КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Причины отклонений в развитии ребенка
Под причиной отклонения в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения или нарушения развития психомоторных функций. Наследственность играет важную роль в определении индивидуальных различий, касающихся интеллекта, особенностей темперамента, предрасположенности к неврозам и других личностных особенностей. Также большую роль играют условия, в которых будет развиваться ребенок, тот объем внимания и заботы, которые он получит. Обсуждая причины тех или иных особенностей, правильнее говорить об определенных предпосылках к развитию, об индивидуальном варианте взаимодействия с окружающей средой, которые и приводят к формированию определенных свойств личности. Задержанное созревание специфических структур мозга, «отвечающих» за личностное и интеллектуальное развитие, нарушение его функций, часто связано с явлениями повреждения мозга. Чаще всего эти повреждения вызваны различными факторами, действующими во внутриутробном периоде (заболевания матери, хроническая интоксикация, алкоголизм или наркомания матери, плацентарная недостаточность), во время родов (кислородная недостаточность и травмы мозга), иммунологической несовместимостью матери и плода (конфликт по резус фактору), а также послеродовыми травмами мозга, мозговыми инфекциями и интоксикациями. Нарушать созревания мозга могут также обменно-трофические расстройства, ведущие к нарушению питания клеток мозга. Их причины также разнообразны: легкие формы нарушения течения беременности (нарушение питания и режима матери, многоплодие), хронические расстройства пищеварения. Все эти причины не приводят к грубым структурным нарушениям мозга, а вызывают задержку формированию сложных специфических мозговых систем [32]. Важную роль в развитии ребенка играет социальная среда, которая его окружает [6, 13, 25, 33]. Например, большое значение имеет стимуляция процессов восприятия, памяти, речи, моторики и т.д. на определенных возрастных этапах. Известное положение Л.С. Выготского о сензитивных периодах развития позволяет предположить особое значение стимулирующего воздействия именно в те возрастные периоды, когда происходит наиболее интенсивное развитие определенных структурно-функциональных систем мозга. Недостаток стимулирующего педагогического воздействия на ребенка в периоды становления важных психических функций может привести к задержке формирования и недостаточности этих функций. От воздействия внешних факторов зависит также и то, как проявится наследственная предрасположенность к тем или иным заболеваниям и отклонениям в психическом состоянии. Неблагоприятные, стрессовые условия, неадекватные возможностям ребенка требования, невнимание его особенностям и потребностям увеличивают вероятность появления заболевания [33]. Для ребенка с предрасположенностью каким-либо нарушениям, очень важно создать для обучения психологически комфортную обстановку. Определенную роль в формировании школьных трудностей играют половые различия созревания мальчиков и девочек. По целому ряду физиологических параметров мальчики менее устойчивы к воздействиям внешней среды - они более подвержены стрессам и болезням, у них выше скорость обменных процессов, поэтому они более активны и менее усидчивы, чаще страдают нарушениями обменных процессов (гипогликемия, диабет, различные ферментопатии). В связи с высокой подвижностью у мальчиков чаще возникают травмы мозга, ведущие к неблагоприятным последствиям. Генетически они более предрасположены к гипердинамическому синдрому, раннему детскому аутизму, нарушениям поведения. Мелкие мышцы руки у них развиваются позднее, чем у девочек, поэтому их руки быстрее устают при рисовании и письме. У девочек раньше и быстрее развиваются познавательные способности. Они раньше начинают говорить, у них богаче словарный запас, они употребляют предложения более сложной конструкции. Недостаточность, поврежденность или задержанное созревание мор-фофункциональных систем головного мозга в сочетании с неадекватными условиями воспитания лежат в основе несформированности психических функций, нарушают становления учебной деятельности, приводят к отклонениям в когнитивном и личностном развитии. Анализ воздействия каждого патогенного фактора в отдельности позволяет попять причины и механизмы вариантов отклоняющегося развития. Очевидна тесная взаимосвязь между процессами умственного развития и развития личности, их взаимное влияние друг на друга. Для реализации интеллектуального и личностного потенциала ребенка имеют большое значение и условия воспитания и обучения, и индивидуальные психологические (а иногда и патологические, то есть обусловленные болезненными отклонениями) черты характера ребенка, темп созревания его когнитивных способностей, его физиологические ресурсы.
Раздел 5. Педагогика в специальных дошкольных и школьных учреждениях
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |