Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема№7Анализ данных ИСУ

Задача анализа данных — поиск статистических и динамических закономерностей.

Анализ давнных предполагает их интерпритацию с учетом:

ñ знания исследователем объекта и предмета исследования;

ñ обладания опытом социологического мышления;

ñ следования поставленным задачам и рабочим гипотезам исследования;

ñ согласования анализируемых данных с результатом предшествующих исследований или аналогичных исследований.

Основными операциями анализа социологических данных считают следующие: описание, корреляцию, проверку рабочих гипотез, прогнозирование.

1. Описание — выявление существенных зарактеристик исследуемого явления или процесса на основании научных данных. Основные способы описания:

1.1. Обощение предполагает выяснение характерных свойств исследуемого явления или процесса. Так, посредством обобщения можно описать основные черты личности руководителей, определяющих их авторитет в трудовом коллективе, наиболее распространенные причины производственных конфликтов, типичные ошибки в формулировании распоряжений и организации контроля за их выполением.

1.2. С помощью систематизации определяется порядок взаимосвязи, как между индикаторами, так и между признаками в рамках заданной целостности. Наиболее простым примером использования метода систематизации может служить построение ранжированной шкалы индексов.

1.3. Типологизация позволяет выявить устойчивые сочетания свойств исследуемого объекта в системе заданных признаков. С помощью типологизации, например, можно описать устойчивую связь у рабочих и служащих между образованием, профессией, квалификацией и творческой активностью.

2. Объяснение — это операция по установлению источников, действующих сил социальных изменений, обнаружение причинно-следственных связей, определяющих функционирование и развитие социальных явлений и процессов.

 

Различают несколько видов объяснений:

ñ генетическое объяснение — установление источников, движущих сил и причин возникновения и развития исследуемого объекта;

ñ факторное объяснение — выявление детерменированности становления, функционирования и развития исследуемого объекта;

ñ структурное объяснение — определение элементов строения исследуемого объекта;

ñ функциональное объяснение — обнаружение функций и взаимосвязей исследуемого объекта;

ñ телеологическое объяснение — выявление целей, задач и мотивов функционирования и развития исследуемого объекта.

При анализе причинно-следственной связи между показателями в некоторых случаях можно использовать способ уточнения, который предполагает введение дополнительного контрольного показателя. Например, выяснив зависимость между престижностью учебного заведения, где было получено высшее образование, и престижностью места работы, полученного после окончания ВУЗа, следует уточнить два момента. Первый — насколько связана учеба в престижном высшем учебном заведении с социально-экономическим положением родителей. Второй — существует ли связь между престижным местом работы и протекцией при устройстве на данную работу. Если у большинства студентов престижного ВУЗа родители не имеют высокого социально-экономического положения, то, следовательно, этот показатель не влияет на возможность приема на престижную работу. Если же большинство было принято на престижную работу благодоря протекции, то, следовательно, зависимость получения престижной работы от окончания престижного высшего учебного заведения не может быть признана главной.

3. Корреляция — опредение тесноты связей между исследуемыми характеристиками. Может быть прямая, обратная, слабая, средняя и сильно тесная.

4. Проверка рабочих гипотез.

Составной частью анализа социологических данных выступает проверка рабочих гипотез.

При разведывательном исследовании гипотеза проверяетсяпосредством соотнесения предполагаемого утверждения с полученным числовым показателем. Выдвинутая гипотеза о том, что большинство служащих удовлетворено взаимоотношениями со своим начальством, подтверждается в том случае, если в результате опроса более 2/3 респондентов дажи своему руководителю положительную оценку.

При описательном исследовании гипотеза проверяется интерпретацией усредненных величин, которые получены посредством обобщения характеристик исследуемого объекта. Однако усредненные величины могут приветси к одностороннему выводу или к противоречивому объяснению. Например, было установлено, что 60 % сотрудников удовлетворено проводимой в течение трех месяцев реорганизацией. С одной стороны, можно говорить об эффективности нововведений, с другой — утверждать, что удовлетворенность реогганизаций менее 2/3 сотрудников свидетельствует о наличии в ней каких-то негативных моментов.

Наиболее распростарненным способом анализа социологических данных при сравнительном исследовании является сравнение рядов распределения.

Логика доказательства гипотез при аналитическом исследовании преимущественно основана на поиске связи между характеристиками изучаемого объекта, их взаимовлиянием и причинами изменения. Так, гипотеза о том, что работники, имеющие высшее образование, проявляют больший интерес к своей профессиональной деятельности, подтверждается или опровергается с помощью факторных признаков, которые могут воздействовать на интерес к работе, стаж и размер заработной платы. При этом возможны две ситуации. Первая ситуация — когда из таблицы видно, что не наблюдается влияния таких факторов, как стаж работы и размер зарплаты, на повышение интереса к профессиональной деятельности. Следовательно, гипотеза о том, что главным фактором повышения интереса к профессиональной деятельности является высшее образование, подтвердилась. Вторая ситуация — в таблице показано, что среди тех, кто указал на высшую степень интереса к профессиональной деятельности, преобладающее число респондентов имеет самую высокую зарплату или самы большой стаж работы. В таком случае выдвинутую гипотезу можно считать опровергнутой.

5. Прогнозирование.

Операция по определению перспектив развития исследуемого объекта и возможности регулирования его развития субъектами управления с целью решения актуальной социальной проблемы называется прогнозированием.

Прогнозирование может быть интуитивным, которое опирается на предчувствия субъекта исследования, и научным, которое основывается на сопоставлении данных науки о закономерностях и тенденциях общественного развития и данных, полученных в ходе социологического исследования. При научном прогнозировании используются результаты предшествующего описания и объяснения исследуемого объекта. Чем точнее и полнее будут результаты описания и объяснения, тем более совершенным и эффективным будет прогноз.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психологическое тестирование | Оформление результатов исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.