КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Пусть необходимо перевести число N (p), заданное в системе счисления с основанием р, в его представление N (q) в системе счисления с основанием q. Существуют общие правила перевода: · для перевода целой части числа используется правило последовательного деления; · для перевода дробной части используется правило последовательного умножения. Правило перевода целой части — правило последовательного деления: Для перевода целой части числа N (p) с основанием р в целое число N (q) с основанием q необходимо последовательно делить целую часть числа N (p) и получаемые частные на основание новой системы счисления q, представленное в системе счисления р, до тех пор пока частное не станет меньше q. 2. Старшей цифрой записи числа N (q) служит последнее частное, а следующие за ней цифры являются остатками от деления частичных частных, записанными в порядке обратном их получения. Пример 3. Преобразовать десятичное число 142(10) в двоичное, восьмеричное и шестнадцатеричное числа:
Стрелками показывается порядок записи цифр в новой системе счисления. Для шестнадцатеричной системы счисления цифры 10, 11, 12, 13, 14, 15 обозначаются соответственно латинскими буквами A, B, C, D, E, F (см. табл. 2). Правило перевода дробной части — правило последовательного умножения: Для перевода дробной части числа N (p) с основанием р в дробное число N (q) с основанием q необходимо последовательно умножать исходную дробную часть числа N (p) и получаемые частные дробные части произведений на основание новой системы счисления q, представленное в системе счисления р. Количество умножений определяется заданной точностью. Целые части получающихся произведений дают последовательность цифр представления дроби в системе счисления с основанием q. Пример 4. Преобразовать десятичную дробь 0.378(10) в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную:
Перевод восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в двоичную систему очень прост: достаточно каждую цифру заменить эквивалентной ей двоичной триадой (тройкой цифр) или тетрадой (четверкой цифр). При этом незначащие нули слева от целой части числа, и справа от дробной части отбрасываются. Пример 5. Перевести в двоичную систему счисления следующие восьмеричные и шестнадцатеричные числа:
Перевод двоичного числа в восьмеричную и шестнадцатеричную системы осуществляется также просто: двоичное число разбивается вправо и влево от точки, отделяющей целую часть от дробной, на триады (для восьмеричной системы счисления) или тетрады (для шестнадцатеричной системы счисления). При необходимости крайнюю левую триаду (тетраду) целой части и крайнюю правую (дробной части) дополняют нулями, а затем каждую триаду (тетраду) заменяют восьмеричной (шестнадцатеричной) цифрой. Пример 6. Представить в восьмеричном и шестнадцатеричном виде следующее двоичное число 10101011111101.1101001(2).
Перевод двоичных, восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления осуществляется по формуле (1) (см. пример 2).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |