Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция: 1. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков

Понятие “реабилитация” используется как в медико-социальном, так и психолого-педагогическом и социально-педагогическом аспекте. Медико-социальная реабилитация – комплекс медицинских, педагогических, профессиональных, психологических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограничениями в результате перенесенных заболеваний и травм, а также другими физическими и психическими ограниченными возможностями.

Психолого-педагогическая и социально-педагогическая реабилитация - комплекс мер социальной поддержки и диагностико-коррекционных программ по преодолению различных форм детско-подростковой дезадаптации, по включению, интегрированию ребенка в социальную сферу, выполняющую функции институтов социализации (семья, школа, общение сверстников и т.д.).

Формы и методы психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитации, в настоящее время, достаточно разнообразны и зависят прежде всего от характера детско-подростковой дезадаптации. В зависимости от характера и природы выделяются три основных типа детско-подростковой дезадаптации: патогенная, психосоциальная и социальная, которые в свою очередь имеют разные степени выраженности [4].

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы. То есть в одном случае патогенная дезадаптация может выражаться в разных по своей степени и глубине нервно-психических заболеваниях, в другом – в разной степени выраженности олигофрении, отставании в умственном развитии.

Как мы уже отмечали выше, дети с тяжелыми формами нервно-психических заболеваний должны лечиться стационарно в сочетании с дополнительными психолого-педагогическими реабилитационными программами. К детям с заболеваниями, которые носят менее выраженный пограничный характер, применимы меры медико-педагогического оздоровительного характера в условиях учебно-воспитательных учреждений (детские сады, школы, детские дома и т.д.).

Все более остро встает вопрос о развитии так называемой лечебной педагогики, где наряду с коррекционно-развивающими дидактическими программами выступают такие эффективные формы лечебной педагогики и психологической коррекции, как игротерапия, сказкотерапия, коррекционно-развивающая физкультура, пальчиковая терапия и т.д.

Среди форм патогенной дезадаптации отдельно выделяются проблемы олигофрении, проблемы социальной адаптации и реабилитации умственно-отсталых детей. Специальные исследования показывают, что у олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они в состоянии осваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, быть полезными членами общества. Однако умственная неполноценность этих детей безусловно затрудняет их социальную адаптацию и требует особых коррекционно-реабилитационных программ и социально-педагогических условий.

К таким особым социально-педагогическим условиям, позволяющим осуществлять программу социальной адаптации умственно-отсталых детей относятся следующие:

Своевременная диагностика и адекватные возможностям ребенка программы коррекционно-развивающего обучения;

Ранняя ориентация на посильную трудовую деятельность, выработка трудовых навыков и их автоматизмов, профориентация;

Осуществление программы социально-бытовой адаптации как путем специальных занятий и методов, так и за счет организации индивидуальной и коллективной жизни детей-олигофренов в процессе учебной, трудовой и общественной деятельности.

С учетом наших отечественных условий наиболее успешное обучение и социальная адаптация детей-олигофренов осуществляется в специальных вспомогательных школах. К сожалению, их число в настоящее время не оправданно снижается и не соответствует потребностям реальной практики.

Кроме того, острой остается проблема социальной адаптации выпускников вспомогательных школ, видимо, в штат вспомогательных школ необходимо включать социальных педагогов и социальных работников, занимающихся социальной поддержкой выпускников, а также необходимо квотирование рабочих мест для этих выпускников и соответствующие льготы, предоставленные администрацией этих предприятий.

В нашей стране также предстоит освоить опыт передовых стран по созданию house-communication, домов для совместного самостоятельного проживания людей с проблемами нервно-психического характера, включая олигофрению, нервно-психические заболевания и патологии. Создание таких домов-интернатов открытого типа, где под присмотром социального работника проживают люди с проблемами нервно-психического характера, со

здает более гуманные и более адекватные их возможностям условия жизни и социальной адаптации.

Психосоциальная дезадаптация вызвана половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального подхода и в отдельных случаях специальных психосоциальных и психолого-педагогических коррекционных программ. По сути дела речь идет о некоторых личностных психологических особенностях, затрудняющих социальную адаптацию подростков. К ним могут относиться различные акцентуации характера, неадекватное проявление самооценки, нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, неосознаваемые регуляторы поведения, вытесненные в подсознание комплексы, фиксированные установки, фобии, тревожность, агрессивность. У таких подростков, как правило, нет заметных изменений в ценностно-нормативной сфере, их проблемы поведения носят психологический характер. В этих случаях наряду с индивидуальным педагогическим подходом применяют в семье и школе весьма эффективные адекватноприменимые психокоррекционные техники и психосоциальные технологии.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальном поведении и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации.

Стадия школьной социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися, для которых характерно хроническое отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивление педагогическим воздействиям, дерзость с учителем, различные асоциальные проявления (сквернословие, курение, хулиганские проступки, пропуски уроков).

Вместе с тем, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически запущенных стремится к получению профессии, экономической самостоятельности, готова трудиться. Деформация в их ценностно-нормативной сфере пока незначительна. Реабилитационная работа с педагогически запущенными может вестись в рамках учебно-воспитательных учреждений, общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, по отношению к ним необходима более адресная психологическая и социальная помощь, расширение сферы их интересов во внешкольной и внеклассной деятельности, формирование профессиональных планов и жизненных устремлений. Здесь могут неоценимую помощь оказать социальные учреждения для молодежи и подростков, молодежные биржи труда, клубы по интересам, центры экстремальной социально-психологической помощи.

В системе народного образования имеется опыт создания центров социально-педагогической реабилитации для трудновоспитуемых подростков, которые создаются на базе вечерне-сменных школ и учебно-производственных комплексов и которые хорошо зарекомендовали себя в работе с этим контингентом.

Более глубокую стадию социальной дезадаптации представляют социально-запущенные подростки. Социальная запущенность характеризуется глубоким отчуждением подростков от семьи и школы, как основных институтов социализации, их формирование идет в основном под влиянием асоциальных и криминогенных групп, для них характерна глубокая деформация и искаженные ценности нормативной сферы, асоциальное поведение и противоправные действия (бродяжничество, наркомания, пьянство, вымогательство). Они, как правило, профессионально не ориентированы, к труду относятся негативно и ориентированы на паразитическое существование.

В условиях учебно-воспитательных учреждений трудно добиться успеха в работе с социально-запущенными подростками. Здесь уместна постановка их на учет в инспекции по делам несовершеннолетних и помещение в специальные закрытые учебно-воспитательные учреждения.

Очевидно, что в зависимости от характера дезадаптации в реабилитации будут доминировать либо психолого-педагогические диагностико-коррекционные программы, выявляющие и исправляющие дефекты психики, включая как познавательную сферу, так и личностные особенности, либо социально-педагогические программы ресоциализации, восстановление социального статуса подростка в системе межличностных отношений, переориентацию референтных ориентаций социальных установок.

Так в отношении детей с пограничным уровнем психического и интеллектуального развития на первое место выходят методы коррекционно-развивающего обучения, позволяющие восстановить дефекты его познавательной сферы. При психосоциальной дезадаптации важное место будет отводиться адекватно выбранным психосоциальным технологиям и психотерапевтическим техникам, помогающим в решении индивидуально-психологических личностных проблем; при социальной дезадаптации – программы по включению в систему новых социальных отношений, выполняющих функции институтов ресоциализации, по формированию позитивных жизненных планов и устремлений.

Разумеется, в этой или иной степени разные реабилитационные формы и методы будут представлены в каждой из реабилитационных программ, применяемых к разным видам дезадаптации, но тем не менее для эффективной реабилитации должны быть выбраны адекватные приоритеты.

Осуществление процесса реабилитации может также затрудниться тем, что нередко в одном ребенке-подростке представлены как бы смешанные формы дезадаптации, включая и патогенную, и психосоциальную, и социальную. И тогда диагностико-коррекционные программы должны последовательно быть ориентированы на все вышеперечисленные формы дезадаптаций.

В настоящее время сложилась достаточно широкая разноведомственная сеть социальных учреждений, занимающихся психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитацией дезадаптированных детей и подростков.

Социально-реабилитационные учреждения в настоящее время создаются в системах Минобразования, Министерства труда и социального развития, Минздрава, комитетов по делам молодежи. При этом разноведомственные учреждения, как правило, ориентированы на определенные виды дезадаптации, что, в свою очередь, и определяет их специфику.

Наиболее сложные и глубокие формы детско-подростковой дезадаптации представлены в социально-реабилитационных учреждениях Министерства труда и социальной защиты, которые, как правило, создаются при социальных приютах. Контингент детей, поступающих в социальные приюты, характеризуется крайней степенью социальной запущенности, отставанием в психосоматическом развитии, посттравматическими синдромами. Это “дети улицы”, дети-бродяжки либо дети – социальные сироты, отобранные из семьи, где условия их содержания из-за небрежного и жестокого отношения родителей угрожали их жизни и здоровью.

Социально-реабилитационная работа с детьми, как правило, начинается с социально-бытовой и медико-социальной реабилитации, когда детей лечат, избавляют от педикулеза, учат пользоваться ванной, есть горячую пищу, спать в постели с простынями и т.д. Большое внимание уделяется также психоэмоциональной реабилитации, где на первом месте стоят комфортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специальные психотерапевтические методы и прежде всего игротерапия, сказкотерапия, психотерапевтический театр. Дети старшего возраста, подростки включаются в различные формы обслуживающего труда, работают в пошивочных и столярных мастерских по изготовлению игрушек, сувениров.

В числе реабилитационных мероприятий, проводимых по отношению к детям, помещенным в социальные приюты, важное место отводится социально-педагогической работе с семьей ребенка, а если таковой не имеется либо ситуация в родительской семье оказывается безнадежной, проводиться работа по подбору приемной семьи или семьи усыновителя. Большой опыт по подбору приемных семей накоплен в социально-реабилитационном учреждении “Воспитательный Дом” Санкт-Петербурга, совмещающего социальный приют и реабилитационный центр. Специальная социальная служба при “Воспитательном Доме” ведет картотеку потенциальных приемных семей и семей усыновителей, знакомится с этими семьями, изучает личность родителей и условия проживания в семье, подбирает детей, наиболее совместимых с будущими родителями. На первых порах дети помещаются в семьи в качестве воспитанников “Воспитательного Дома”, при этом семьям выплачивается сумма, причитающаяся на содержание детей в социальном учреждении. В том случае, когда ребенок приживается в приемной семье, по обоюдному согласию родителей и ребенка могут быть оформлены опека, попечительство либо усыновление.

Большие проблемы у детей, поступающих в социальные приюты с учебной деятельностью. Они, как правило, отстают от своих сверстников, а некоторые находящиеся уже в подростковом возрасте не умеют ни читать, ни писать; на первых порах для таких детей организуется индивидуальное обучение на дому, а по достижению определенных результатов воспитанники социально-реабилитационных учреждений определяются в близлежащие школы.

Пребывание детей и подростков в социально-реабилитационном учреждении ограничено тем временем, когда будет устроен ребенок для дальнейшего постоянного проживания. Местом такого постоянного проживания может стать либо родительская семья, если удалось стабилизировать ситуацию в семье и родители готовы полно выполнять свои функции по содержанию и воспитанию детей, а также семьи-усыновители и приемные семьи, либо государственные воспитательные учреждения: детские дома и школы-интернаты.

Разнотипные социально-реабилитационные учреждения складываются в системе Министерства образования, и они прежде всего рассчитаны на дезадаптированных учащихся, которые по разным причинам не справляются со школьными программами, входят в острый конфликт с учителями и считаются “трудными” учащимися. Семейная ситуация этих детей также отличается неблагополучием, это, как правило, малообеспеченные неполные или многодетные семьи, семьи, где родители либо один из них злоупотребляют алкоголем, где семейные конфликты, дебоши, проявления жестокости и насилия.

Центры социально-педагогической реабилитации системы Минобразования, как правило, отличаются тем, на какой возрастной контингент они рассчитаны. Это могут быть учреждения, ориентированные как на учащихся начальной школы, так и на подростков.

Для учащихся начальной школы в числе реабилитационных мероприятий на первый план выходят программы психолого-педагогической диагностики и коррекции, когда выявляются дефекты познавательной сферы, которые преодолеваются в процессе коррекционно-развивающего обучения, сопровождаемого медико-социальной реабилитацией и двигательной коррекцией.

Для дезадаптированных учащихся подросткового возраста на первый план выходят проблемы профессионального самоопределения и подготовки к рабочим профессиям, психологическая коррекция личности и социально-психологическая коррекция межличностных отношений.

Большое значение в реабилитации дезадаптированных детей и подростков имеет социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь семье.

Что характерно, современные исследования многодетных семей показывают, что в этих семьях на первый план с большим отрывом по сравнению с потребностью в материальной помощи выходит потребность в психолого-педагогической помощи.

В настоящее время имеется положительный опыт центров социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков на базе вечерне-сменных школ и УПК (учебно-производственных комбинатов), в частности, в таких городах, как Таганрог и Псков. Учащиеся подросткового возраста, которые из-за своей неуспеваемости практически отсеялись из общеобразовательных школ, вливаются в новый коллектив с новой системой отношений, где педагогический коллектив относится к ним доброжелательно и на “равных”. Учебный процесс максимально привязан к жизни и актуальному опыту подростка. На базе УПК происходит освоение рабочей профессии и по мере возможности организуется производственный процесс, позволяющий подросткам зарабатывать небольшую зарплату. Центры располагают также психологической службой и штатом социальных педагогов, которые работают с семьей и ближайшим окружением подростка.

Наряду с такого рода центрами социально-педагогической реабилитации, созданными на базе вечерне-сменных школ, в системе Минобразования развивается сеть новых социально-реабилитационных учреждений, специализирующихся сугубо на работе с дезадаптированными детьми и подростками. В качестве примера можно привести принципы и содержание деятельности Ростовского областного центра реабилитации, социальной защиты и адаптации детей и подростков, который был создан в 1991 году как экспериментальное учебно-воспитательное учреждение. В своей деятельности Центр опирается на следующие принципы [10]:

1. Принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.

2. Принцип индивидуализации и вместе с тем дифференциации подходов к обучению и воспитанию детей с проблемами в обучении.

3. Принцип вариативности в выборе форм организации обучения и воспитания детей данной категории.

4. Принцип ранней медико-психолого-педагогической диагностики и коррекции нарушенных психофизиологических функций детей и проявлений социальной дезадаптации, являющихся основными причинами затруднений в обучении.

5. Принцип коррекционной направленности обучения и воспитания.

6. Принцип направленности системы обучения и воспитания на сохранение и развитие здоровья детей.

7. Принцип соблюдения прав детей и подростков, социального патронирования нуждающихся в особом внимании.

Цели деятельности Центра определены следующие:

осуществление практической психолого-педагогической реабилитации детей “группы риска”;

преодоление явлений школьной и социальной дезадаптации: развитие познавательного интереса;

разработка, апробирование и внедрение новых подходов к учебно-воспитательному процессу;

содействие становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства: развитие способностей детей, изучение особенностей психического развития, определение психосоциальных причин и профилактика личностных нарушений;

обеспечение социально-правовой защиты детей и подростков;

обобщение опыта практической психолого-педагогической реабилитации детей “группы риска” в условиях специализированного общеобразовательного учреждения.

Основные задачи Центра, решаемые в процессе психолого-педагогической реабилитации:

осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и др.;

выбор оптимального способа обучения для каждого ребенка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность;

оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам “группы риска”;

консультативная помощь родителям или людям, их замещающим;

методическая и практическая помощь специалистам, занимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной деятельности.

Основные направления деятельности Центра составляют:

1. Диагностическое.

2. Психокоррекционное.

3. Оздоровительное.

4. Учебно-воспитательное.

5. Социально-правовое.

6. Консультационное.

7. Научно-методическое.

8. Социально-аналитическое.

9. Социально-аналитическое и просветительское.

Диагностическое направление включает в себя комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику уровня психического, физического развития; отклонений в поведении и развитии личности детей и подростков; отдельных психических процессов; трудностей адаптации учащихся в образовательном учреждении. Диагностика проводится:

индивидуальная – при первичном обращении к психологу, в ходе психокоррекционной работы и для отслеживания результатов психокоррекционного воздействия;

групповая – при социально-психологических опросах.

Психологи-диагносты работают с детьми, имеющими проблемы различного характера, родителями, обеспокоенными негативными проявлениями особенностей психофизиологического развития своих детей.

Психокоррекционное направление подразумевает психопрофилактическую и коррекционную работу:

при начальных стадиях пограничных психических состояний детей и подростков;

при травмировании психики несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений, правонарушений, социальных, технологических и природных катастроф и других травмирующих событий;

с целью компенсации девиаций личностного развития и неадекватных форм поведения;

для коррекции межличностных отношений;

с целью преодоления различных комплексов личностного характера;

для адаптации ребенка в социуме.

Оздоровительное направление представляют следующие разделы работы:

углубленная диагностика причин и характера отклонений в развитии ребенка;

разработка и проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику нервно-психических и соматических заболеваний;

разработка индивидуальных программ восстановления здоровья детей;

обеспечение соответствующего режима учебной деятельности детей и подростков “группы риска”.

Учебно-воспитательное направление деятельности Центра – это осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательных программ в связи с особенностями психофизического развития и неблагополучными социальными условиями жизни в пределах государственного общеобразовательного стандарта; создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно-развивающих задач; для восстановления обучаемости и повышения уровня воспитанности.

Социально-правовое направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов; консультировании несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактике асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних.

В консультационное направление входят консультации родителей и лиц, их заменяющих, а также педагогов и психологов, работающих с детьми “группы риска” по вопросам выбора методов психолого-педагогического воздействия на личность ребенка, выбора типа и вида образовательного учреждения, учебных программ и форм индивидуального обучения и воспитания, по проблемам личной жизни несовершеннолетних; оказание помощи в решении конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде. Консультации проводят все специалисты Центра - администрация, психологи, учителя-предметники, юрист и т.д. - в зависимости от специфики возникших проблем.

Научно-методическая работа Центра включает:

обеспечение профилактической работы образовательных учреждений по преодолению и коррекции отклоняющегося развития личности ребенка;

планирование и ведение исследовательской работы по разработке учебных планов, программ и методических материалов специалистами Центра для работы с детьми “группы риска”;

опубликование материалов исследований и их практическое использование в системе коррекционно-развивающего образования (что особенно актуально для Ростовской области, в которой несколько крупных городов – научно-методических центров, а основное образовательное пространство в основном состоит из малонаселенных жилых пунктов, где нет необходимого кадрового обеспечения для компетентного ведения исследовательской работы);

апробация и внедрение отечественных и зарубежных психолого-медико-педагогических методов диагностики и коррекции в практику работы образовательных учреждений с детьми “группы риска”;

повышение квалификации работников образовательных учреждений – организация постоянно действующего научно-практического семинара “Обучение и воспитание детей “группы риска” для специалистов, работающих с данной категорией детей и подростков;

организация и проведение постоянно действующего семинара для повышения квалификации работников Центра.

Социолого-аналитическое и просветительское направление работы Центра включает:

оциально-педагогический мониторинг учащихся Центра;

сбор информации, анализ и обобщение опыта работы с детьми “группы риска” в области;

создание информационного банка данных по проблемам детей и семей “группы риска”;

публикация популяризированных материалов для детей “группы риска” и родителей.

Работа с проблемным ребенком в Центре начинается с деятельности медико-психолого-педагогической комиссии. На основе исследований, проводимых специалистами (психологами, психоневрологом, психотерапевтом, педиатром, психиатром, логопедом и учителями), определяются интеллектуальный уровень развития ребенка и дальнейшие перспективы его обучения: обучение в Центре или выработка рекомендаций для родителей и учителей этого ребенка с дальнейшими периодическими консультациями.

Центр оказывает психолого-педагогическую, медико-социальную и правовую помощь детям и подросткам “группы риска”, имеющим проблемы различного характера:

1. Проблемы, возникающие в ходе образовательной деятельности:

недостаточная степень готовности к обучению;

трудности в освоении общеобразовательных программ;

категорический отказ от посещения школы (школофобия);

высокая степень педагогической запущенности.

2. Проблемы, связанные со здоровьем:

общая соматическая ослабленность;

хронические заболевания различной этиологии, создающие проблемы при обучении ребенка в массовой школе, инвалидность;

посттравматический синдром;

логоневроз;

психические последствия оперативных вмешательств, перенесенных болезней.

3. Психофизиологические проблемы:

отклонения интеллектуального и личностного развития;

низкая работоспособность и частичное отставание в развитии высших психических функций;

патохарактерологическое развитие личности;

нарушение эмоционально-волевой сферы личности;

коммуникативные проблемы (синдром отчуждения, повышенная конфликтность и др.);

последствия перенесенного психического или физического насилия.

4. Социально-правовые проблемы:

семейные проблемы, сложные жизненные условия;

нарушение прав детей, физическое либо психическое насилие над ребенком;

проживание в неблагополучной либо в малообеспеченной семье, социальная незащищенность, сиротство;

социальная дезориентация и дезадаптация, склонность к противоправным поступкам.

В условиях Центра реализуется система многофункционального медико-психолого-педагогического воздействия на личность ребенка “группы риска” с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей и условиями проживания в социуме.

Реализацию задач, стоящих перед Центром, осуществляют отделы: медико-психологический, учебный, социальной защиты и адаптации детей, дошкольный. Они реализуют каждый свои конкретные задачи, но строят работу на единых принципах и достигают общих целей путем коррекционного воздействия, адресно направленного на каждого ребенка.

Интересный и многообразный опыт социально-реабилитационных учреждений для подростков и молодежи складывается в системе социальных учреждений Комитета по делам молодежи. Такого рода учреждения являются либо непосредственно центрами социально-педагогической реабилитации, либо совмещают социально-реабилитирующие, ресоциализирующие функции непосредственно с работой по месту жительства в подростковых клубах и молодежных учреждениях.

Как правило, эти социально-реабилитационные учреждения рассчитаны на педагогически запущенных подростков, у которых из-за плохой учебы осложнены отношения в школе с учителями и одноклассниками, наметилась деформация ценностных и референтных ориентаций, имеет место семейное неблагополучие.

Важнейшим условием успешной реабилитации социально-дезадаптированных подростков в условиях подростковых клубов и молодежных объединений является включение подростка в систему новых межличностных отношений, строящихся на основе коллективной общественно полезной деятельности. То есть создание той воспитывающей среды, которая могла бы выполнять функции института социализации, а вернее ресоциализации, восстанавливать утраченные навыки социально-одобряемого поведения “трудного” подростка, его социальный статус, преодолеть отчуждение от основных институтов социализации (семьи, школы), переориентировать систему внутренних ценностей и референтных ориентаций. Такие ресоциализирующие функции могут выполнять различные временные коллективы, подростковые клубы, досуговые центры, летние лагеря труда и отдыха. Многолетний опыт работы таких подростковых клубов и объединений, как клуб имени Дзержинского в Тюмени (руководитель Г.А. Нечаев), многопрофильный подростковый клуб “Калейдоскоп” в Вятке (руководитель Н.А. Катаева), социально-педагогический комплекс “Лужники” в Москве (руководитель Ю.К. Березкин), и других показывает, что организация коллективов, выполняющих ресоциализирующие функции на базе досуговых центров и подростковых клубов, в основе своей базируется на принципах и условиях, сформированных в свое время А.С. Макаренко [7].

1. Совместная деятельность, общие цели, фундаментирующий коллектив.

2. Наличие перспектив развития, близкой, средней и далекой, стимулирующих активность коллектива и его членов.

3. Эстетика, дисциплина и детское самоуправление.

4. Чувство защищенности и радостный мажорный тон.

5. Преемственность и такие формы ее проявления как ритуалы, традиции, игровые элементы.

6. Связь с другими детскими и взрослыми коллективами.

7. И, наконец, воспитатель как центр и основной организатор всей системы коллективных отношений.

Однако вместе с тем, учитывая, что досуговый центр строит свою работу прежде всего по принципу добровольности, ему присущ ряд специфических особенностей, обусловливающих привлекательность клубов в глазах подростков. Специфику социально-педагогической работы и ее огромные воспитательные возможности хорошо понимал один из первых в России организатор социально-педагогических центров С.Т. Шацкий, который создавал первые клубные детские объединения “Сетлемент” и “Бодрая жизнь” еще 1908 году. С.Т. Шацкий писал: “Могучее влияние улицы потому так велико, что это среда, в которой живут дети. Такую среду, создаваемую усилиями детей, должен создавать клуб. В силу этого клуб должен быть живым, гибким, безпрограммным, и лица, работающие в клубе, должны отличаться подвижностью ориентировки.

…Детская жизнь есть игра инстинктов, и поэтому необходимо для лиц, ведущих работу детского клуба, понимание тех инстинктов, из которых складывается жизнь детей” [13]. Таким образом, организация клубного коллектива, с одной стороны, диктуется детскими инстинктами, а вернее потребностями этого возраста, а с другой – необходимостью создания живой, естественной и здоровой среды, в которой должна происходить реализация этих потребностей. Если говорить о подростковом возрасте, то его ведущими потребностями, обусловленными процессом активного формирования самооценки и самосознания, являются потребности общения и самоутверждения. И важно, чтобы эти потребности реализовывались на основе позитивной ориентированной деятельности в условиях здорового коллектива, что и представляет собой клуб.

Учитывая современную социально-экономическую ситуацию и то, что дезадаптированные подростки, как правило, воспитываются в малообеспеченных семьях и уже в раннем возрасте вынуждены получать рабочую профессию и зарабатывать на жизнь, важным звеном реабилитационной программы подростковых клубов и молодежных объединений являются различные формы обучения рабочей профессии и включение в производительный труд, что, несмотря на объективные трудности уже существует во многих подростково-молодежных социально-реабилитационных учреждениях.

В настоящее время социально-реабилитационные учреждения, действующие на базе подростковых клубов и досуговых объединений, также имеют свои социальные и психологические службы. Психологические службы занимаются как индивидуальными диагностико-коррекционными программами, так и проводят групповые социально-психологические тренинги, психотерапевтические игры по коррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростков.

Социальные педагоги и работники, работающие в социальных службах, решают разнообразный круг вопросов социальной поддержки и защиты, связанных с различными сферами жизнедеятельности подростка в семье, школе, на улице в окружении сверстников. Нередко агрессия, жестокость и другие проявления острого социального неблагополучия в семье приобретают такие размеры, что возникает необходимость во временном социальном приюте, который также целесообразно оборудовать как центр социально-педагогической реабилитации.

Немало проблем в процессе реабилитации дезадаптированного подростка возникает и со школой, чтобы исправить тяжелую конфликтную ситуацию, сложившуюся у “трудного” учащегося в школе, отнюдь недостаточно коррекционных мер в отношении самого подростка, не менее важно изменить к нему отношение со стороны учителей, вызвать у учителя стремления самокритично разобраться в причинах конфликта, отказаться от собственных ложных оценочных и поведенческих стереотипов. Изменить социальную ситуацию в семье и в школе, изменить позицию родителей и учителей в отношении дезадаптированного подростка входит в круг непростых обязанностей социального педагога социально-реабилитационного центра.

Большую проблему также представляет уличное окружение дезадаптированного подростка, которое стремится противодействовать процессу реабилитации и посещению клуба, досугового центра. Может применяться широкий арсенал противодействующих средств: от предложения вместе “кайфануть”, “оттянуться”, до угроз и физических расправ. В свое время в Тюменском клубе им. Ф.Э. Дзержинского было предложено оригинальное решение этой проблемы противодействия уличной группировке. Уличная компания целиком приглашалась в клуб и в своем прежнем составе, не разбиваясь, становилась подразделением клуба. Постепенно происходит процесс переориентации группы, отказ от ее прежних норм и традиций. Этот процесс реорганизации складывался из трех этапов:

1-й этап групповой автономии, когда происходит вовлечение группы в коллектив клуба, прежде всего, за счет заинтересованности лидера группы.

2-й этап лидерской реорганизации, когда проходит либо переориентация лидера, за счет включения его в коллективную жизнь и применения коллективных норм, либо дискредитация лидера, проявляющего несостоятельность прежних форм и методов управления группой в коллективной жизни.

3-й этап слияния группы с коллективом клуба. На этом этапе группа перестает быть замкнутым объединением и включается в общую систему коллективной деятельности и широких связей со всеми членами коллектива.

Специфическими особенностями отличаются реабилитационные центры в системе здравоохранения. В психолого-педагогической реабилитации, как правило, нуждаются дети и подростки с нервно-психическими заболеваниями, находящиеся на стационарном лечении, а также социально-психологическую реабилитацию для закрепления эффекта лечения должны проходить подростки и юноши после наркологического лечения.

Социально-психологическая реабилитация больных с наркотической и алкогольной зависимостью наиболее эффективно осуществляется, когда реабилитационные программы проходит не только больной, но и его ближайшее семейное окружение. Опыт реабилитационных центров как детей и подростков с нервно-психическими заболеваниями, так и наркологических больных только складывается в России и требует своего развития.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключаются отличительные особенности медико-социальной и социально-педагогической реабилитации?

2. Каковы основные типы детско-подростковой дезадаптации и в чем особенности их реабилитации?

3. Характеристика и содержание реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками в социально-реабилитационных учреждениях Министерства труда и социальной защиты.

4. Формы и методы социально-педагогической реабилитации дезадаптированных учащихся.

5. Специфика социально-педагогической реабилитации в подростковых клубах и молодежных объединениях.

Литература

1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск: УрГУ, 1986.

2. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды. - М.: Педагогика, 1980 - Т.2.

3. Беличева С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации “трудных” подростков // Психол. журн. 1984. Т.5. №6, с.48-54.

4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: РИЦ Консорциума “Социальное здоровье России”, 1993.

5. Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения как комплекс охранно-защитных мер. - М.: РИЦ Консорциума “Социальное здоровье России”, 1993.

6. Кочетов А.И., Вердинская И.И. Работа с трудными детьми. – М.: Просвещение, 1986.

 

 

Раздел 7: «Воспитательно-педагогический процесс в системе исправительно-трудовых учреждений»

Лекция: Образовательно-воспитательные проблемы работы в пенитенциарных учреждениях

(использованы идеи и факты, изложенные в учебном пособии: Исправительная (пенитенциарная) педагогика: Учеб пособ. / Под ред. А.И. Зубкова и М.П. Суровой. - Рязань: РВШ МВД РФ, 1993. - 390 с)

Лица, нарушившие установленные законом в государстве нормы и правила, подлежат осуждению и привлечению к отбыванию наказания в специальных учреждениях. Перед государством стоит задача не только наказания человека за совершенное преступление, но и возвращение в общество социально-здорового человека. Решение этих задач возложено на специальные (пенитенциарные) учреждения (СНОСКА: Термин “пенитенциарный” (от средневекового лат. - poenitentiarius - юридический) означает отношение к наказанию, преимущественно уголовному). Перед ними стоит одна из проблем исправления (перевоспитания) осужденных в условиях места заключения в период их пребывания в местах лишения свободы педагогическими средствами.

Пенитенциарное учреждение представляет собой специальное (преимущественно государственное) учреждение, предназначенное для выполнения функций наказания за уголовно-наказуемые деяния, исправления и перевоспитания осужденных (СНОСКА: Отрасль социальной педагогики, занимающаяся проблемами воспитательной деятельности в условиях мест отбывания наказаниях осужденными, получила название пенитенциарной (исправительной) педагогики. Она представляет собой социальную педагогику, изучающую возможности исправления нравственной деформации личности осужденного и осуществляющую воспитательное воздействие на него с целью перевоспитания (исправления) в условиях отбывания уголовного наказания (особенно лишения свободы).

В специальной литературе встречается выражение исправительно-трудовая педагогика. Под ней понимают - отрасль социально-педагогической науки, изучающая организованную деятельность по исправлению лиц, совершивших уголовное преступление и осужденных к различным видам наказания, как связанным, так и не связанным с лишением свободы (Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 1./Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - С. 382).

Исправительно-трудовая педагогика нередко рассматривается как пенитенциарная педагогика или исправительная (пенитенциарная) педагогика.).

Истоки исправительной (пенитенциарной) педагогической деятельности уходят в далекое прошлое. Еще в 1841 г. в первой в России открытой в Петербурге колонии для несовершеннолетних правонарушителей А.Я. Гердт выдвинул идеи трудового перевоспитания, уважения к личности человека, самоуправления, сотрудничества педагогов и воспитанников и др. В 1871 г. в Московском университете впервые введен курс “Тюрьмоведение”. Профессор университета И.Я. Фойницкий впервые в этом курсе отразил вопросы: обращение сотрудников исправительных учреждений с преступниками; нравственно-религиозные средства и методы воздействия на заключенных. В 1923 г. профессор психоневрологического института С.В. Познышев в монографии “Основы пенитенциарной науки” дал определение пенитенциарной педагогики как деятельности по исправлению преступников и раскрыл понятия: юридическое и нравственное исправление; воспитательные возможности общеобразовательного обучения, культурно-просветительной работы, трудового воспитания заключенных.

Система исправительной (пенитенциарной) педагогической теории и практики сложилась как самостоятельная отрасль знаний и педагогической деятельности в начале 60-х годов. Это было связано с существенными изменениями, происшедшими в этот период в исправительно-трудовой практике.

Объектом пенитенциарно-педагогической деятельности является система исправления (перевоспитания) в условиях пенитенциарных учреждений, а ее предметом - педагогическая деятельность воспитателей и администрации, а также самих воспитуемых по реализации задач исправления (перевоспитания).

Основные задачи пенитенциарно-педагогической работы:

а) исследование педагогической системы исправления (перевоспитания) и возможности ее совершенствования в условиях пенитенциарных учреждений;

б) выявление и обоснование закономерностей процесса перевоспитания осужденных;

в) исследование самого процесса перевоспитания, его содержания, средств, форм и методов воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения;

г) прогнозирование развития педагогической системы в органах, исполняющих наказания;

д) исследование социально-педагогического назначения уголовного наказания как метода воздействия на личность осужденного;

е) определение критериев и показателей степени исправления личности, насыщение этих понятий конкретным содержанием для практического применения;

ж) исследование действенности исправительной и перевоспитательной деятельности пенитенциарных учреждений;

з) разработка и обоснование путей совершенствования адаптации бывших осужденных после освобождения;

и) социально-педагогические проблемы предупреждения рецидива;

к) изучение отечественного и зарубежного опыта, возможностей его широкого применения и др.

Основные категории исправительно-педагогической работы:

Карательно-воспитательный процесс - это процесс в рамках исполнения уголовного наказания, предусматривающий исправление, перевоспитание осужденного.

Исправительно-воспитательный процесс - это целенаправленный воспитательный процесс с детьми и подростками в условиях специального образовательного учреждения, направленный на их исправление, перевоспитание.

Образовательно-воспитательный процесс в пенитенциарном учреждении - это процесс обучения и воспитания (перевоспитания, исправления) осужденных детей и подростков в специальных образовательных учреждениях. Он направлен на то, чтобы предоставить возможность осужденному получить общее среднее (полное), а также начальное профессиональное образование и одновременно добиться его перевоспитания.

Исправительно-трудовое воздействие - это использование возможностей организованной трудовой деятельности в интересах целенаправленного развития, воспитания человека.

Исправление (человека) - это целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на то, чтобы сделать человека лучше, помочь ему избавиться от каких-либо недостатков, отрицательных привычек, пороков характера.

Перевоспитание - это целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на исправление предшествующего результата воспитания человека, воспитание у него качеств и свойств, компенсирующих недостатки личности, изжитие (изменение) каких-то привычек, норм и правил поведения, общения и др.

Исправительно-воспитательный процесс - это целенаправленный воспитательный процесс с детьми и подростками в условиях специального образовательного учреждения, направленный на их исправление, перевоспитание. Такой процесс включает последовательность действий (педагогической деятельности) социального педагога, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели. Он включает этапы деятельности, обеспечивается субъектами, ориентирующих свою деятельность на определенный объект.

Субъекты воспитания - это сотрудники исправительных учреждений, социальные педагоги (воспитатели). Они делятся на две большие группы - аттестованные и вольнонаемные. В зависимости от своих функциональных обязанностей сотрудники и воспитатели по-разному участвуют в организации и обеспечении воспитательного процесса. Непосредственно воспитанием занимаются: начальники отрядов, заместители, преподаватели школ и профессионально-технических училищ, социальные педагоги (воспитатели); опосредованно: сотрудники режимно-оперативных, производственных, медицинских отделов и служб.

Объекты воспитания, перевоспитания - это люди, по различным причинам нарушившие закон и осужденные судом. Они отличаются по возрасту, полу, социальной опасности, отношением к отбыванию наказания, религиозности и пр.

Каково содержание основных этапов процесса исправления?

1-й - подготовительный этап.

При поступлении к месту отбывания наказания на основе полученных документов на осужденного и беседы с ним проводится педагогическая диагностика. Выясняется, что представляет собой осужденный как личность, причины его девиантного поведения, позитивные аспекты личности, отношение к решению суда, к отбыванию наказания и др. Полученные данные позволяют воспитателям определить цели и задачи перевоспитательной работы на начальный и последующий периоды срока наказания, особенности взаимодействия с осужденным и возможности их реализации; определяется вариант (методика) реализации функционирующей в данном пенитенциарном учреждении технологии перевоспитания этого осужденного. Затем следует планирование реализации воспитательной деятельности с прибывшим осужденным.

2-й - этап непосредственной реализации.

Реализация технологии начинается с деятельности по оказанию помощи осужденному в адаптации в новых для него условиях. В работе с рецидивистом учитываются особенности его вхождения в среду и возможности возникновения конфликта между осужденным и коллективом, группой осужденных; коллективом, группой и осужденным. В этом случае и характер педагогической деятельности имеет свое, специфичное содержание, определяемое средой и опытом воспитателей.

Постепенно осужденный вливается в общий сложившийся исправительно-воспитательный процесс на период назначенного ему срока. Завершается адаптация постепенным втягиванием осужденного в общий ритм труда, отдыха, взаимоотношений и взаимодействий. Собственно исправительный процесс включает ряд подэтапов.

В общем процессе реализации технологии исправления от воспитателей требуется особенно большое терпение, проявление гибкости, творчества, инициативы и оптимизма, уверенности в своей способности добиться позитивного результата в воспитательной работе с каждым осужденным. Действенность практической реализации исправительного процесса определяется, с одной стороны, искусством педагогической деятельности воспитателей, с другой - степенью исправления осужденного.

По степени исправления осужденных выделяют три группы.

Первая группа - встал на путь исправления. Осужденные характеризуется положительным отношением к труду, соблюдением требований режима, положительным отношением к воспитательным мероприятиям, стремлением к повышению общеобразовательного и профессионального уровня, участием в общественной жизни учреждения и в работе самодеятельных организаций.

Вторая группа - твердо встал на путь исправления. Осужденные характеризуются проявлением инициативы в трудовой деятельности, соблюдением требований режима и положительным влиянием на других осужденных, непосредственным участием в проводимых воспитательных мероприятиях, положительным отношением к обучению в школе и профессиональной подготовке, активным участием в работе самодеятельных организаций, признанием своей вины, раскаянием в совершенном преступлении.

Третья группа - доказал свое исправление. Осужденные кроме вышеизложенного отличаются самовоспитанием, самообразованием. Они, как правило, составляют руководящее ядро самодеятельных организаций, открыто осуждают свою прошлую преступную деятельность.

На практике встречается и более детальная классификация осужденных по степени исправления.

Выделяются и три группы лиц, не вставшие на путь исправления. Среди них:

Четвертая группа - “болото” (такое название ввел в свое время А.С. Макаренко) - это осужденные, которые характеризуются неопределенным поведением.

Пятая группа - грубые нарушители установленного порядка. Это лица, не желающие подчиняться требованиям администрации, допускающие грубые нарушения режима отбывания наказания, поддерживающие открыто или скрыто неформальных отрицательных лидеров.

Шестая группа - злостные нарушители. Это лидеры отрицательных группировок либо их опора.

Выделяют иногда в отдельную группу тех осужденных, кто недостаточно изучен и не может быть отнесен к тем или иным.

Встречаются и другие классификации, например, стратификация, т.е. деление осужденными самих себя на слои, касты (страты).

Одна из исключительно важных проблем в работе с осужденными - это обеспечение связи его помыслов, чувств с семьей (если в ней есть хоть какой-то позитивный потенциал), с родственниками, наиболее близкими ему людьми. В каждом конкретном случае эта проблема носит исключительно индивидуальный характер.

Процесс реализации требует от администрации и воспитателей достаточной гибкости, своевременного анализа действенности педагогической деятельности на каждом подэтапе, коррекции своих усилий, обеспечения наибольшей индивидуализации воспитательной деятельности.

Следует отметить также, что подэтапы воспитательной деятельности по своему содержанию и направленности зависят от ряда факторов, в том числе:

особенностей осужденного;

срока пребывания в пенитенциарном учреждении, назначенного для осужденного;

своеобразия коллектива осужденных, его позитивных воспитательных возможностей;

педагогического опыта администрации и воспитателей;

воспитательных возможностей самого учреждения и др.

Данные факторы отражаются на качественно-количественные характеристики протекания подэтапов педагогической деятельности, исправления (перевоспитания) осужденного; времени протекания каждого подэтапа; включенности самого осужденного в процесс самоисправления, самовоспитания и т. д.

Заключительный подэтап педагогической деятельности, как правило, носит особый характер. Он часто во многом зависит от предшествующей воспитательной работы с осужденным. В этот период возникают новые проблемы: предстоящее самообеспечение, восстановление связи с близкими для них людьми, наличие постоянного места жительства, (СНОСКА: В соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса РСФСР от 14 июня 1983 года (с изменениями от 22 августа 1995 года) за гражданами, временно отсутствующими без уважительных причин свыше шести месяцев, жилое помещение не сохраняется. Как отмечает прокурор Управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры России С. Клименко: “Ситуация, когда, отсидев срок и выйдя на свободу за ворота тюрьмы, человек становится бомжем, можно охарактеризовать кратко - узаконенная бездомность.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения семьдесят процентов от общего числа людей, не имеющих крыши над головой, - бывшие осужденные”. (Российская газета, 1997, 23 октября).) трудоустройство (СНОСКА: Трудоустройство в современных условиях для человека, имеющего квалификацию и авторитет представляется сложным, а бывшему заключенному еще сложнее) и многие другие, если они не решены в процессе отбывания наказания.

В этот период особенно важны согласованные действия социального воспитания и социальной работы. Они во многом могут предвосхищать перспективы действенности всей исправительной деятельности.

3-й - заключительный этап.

На данном этапе имеет место оценка действенности всей воспитательной работы с человеком и выводы для работы с другими. Такая оценка может быть дана далеко не сразу после отбывания срока осужденным. Для него начинается подэтап адаптации после отбывания наказания. Именно адаптационный период нередко определяет перспективы рецидивности бывшего осужденного. Данный факт зависит от действенности воспитания, осознания бывшим осужденным необходимости соблюдения правовых норм, а также от наличия места жительства, возможности трудоустройства, особенности среды, в которой предстоит жить, ее нравственного климата, отношения к бывшему осужденному окружения и др.

Следует отметить, что в процессе исполнения наказания, особенно на его заключительном этапе решению многих проблем может способствовать активная и направленная деятельность попечительского совета при воспитательной колонии уголовно-исправительной системы (см. Приложение 1).

Такова общая характеристика процесса исправления осужденного.

Исправительно-воспитательный процесс осуществляется в специфических условиях пенитенциарного учреждения. К таким условиям относятся:

а) Частичная или полная изоляция осужденных от общества.

б) Отдельное содержание в течение длительного времени мужчин или женщин.

в) Процесс перевоспитания осуществляется в условиях исполнения уголовного наказания.

г) Жесткие правовые рамки жизни учебы и труда и взаимоотношений осужденных с воспитателями и администрацией.

д) Специфический статус осужденных, регламентированный специальными правами и обязанностями.

Реализация исправительно-воспитательного процесса, требует от администрации и воспитателей пенитенциарного учреждения учета специфических принципов.

Выделяются следующие принципы перевоспитания осужденных:

Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности. Процесс перевоспитания невозможен без четкого и конкретного определения его цели, под которой понимается идеальное представление о предполагаемом, “проектируемом” (А.С. Макаренко) результате педагогической деятельности. “Цели воспитательного процесса... - писал А.С. Макаренко, - должны всегда ясно ощущаться воспитательной организацией и каждым воспитателем в отдельности... Эти цели и должны выражаться в проектируемых качествах личности, в картинах характеров...” (СНОСКА: Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 7-и т. Т.5.- М., 1958. - С.106)

Цель определяется, как начальная перспектива с тем, чтобы в зависимости от достигаемых результатов перевоспитания можно было бы определить ее более точно, скорректировав на большую перспективу. Она выступает как ориентир, позволяющий воспитателю выстроить перед осужденным целую систему “перспективных линий” - от ближней до дальней. В качестве дальней цели может быть определена перспектива окончательного перевоспитания и возвращения бывшего преступника как сознательного, законопослушного члена общества.

Принцип соответствия цели средствам, формам и методам перевоспитательной деятельности по отношению к конкретному осужденному. Цель всегда рассматривается в соответствии со средствами. Средства, формы и методы выступают конкретным педагогическим инструментарием достижения цели. Естественно достижение определенной цели всегда предусматривает определение наиболее оптимального педагогического инструментария, который бы позволил в соответствующих условиях конкретными воспитателями добиться перевоспитания именно этого осужденного.

Принцип связи процесса перевоспитания осужденного с жизнью. Сущность принципа заключается в том, что процесс перевоспитания направлен на подготовку осужденного к жизнедеятельности в той социальной среде, которая будет иметь место ко времени его выхода на свободу. В этом одна из наиболее сложных социальных проблем, стоящих перед воспитателями, так как абстрактная цель перевоспитания может оторвать человека от реальной жизни. В этом случае, он по выходу из мест заключения может не найти себя в обществе и общество не сможет принять его, что вызовет рецидив. Последствия такого рецидива часто проявляются в действиях освобожденного, предусматривающих вновь применение мер осуждения.

Воспитателям рекомендуется помочь человеку восстановить и наладить социально полезные связи и отношения с другими людьми, социальным окружением; постоянно знакомить осужденных с событиями внутриполитической и международной жизни, расширять круг общественно-политических интересов, формировать у них положительные социальные установки. Этому способствует также и приобщение осужденных к делам колонии, вовлечение их в трудовую и общественную деятельность.

Принцип активности осужденного в общественно-полезной деятельности. Данный принцип непосредственно связан с предыдущим. Сущность его заключается в том, что важнейшим источником развития человека, его перевоспитания выступает собственная активность. В основе его закономерность, которую в общем виде можно определить как формирование личности в деятельности. Включение человека в активную общественно-полезную деятельность способствует его социальной переориентации, перевоспитанию. Такой подход не подавляет личность, а наоборот, активизирует ее, способствует наиболее полному проявлению духовных сил осужденного.

Основу общественно полезной деятельности осужденных составляет производительный труд. Воспитательная функция труда в процессе формирования личности общеизвестна. Он активно используется в жизнедеятельности осужденных. К общественно-полезной деятельности в условиях заключения относятся: учебная деятельность; общественная деятельность в часы досуга; участие в художественной самодеятельности, культурно-досуговая и физкультурно-спортивная работа.

Принцип воспитания в коллективе. Данный принцип вытекает из социальной обусловленности развития (исправления) личности осужденных. В условиях жесткой изоляции, принудительного пребывания осужденного в определенных администрацией отряде, бригаде, звене резко возрастает роль его ближайшего социального окружения. Коллектив может быть самым разным: от позитивного (о котором писал А.С. Макаренко как наиболее важном средстве перевоспитания) до резко негативного. В ряде исправительных учреждений процветают негативные традиции, где с молчаливого согласия “авторитеты” уголовного мира (“углы”, “паханы”, “главворы”) насаждают враждебные нормальному человеческому общежитию правила поведения и взаимоотношений. В таких “зонах” вести воспитательную, а тем более перевоспитательную работу не только сложно, но и малоперспективно.

Сформировать коллективистские отношения в среде осужденных чрезвычайно сложно, но вполне возможно. Такой опыт есть в ряде подразделений. Основу данного опыта создала педагогическая теория коллектива, разработанная А.С. Макаренко, трансформированная и адаптированная к условиям современных исправительных учреждений.

Принцип сочетания требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним. В основе принципа лежит гуманное отношение к человеку. А.С. Макаренко утверждал, что не может быть воспитания без требовательности и одновременно предупреждал: “Нужно всегда помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему”.

Воспитательный процесс, ориентированный только на подавление, нейтрализацию отрицательных качеств личности, столь же малоэффективен, как и педагогика вседозволенности. Важно видеть в человеке не только недостатки, но и то положительное, на что можно опереться в работе с ним. Отсюда вытекает следующий принцип.

Принцип опоры на положительное в личности. В перевоспитательной работе с осужденными исключительно важно уметь видеть в личности не только недостатки, но и положительное. Это тот союзник, опираясь на который, можно активизировать усилия воспитанника на деятельность, на самопроявление, а в перспективе и на активизацию его перевоспитания. Реализация этого принципа необычайно сложна для воспитателей даже чисто психологически, ибо серьезные нравственные дефекты, отрицательные черты характера осужденных, их враждебное и негативное отношение как к требованиям исправительно-трудового права, так и их носителям (воспитателям осужденных) лежат, что называется, на поверхности явления. В то же время те качества и черты характера, которые отражают человеческую сущность личности, чаще всего осужденные прячут от окружающих, дабы не стать объектом насмешек и издевательств со стороны других, а подчас и не осознаются самими их носителями.

Принцип опоры на положительное в личности не означает снижения требовательности к осужденным, а тем более всепрощенчества, захваливания и попустительства. Очень большой вред как самой личности, так и коллективу приносят те руководители и воспитатели, которые, используя такие, например, качества, как коммуникативность, активность в общественных делах, ставят некоторых осужденных в привилегированное положение, допускают по отношению к ним послабление требований режима, а иногда даже создают группы “активистов”.

Принцип дифференцированного подхода в процессе перевоспитания. Осужденные отличаются по полу, возрасту, образованию, национальным и социально-групповым особенностям, индивидуально-психологическим характеристикам, социально-педагогической запущенности, образу жизни до осуждения, характеру и степени совершенного преступления и т.д. Все это и требует своеобразия подхода как к определенной группе, так и к отдельной личности. Дифференциация - это выделение типичных отличительных свойств, явлений, предметов, объектов, по которым можно в некоторой целостности (общности) выделить группу или ряд групп. Принцип дифференцированного подхода требует строить перевоспитание осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он относится. Это позволит воспитателям наиболее полно учесть особенности каждого в процессе воспитательной работы с ним.

Для дифференциации осужденных необходимы основания: какие группы выделить, чтобы учитывать их своеобразие. Такие группы могут быть сформированы: по характеру совершенных преступлений (корыстные, насильственные, насильственные некорыстные, насильственные корыстные); по количеству судимостей (впервые судимые, неоднократно судимые); по степени криминальной зараженности (глобальная, парциальная, предкриминальная); по степени общественной опасности (признанные или непризнанные особо опасными рецидивистами); по возрасту; по образованию; по полу; по степени исправления; по характеру общественной активности (актив, резерв актива, пассив, “болото”, контрактив) и, наконец, по неформальному положению осужденных в самой общности (“главворы”, “паханы”, “мужики”, “углы”, “обиженные”) и т.д. Такая дифференциация позволяет выделять в личности осужденного наиболее существенное и требующее его учета в процессе реализации воспитательной работы с ним.

Принцип индивидуального подхода в процессе перевоспитания. Каждый человек - это свой мир, свои возможности, свои социальные проблемы, и он, естественно, требует индивидуального подхода. Особенно это важно в процессе перевоспитания. Об этом еще в 1924 г. писал В.Н. Сорока-Росинский. Он, в частности, отмечал, что одно из необходимых условий функционирования школы для трудновоспитуемых - это “индивидуальный подход к воспитаннику” (СНОСКА: Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. /Сост. А.Т. Губко. - М.: Педагогика, 1991. - С. 152). А.С. Макаренко также обращал внимание на важность индивидуального воспитания. “Для того чтобы работать с отдельной личностью, нужно ее знать и ее культивировать” (СНОСКА: Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8-и т. Т. 4. / Гл. ред. М.И. Кондаков. - М.: Педагогика, 1984. - С.168).Именно через индивидуальный подход можно реально рассчитывать на действенность перевоспитания конкретного человека.

Принцип комплексного подхода. Идея комплексного подхода вытекает из понимания личности как некой целостности, как сложной динамичной системы. Речь идет об использовании комплекса мер воспитательного воздействия, способного обеспечить разносторонность развития.

Комплексный подход является одним из важных принципов организации и практической деятельности по перевоспитанию. Он распространяется на определение целей и задач перевоспитания; обеспечение соответствия цели, средств и методов перевоспитания; организацию формального и неформального общения личности; организацию планирования воспитательного процесса; привлечение к непосредственной и опосредованной воспитательной работе всех сотрудников подразделений, общественности; организацию всестороннего изучения личности осужденных на всех этапах воспитательного процесса (от организации приема вновь прибывших осужденных до подготовки их к освобождению); реализацию в практической деятельности исправительных учреждений всей системы принципов перевоспитания осужденных.

Основные направления, средства, методы и формы воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения.

Выделяют следующие основные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях:

Правовое воспитание осужденных. Под ним понимается процесс формирования правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости следовать им, а также организацию правомерного, ответственного и социально активного поведения. Это направление воспитания занимает особое место в условиях исправительного учреждения. Его задача заключается в том, чтобы максимально добиваться усвоения осужденными знаний основных законов государства и на этой основе способствовать формированию у них высокого правосознания. Такой подход позволяет в определенной степени возвращать в общество правопослушных (законопослушных) людей, выходящих из мест заключения.

Нравственное воспитание осужденных. Оно предусматривает целенаправленную деятельность, направленную на преодоление у осужденных чуждых обществу моральных взглядов и убеждений, отрицательных качеств, формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения. В основе данного направления - формирование гражданина.

Трудовое воспитание осужденных. Оно предусматривает закрепление у осужденных или формирование у них трудовых умений и навыков, психологической готовности к труду, нравственного отношения к нему, осознанной потребности трудиться. Это направление является исключительно важным, так как труд, трудовая деятельность рассматривается одним из основных средств исправления и перевоспитания осужденных.

Физическое и санитарно-гигиеническое воспитание осужденных. Сама обстановка пенитенциарного учреждения предусматривает важное значение этого направления в работе с осужденными. Оно позволяет не допустить деградации личности осужденного, сохранять ему человеческое достоинство и направлено на развитие физических способностей, укрепления здоровья, формирования морально-волевых качеств.

Активизация самовоспитания осужденных. Это направление является ведущим во всей системе воспитательной деятельности с осужденными. Главным назначением его является достижение осознания осужденным необходимости преодоления каких-либо негативных привычек, качеств личности и включения в самовоспитательную деятельность. Оно направлено на превращение объекта воспитания в субъект самовоспитания. В этом суть всей воспитательной (перевоспитательной) деятельности в условиях исправительного учреждения.

Существуют различные средства исправления и перевоспитания осужденных.

Средство - это есть то, что ведет к достижению цели. Следует различать средства педагогического процесса и средства педагогической деятельности.

Средства педагогического процесса - это те средства, которые выступают составной частью процесса перевоспитания и обеспечивают его функционирование в интересах исправления осужденных. К ним относятся: труд, режим, культурно-досуговая деятельность, общественная работа и др.

Средства педагогической деятельности - это то, что использует воспитатель для воздействия на воспитуемых в процессе воспитательной деятельности. К ним относятся: слово, действия, пример, книга, технические средства и пр.

Основные средства педагогического процесса:

Труд - как основа перевоспитания осужденных. Главное назначение - обеспечить его воспитательный характер. Для этого необходимо:

обеспечить общественно-полезный характер труда;

использование труда для удовлетворения потребностей индивида, как средство развития личных потребностей;

способствовать физическому и нравственному развитию человека в процессе трудовой деятельности. Общественный характер труда способствует нравственному воспитанию;

обеспечить высокий уровень организации и культуры труда;

состязательность в процессе труда, сплочение людей в интересах общего результата.

Режим: как средство перевоспитания осужденных.

Собственно режим организует в основном внешние рамки поведения личности. Он представляет комплекс ограничений, запретов, требований, правил, охватывающих всю жизнь и деятельность осужденных, их труд, быт, отношения с администрацией, с внешним миром, трудовыми коллективами. Ограничения распространяются на сферу труда, быта, питания, пользование предметами культурного назначения, общение с родственниками и знакомыми, свободу передвижения и др. Вводимые ограничения и особый порядок жизнедеятельности обусловлены необходимостью оказания карательного воздействия и потребностями специально организуемого воспитательного процесса. Воспитательное влияние режима заключается в следующем:

разрушение старых установок, позиций, переключение интересов, на которых были основаны отрицательные взгляды, цели, привычки, приведшие человека к преступлению;

разрушение старого стереотипа поведения и общения;

формирование привычек и навыков нравственного поведения, компенсирующих недостатки личности.

В то же время излишне строгая регламентация жизни и деятельности человека может привести и к формированию таких качеств, как иждивенчество, безынициативность, приспособленчество.

Предусматривается в воспитательных целях снижение режимных требований по мере исправления человека.

Общеобразовательное обучение осужденных - как средство перевоспитания осужденных.

Практика убедительно доказала действенность обучения осужденных как средства их исправления. Учащиеся-осужденные значительно меньше совершают нарушений режима отбывания наказания, в их среде более здоровый морально-психологический климат, они лучше работают.

Характерно, что каждый школьный урок представляет учителям дополнительную возможность для воспитательного воздействия на обучаемых-осужденных. В настоящее время число лиц с низким уровнем образования из числа осужденных растет, поэтому потребность и возможности образования в перевоспитательной деятельности естественно возрастают.

Профессиональное образование осужденных как средство воспитания осужденных.

Данное средство способствует овладению осужденным профессией, либо повышению профессиональной квалификации. Данный факт положительно отражается на процессе перевоспитания осужденного в период отбывания наказания, а также помогает ему впоследствии, по возвращении из мест лишения свободы, в трудоустройстве и самореализации.

Организационными формами профессионального образования осужденных являются:

индивидуальное обучение осужденных, имеющих небольшой срок наказания, осуществляется шефом или наставником из числа квалифицированных специалистов. Главная задача его - быстрое включение осужденного в трудовую деятельность;

бригадное обучение реализуется в группах до 10 человек под руководством инструктора - опытного специалиста. Задача - подготовка большего количества рабочих массовых профессий;

курсовое обучение - создание курсов от 10 до 70 человек. На них изучается теория и проводятся практические занятия. Задачи - повышение квалификации, изучение нового оборудования и новой технологии, обучение передовым методам труда, а также вторым и смежным специальностям;

в школах передового опыта - для знакомства осужденных с передовыми методами труда без отрыва от производства;

классы мастеров - для обеспечения предприятий колонии квалифицированными рабочими. Такие классы охватывают по 25-30 человек, которые формируются в интересах обучения по одной или смежным специальностям.

Высшей формой профессионального образования в исправительных учреждениях является обучение в профессионально-техническом училище (ПТУ). Туда зачисляют тех, кто не имеет никакой специальности и изъявил желание учиться.

Культурно-досуговая деятельность также выступает средством перевоспитания. Использование свободного времени для организованного досуга, общественной работы обладает большим нравственным потенциалом в воспитательной деятельности с осужденными. Для этого вводятся элементы самоуправления, кружки самодеятельности, народного творчества, чтение и обсуждение книг, просмотры телепередач, кинофильмов и пр.

Средства педагогической деятельности описаны в общей педагогике. Они те же, но реализуются в специфических условиях пенитенциарного учреждения.

Рассмотрим основные методы воспитания осужденных.

Методы (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - это способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи. Методы воспитания - это совокупность средств и приемов воспитательного воздействия, направленных на достижение определенной цели воспитания, исправления, перевоспитания. Методы воспитания осужденных - это те же методы общей системы воспитания, но применяемые в специфических условиях исправительных учреждений.

К основным методам воспитания относятся:

методы, способствующие формированию положительных потребностей, мотивов, чувств и поведения воспитуемых - это методы убеждения, организации деятельности, пример;

методы коррекции - это методы, которые непосредственно не формируют личность, но активно содействуют этому процессу, ускоряя развитие, или, напротив, задерживая формирование нежелательных свойств и качеств, предотвращая нежелательное поведение. К ним относят - методы стимулирования положительной активности (поощрения, соревнования), метод организации перспективных линий, метод параллельного действия, метод торможения отрицательной активности (принуждения), метод критики.

Методы воспитания, их сущность и рекомендации по их практическому применению описаны в общей педагогике.

Формы реализации перевоспитания, исправления осужденных.

Форма (от лат. forma) - наружный вид, внешнее очертание; устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо. Следует различать: формы системы исправления; формы педагогического (исправительно-педагогического) процесса; формы педагогического взаимодействия; формы педагогического воздействия.

Формы системы исправления представляют собой организационную систему в данной колонии или специальном образовательном учреждении, предназначенную для решения задач исправления, перевоспитания правонарушителей. К ним относятся: открытая, полурежимная, режимная.

Формы педагогического (исправительно-педагогического) процесса - это содержательно-организационные основы, обусловливающие педагогический процесс колонии, исправительного учреждения. К ним относятся: трудовой, учебно-трудовой лагерь; спецшколы и др.

Формы педагогического взаимодействия - это способы организации конкретного педагогического действия в пространстве и во времени. Формы педагогического взаимодействия в процессе перевоспитания осужденных - это те же формы педагогического взаимодействия, которые сложились в общей педагогике, но используемые в специфических условиях исправительного учреждения. К ним относятся: совместная деятельность, сотрудничество, советы, обсуждения и др.

Формы педагогического воздействия подразделяются: по объекту (индивидуальные, групповые, массовые); по субъекту (воспитатель, группы воспитателей, группы осужденных, коллектив осужденных); по месту проведения воспитательного мероприятия (аудиторные, клубные, спортивные и пр.); по использованию преимущественного метода воспитания - лекционные, беседы, упражнения, состязательные и пр.

Все формы тесно взаимосвязаны и взаимодополняют воспитательную деятельность.

Средства, методы и формы воспитательной работы выступают педагогическим инструментарием в условиях пенитенциарного учреждения. Применение их требует учета особенностей каждой личности осужденного, каждой группы.

Каждая категория осужденных требует учета ее специфики в интересах перевоспитания. Каковы же особенности процесса перевоспитания некоторых категорий осужденных?

Особенности перевоспитания осужденных несовершеннолетних

Рост преступности из числа несовершеннолетних требует усиления внимания к этой категории осужденных, поиска путей наибольшей эффективности перевоспитательной работы с ними.

Характеристика личности и групп осужденных несовершеннолетних:

особенности подросткового возраста: бурное физическое развитие организма, энергия, инициативность, активность; повышенная возбудимость, неуравновешенность; впечатлительность; отсутствие критического отношения к себе; неадекватная оценка действительности;

нравственная неустойчивость, стремление к “легкой, красивой жизни”, активно представляемой средствами массовой информации;

низкий культурный уровень;

завышенная или заниженная самооценка;

склонность к общению, проведение свободного времени в группах (преступность часто носит групповой характер);

избыток свободного времени и неумение его организовать;

приобщение к алкоголю, наркотикам, ранняя половая жизнь, что ведет к разрыву родственных связей, потере интереса к учебе или работе;

трудновоспитуемость или педагогическая запущенность вследствие неблагополучия обстановки в семье или ошибок семейного воспитания, а также под воздействием преступной деятельности отдельных взрослых, умело втягивающих подростков в сферу своей деятельности и др.

В исправительной работе с подростками используются:

возможности профессионального образования, приобщения их к общественно полезному труду;

увлечение подростков полезными делами коллектива;

педагогический такт, терпимость, избежание поучений и нравоучений, доверие;

организация свободного времени, активное использование его для развития позитивного интереса, культуры воспитанников и физических возможностей;

активное использование позитивных возможностей коллектива осужденных по перевоспитанию и др.

Особенности перевоспитания осужденных женщин

Характеристика осужденных женщин:

Социально-демографическая:

а) растет число несовершеннолетних преступниц, значительная часть это от 19 до 30 лет;

б) часть из них состояла или состоит в браке (сохранение семьи для осужденной женщины менее вероятно), среди них:

осужденные, у которых семья распалась;

не состоявшие в браке, но имевшие детей;

лишенные родительских прав;

родившие детей в местах лишения свободы;

вступившие в брак во время отбывания наказания;

в) большое число осужденных, не имеющих постоянного места жительства;

г) не занятые общественно полезной деятельностью и пр.

Уголовно-правовая характеристика - широкий спектр правонарушений: от убийств, грабежей до мошенничества и пр.

В зависимости от позиции женщины, ее индивидуальных особенностей, влияния на нее пребывания в местах лишения свободы, самого исправительного учреждения и окружающих ее осужденных людей нередко происходит деградация личности.

Перевоспитательная деятельность должна учитывать весь комплекс своеобразия женщин: физиологических, социально-демографических, уголовно-правовых, а также влияния на нее процесса исполнения наказания, в том числе возраста, наличия семьи, родственников и их отношения к осужденной, характера преступления, отношения к наказанию и воспитателям, процесса деградации в месте осуждения или сохранения человеческого достоинства и др.

Особенности перевоспитания лиц с аномалиями в психике

Лица с аномалиями - это особая категория осужденных. К ним относятся люди:

перенесшие травматические поражения головного мозга;

имеющие отклонения в психическом развитии, связанном с истероидными и психопатическими явлениями - они правоспособны и вменяемы, сохраняют социальные связи и в подавляющем большинстве случаев трудоспособны. Психические аномалии у осужденных в условиях изоляции могут усиливаться, что приводит к обострению их агрессивности;

нередко имеют ограничения в тех или иных видах деятельности;

часть лиц находится в определенной психологической изоляции, испытывает недоброжелательное отношение, насмешки, а порой и издевательства со стороны других осужденных.

В воспитательной работе с осужденными, имеющими аномалии в психике важно:

знать характер психической аномалии человека и возникающие, в связи с ней социальные проблемы; рекомендации медицины в работе с ним;

оградить его по возможности от негативного влияния других осужденных;

стремиться привлечь его к той деятельности, которая наиболее посильна и может быть реализована в условии колонии;

обеспечивать периодическое медицинское освидетельствование, при необходимости специальное лечение.

Встречаются случаи, когда вполне здоровый человек симулирует психическую невменяемость с целью побуждения пересмотра результата осуждения или хотя бы получения поблажек. Выявление таких лиц - задача сотрудников и работников медицинских органов.

Особенности перевоспитания верующих

В места лишения свободы приходит определенная часть людей верующих. С другой стороны, некоторая часть, отбывающих наказание, под воздействием факторов окружающей среды, нередко также приобщается к религии. Особенно характерно это для ряда исправительных колоний, которые поддерживают связи с религиозными конфессиями по месту их размещения. Этому способствуют также активные посещения колоний священнослужителями, их беседы с осужденными, проведение религиозных служб.

В работе с данной категорией людей важно предоставить им возможность для выполнения религиозных обрядов. В этом проявляется индивидуальное право гражданина. Активное использование возможностей религиозной службы, общения со священнослужителями в отдельных случаях способствует решению проблемы перевоспитания осужденных.

Имеют место случаи, когда бывший осужденный после выхода из колонии, оказываясь в сложной ситуации, обращается к церкви, где находит приют и возможность временной адаптации. Это также имеет позитивное значение для реализации результата его перевоспитания. Данный факт важен еще и потому, что в настоящее время явно недостаточно ни государственных, ни общественных учреждений, которые бы помогли человеку после отбывания наказания в адаптации по месту жительства.

Законодательная основа образования»

1. Декларация прав ребенка (1959 г.) // Народное образование. 1993. № 5.

2. Конвенция "О правах ребенка" (1989 г.) // Народное образование. 1993. № 5.

3. О защите прав ребенка //Собрание законодательства Ивановской области. 1997. № 9. (скачать)

4. Об основах гарантии прав ребенка в РФ: Закон Р Ф(1998).

5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Закон РФ (1999 г.) (скачать)

6. Об образовании: Закон Российской Федерации //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3.

7. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Закон РФ. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №5.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Интернаты для детей-инвалидов | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 10756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.