персонала.

Целесообразно так же на ряду со штатными специалистами привлекать внешних консультантов, экспертов, имеющих опыт соответствующих исследований.

Внешняя помощь имеет следующие приемущество

· консультанты, как проблем, имеет особые значение новыми для проведения исследования.

· Они располагают необходим для проведения исследования вопросом.

· Они независимы и объективны оценивают проблемы.

Кроме того: привлечение экспертов в ходе осуществления исследования обучает персонал предприятия: использумый им инструментарии (методами анкеты. опросные листы и т.д.) остается в распоряжении предприятия, увеличевая его не материальные активы, через консультантов фирма устанавливает связи с научным учереждениями.

Методы и условия консультирования могут быть различны (от разовых консультаций до работ на хоз договорных началах)

Планирование исследований

Планирование исследования систем управления производится для того; чтобы на основе разработанного плана организовывать выполнение исследовательских и проектных работ в установлен­ные сроки с заданным уровнем качества и в пределах выделенных ресурсов. Любое нововведение приносит эффект лишь в том слу­чае, если оно подготовлено в техническом, экономическом, организационном, кадровом и социально-психологическом отношении, если учтено его воздействие на все стороны экономического и социального развития предприятия.

Основная задача планирования исследования систем управле­ния — определение системы мероприятий, предусматривающих порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

При проведении прикладных исследований, изучающих про­блемы конкретной организации, план работ может предусматри­вать также апробацию и внедрение результатов исследований в практику управления. Апробация может состоять в обсуждении выполненного исследования с руководством организации, а так­те в рассмотрении полученных результатов на совещании, конфе­ренции, собрании трудового коллектива. Внедрение результатов исследования осуществляется путем их активного применения в практике управления.

Планирование исследования систем управления включает в себя следующие этапы:

1) определение организации, ее отдельных подразделении или рабочих мест, которые будут обследованы;

2) определение примерного объема работ по выявлению и иследованию проблемы;

3) формулирование ожидаемых результатов;

4)определение количественного и профессионально-квалифкационного состава сотрудников, необходимых для реализации запланированного объема работ;

5) установление сроков выполнения запланированной работы

6) определение условий, необходимых для выполнения исследований, в том числе потребности в помещениях, организационной технике, оборудовании, инвентаре и др.;

7) расчет сметной стоимости планируемой работы.

Общий план исследования конкретизируется в рабочем плане -документе, который составляется в целях развития плана иссле­дований, по теме. Он определяет;

• разделение общего объема работ на этапы;

• календарные сроки начала и окончания работ по этапам ис­следования, график выполнения работ;

• распределение сфер и конкретных объектов исследования по рабочим группам и отдельным исполнителям;

• установление конкретных задач и компетенций руководите­лей рабочих групп и исполнителей;

• описание промежуточных результатов, а также установление формы и сроков предоставления заказчику отчетных документов;

• определение стоимости работ по каждому этапу исследования.

Таким образом, план исследования по теме определяет объем

работ, сроки, потребные ресурсы, ожидаемые результаты. Рабо­чий план представляет собой график действий, состав и компе­тенции исполнителей, график проведения исследований, сто­имость работ на каждом этапе исследования.

Программы исследования представляет собой содержаний подробный план предстоящей деятельности. Разработка программы предусматривает:

• определение перечня предметных областей, которые должно быть обследованы;

• установление приоритетов их рассмотрения, определение сте­пени детализации исследования;

• определение методики исследования, т.е. приемов и методов, которые следует использовать при выявлении и решении проблемы;

•определение методов и средств сбора и обработки информа­ции по исследуемой проблеме: составление анкет, карт, группировочных таблиц и других инструментов, необходимых для проведения работы;

•определение состава отчетной документации и требований к ней, включая сроки предоставления, рассмотрения и утверждения.

Технология— это вариант рационального построения исследо­вания. Например, строительство дома предполагает сначала воз­ведение фундамента, затем самого здания и, наконец, — крыши. Это процесс строительства, отражающий содержание и особен­ность этого вида деятельности. Но технология строительства мо­жет быть разнообразной в рамках этого процесса: можно заложить сначала часть фундамента и по этой Части начать возводить сте­ны; можно параллельно заготавливать элементы крыши. Все за­висит от наличия и распределения строительных материалов и выбора варианта их использования.

Процесс всегда отражает объективные этапы выполнения рабо­ты, технология — это вариант рационального выполнения работ.

В зависимости от характера исследуемой проблемы, а также конкретных условий (время, ресурсы, квалификация, острота про­блемы и пр.) технологические схемы могут быть различными. Важно выбирать эффективные технологические схемы или кон­струировать их в соответствии с реальными потребностями и ус­ловиями.

Наиболее простая и распространенная технология — линейная технология, заключающаяся в последовательном проведении ис­следований по этапам постановки проблемы, формулировании задач ее решения, выборе методов исследования, проведении ана­лиза и поиска позитивных решений, экспериментальной провер­ке решения, если она возможна, разработке инноваций.

Каждый этап характеризуется оригинальным набором методов исследования и временными ограничениями, что и определяет успех проведения исследования,

На практике не всегда удается построить технологическую схе­му так прямолинейно и "последовательно. На каждом из этапов могут возникнуть новые проблемы или затруднения, которые за­ставят вернуться к предыдущему этапу И скорректировать его ис­следование. Например, может оказаться, что проблема определе­на поверхностно и односторонне, появилась необходимость рас­смотреть ее в новом ракурсе и т.п.

Все это может заставить возвратиться к пройденным этапам, скорректировать уже проведенные исследовательские работы. Так возникает новый тип технологии исследования, тип цикличес­кого исследования, который характеризуется возвратом к пройден­ным этапам, повторению пройденного для обеспечения надежно­сти результатов.

Многие схемы рациональных технологий предполагают возмож­ность параллельного выполнения работ или операций. Например, при решении сложных, комплексных проблем можно выполнять отдельные исследовательские работы параллельно, а в некоторых случаях это просто необходимо. Данная технология экономит вре­мя, позволяет более эффективно использовать персонал, повышает его компетентность и производительность деятельности.

Разновидность технологии параллельного исследования — тех­нология разветвления деятельности: разделение аспектов пробле­мы или функций ее решения, проведение по отношению к неко­торым видам проблем одинаковых, но параллельных исследова­ний. Ведь исследование — это всегда поиск неизвестного, нового, необычного в целях получения наилучшего результата.

При наличии проблем в исследовании, решение которых труд­но представить в заранее определенной технологической схеме, используют технологии адаптивного типа — последовательную корректировку технологической схемы по мере проведения каж­дого из этапов исследования. Каждый этап в этой технологичес­кой схеме оценивается по его результатам, и эта оценка необхо­дима для определения нового этапа.

Технологическая схема исследования не может не учитывать конкретных целей его проведения — это могут быть цели карди­нального решения проблемы, цели частичного решения пробле­мы, цели получения новых знаний и развития образования слу­жащих, цели разработки программы нововведений.

Для достижения целей частичных изменений используется тех­нология последовательных изменений Качества деятельности, оценка существующего качества управления и поиск непринципиальных, незначительных, но реальных изменений качества. Такая техно­логия позволяет проводить исследования при наличии незначи­тельных ресурсов, избегать рисков, инноваций, повышать надеж­ность преобразований.

Существует также технология случайного поиска. На первом этапе такой технологии не предполагается много внимания уделять постановке проблемы, ее выбору, обоснованию. Берется любая проблема и, отталкиваясь от нее, исследуются смежные про­блемы, устанавливаются связи, определяется на этой основе траектория развития, которая и выявляет главную проблему, на ко­торой необходимо сосредоточить внимание.

Еще одна технология исследования — технология критериаль­ной корректировки: при подготовке исследования разрабатывает­ся не сама технологическая схема, а комплекс критериев ее воз­можной корректировки при проведении исследования.

Если мы получим определенный результат, тогда будем выполнять определенные действия, в противном случае мы вернемся к предыдущему или какому-либо другому этапу и продолжим по­иск снова. Эта технологическая схема иногда называется алгорит­мом исследования.

Выбор технологических схем проведения исследования способ­ствует повышению его эффективности. Технология исследования в значительной степени отражает искусство исследователя.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема№7Анализ данных ИСУ | Тема№8 Эффективность исследования в менеджменте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.