КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1. Решения в системе управления
1. РЕШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА Деятельность любого руководителя связана с выполнением управленческих функций, в т.ч. по планированию, организации, координации и контролю каких-либо процессов. Эта деятельность реализуется в форме распоряжения, деловой беседы, инструкции и др. Лица, разрабатывающие решения — специалисты (проектанты, разработчики, конструкторы, менеджеры, модельеры и др ). Работники, которые эти решения оценивают — эксперты. Большую роль в разработке и реализации отдельных сторон решений играют консультанты, которых приглашают на постоянной или временной основе в организацию из консультационных фирм или ведущих компаний. Они обладают более глубокими знаниями по отдельным вопросам данного решения. Субъекты решения — лица, наделенные правом инициировать решения или их реализовать. Это могут быть физические лица (отдельные граждане) или представители юридических лиц (должностные лица: директор, глав ным экономист и др.). Исполнители решений — объекты решения. Решение — это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и (или) к необходимым действиям (например, результатом мыслительной деятельности может быть полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация). Решение может быть направлено на достижение ра тных результатов, создание постоянно идущих процессов,поддержание идущих процессов, на прекращение какой -либо деятельности. На подготовку и реализацию решений оказывают влияние множество факторов, в том числе личностные качества человека. Особенности современных условий формирования решений: — усилился динамизм окружающей среды и уменьшился период времени, отведенного на подготовку решений; — увеличилась сложность обработки информации при подготовке решений; — возросла цена возможных отрицательных последствий от решений. Управленческое решение (УР) — это результат коллективного творческого труда, оно всегда носит социальный, | общественный характер. Даже когда руководитель один разрабатывает решения, коллективный интеллект неявно влияет на этот процесс. Шесть составляющих профессионального решения: — субъект (инициатор) решения (руководитель, специалист, конкретный человек, отдел, компания); — объект решения (исполнитель) (подчиненный, специалист, конкретный человек, отдел, компания); — предмет решения: конкретная тема, процесс или информация; — цель подготовки решения; — причины подготовки или реализации решения; — персонал или население, для которых готовятся или реализуются УР. Субъект решения может быть одновременно и объектом решения. Структура решения: форма и наименование, констатирующая, информационная, постановляющая части; атрибуты ответственного лица. В констатирующей части приводятся цели и причины появления решения. Информационная часть включает комментирующие, объясняющие и дополнительные сведения для лучшего понимания решения. Постановляющая часть содержит перечень заданий, выдаваемых конкретным исполнителям для выполнения. В атрибутах ответственного лица может указываться должность, ФИО и другие необходимые сведения (рис. 1). Каждый инициатор решения хочет достичь взаимодействия с потенциальными исполнителями и потребителями решения. Для этого ему необходимо сформировать ауру организационной и социально-психологической согласованности. Важной составляющей такой согласованности являются потребности и интересы человека и компании, т.е. набор жизненно важных элементов. Основной набор потребностей для человека включает 23 наименования, которые разделяются на технические, биологические и социальные. Управленческие решения — это главный элемент деятельности любого руководителя. Ученые А.И. Берг, АА. Богданова, Д.М. Гвишиани и др. разработали основные принципы УР и обязательные требования при их разработке и реализации. Решение может приниматься человеком в 3 основных системах: технической, биологической и социальной. Техническая система включает станки, оборудование, компьютеры и др. Набор решений в технической системе ограничен, и последствия решений обычно предопределены. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения. В технической системе мало альтернативных решений одной и той же проблемы (часто решение бывает единственным). Биологическая система включает флору и фауну планеты, в т.ч. относительно замкнутые биологические подсистемы (например, человеческий организм и др.). Эта система обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее последствия решений в биологических системах ЧИСТО оказываются непредсказуемыми (например, решенияврача, связанные с методами лечения пациентов; решения агронома о применении тех или иных химикатови качестве удобрений). Необходима разработка нескольких альтернативных вариантов решений и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессио нализм специалиста определяется его способностью находитьпадежную информацию, использовать соответст вующие методы подготовки решения и выбором лучшею из альтернативных решений. Социальная (общественная) система характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных эле- мс ниш (семья, производственный коллектив, неформальнаяорганизация и т.п.). Социальные системы превосходят биологические по разнообразию возникающих проблем. Набор решений в социальной системе характеризуется большим разнообразием в средствах и методах реализации. Это объясняется тем, что главным объектом управ ления является человек как личность с высоким темпом изм енения сознания, а также широтой нюансов в реакциях на одинаковые и однотипные ситуации. Указанные системы обладают различным уровнем непредсказуемости (риска) в результатах реализации решений. Работник, в функциональные обязанности которого ВХОДЯТ действия по управлению деятельностью других работников (подчиненных), является руководителем. Решения, принимаемые руководителем, называются управлен ческими решениями. Часто в литературе руководитель назы вается лицом, принимающим решение (ЛПР). Решения, разрабатываемые и реализуемые в технической системе, называют техническими; разрабатываемые и реализуемые в биологической системе — биологическими. Решения, разрабатываемые и реализуемые в социальной си стеме, в общем случае называют управленческими. Каждая компания — это открытая система, в которой сходятся интересы работников, членов их семей, потребителей и поставщиков продукции, общественных лидеров, надзирающих органов власти и т.д. Поэтому руководитель должен влиять на формирование благоприятной внешней ауры для компании, используя для этого ресурсы компании. До начала производственного процесса у руководителя создается его модель (цели, формы конкретной деятельности, имеющиеся ресурсы и возможности, вероятные трудности и пути их преодоления). Все это формируется в виде управленческого решения, которое направляет, организует и стимулирует трудовую деятельность коллектива. В современном мире каждое решение, реализованное в компании, так или иначе, оказывает влияние и на другие компании. Глобализация мышления — это новая философия (стиль) мышления, которая должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности менеджера. Это касается его деятельности в семье, в производственной и общественной жизни. Для достижения уровня глобального мышления необходимо постоянно повышать свою квалификацию, учиться налаживать контакты с другими людьми, знать иностранные языки, культурно развиваться, использовать источники достоверной деловой информации. В современных условиях от менеджеров требуются лояльность к руководителям, независимость мышления, осознание рамок своей компетенции, созидательный ум, готовность рисковать, воля к противостоянию негативным явлениям. 2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ УР Управленческие решения связаны с выполнением управленческих функций, в т.ч. по планированию, организации, координации и контролю каких-либо процессов. Эти решения реализуются в форме распоряжения, деловой беседы, инструкции и др. Тем не менее не всякое решение, разработанное и реализованное руководителем, является управленческим. Решение называется управленческим (УР), если оно разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено на: — стратегическое планирование; — управление управленческой деятельностью; — управление человеческими ресурсами (производит ельность, активизация знаний, умений, навыков); — управление производственной и обслуживающей деятельностью; — формирование системы управления компании (методология, механизм); — управленческое консультирование; — управление внутренними и внешними коммуникациями. Управленческое решение — это творческое, волевое действиесубъекта управления на основе знания объектив ных иконой функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее и выборе цели, программы и способов деятельности коллектива п о разрешению проблемы или изменению цели. УР составляет основу процесса управления. Управлять — значит решать. Термин «управленческое решение» упот ребляется и двух основных значениях: как процесс и как я вление. Как процесс УР — это поиск, группировка и анализинформации, разработка, утверждение и реализация УР. Как явление УР — это план мероприятий, п остановление, устное или письменное распоряжение и т.п. Экономическая сущность УР проявляется в том, что на подготовкуи реализацию любого УР требуются финансовые, материальные и другие затраты. Каждое УР имеет реальную стоимость. Реализация эффективного УР принесеткомпании прямой или косвенный доход, а ошибоч ное решение — убытки. Организационная сущность УР — в том, что к этой ра боте привлекается персонал компании. Для эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции и положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в том числе информационные, обеспечить работников необходимой техникой и технологией, постоянно координировать их работу. Социальная сущность УР заложена в механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для согласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относятся потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности. Социальная сущность УР проявляется прежде всего в цели УР. Правовая сущность УР — точное соблюдение законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой компании. Технологическая сущность УР — возможность обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для подготовки и реализации УР.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ УР Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов для достижения конкретной цели менеджмента. В принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность. При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Правильность УР достигается за счет возможности человека проникнуть в суть решаемой проблемы и понять ее. УР, основанные на суждениях и здравом смысле, занимают большое место среди всех решений. Опыт имеет очень большое значение при разработке и выборе УР. УР, основанные на суждениях, самые дешевые по затратам на их формирование и выбор. Рациональные УР основаны на профессиональном использовании управленческих технологий (целевых и процессорных) и методов разработки и выбора (аналитических, статистических, активизирующих, экспертных и др.). Любая теория начинается с классификации объекта исследования, т.е. выделения однотипных групп. Классификация УР во многом напоминает классификацию обычных решений. Однако имеются и различия в содержании отдельных групп классификации. Среди УР, относительно новыми являются: корпоративные, эвристические и виртуальные. Корпоративный характер подготовки и реализации УР требует от руководителей соблюдения корпоративных установок, правил, морали и ценностей компании. Это ограничивает руководителей в инициативе и отклонениях от утвержденной стратегии. Эвристические методы обработки информации основаны на интуиции, обобщениях, представлениях, опыте, ассоциациях. Виртуальный способ фиксации УР связан с постепенным внедрением для деловой документации электронной почты, подписи и печати. Документы в электронном виде имеют юридический статус по законодательству РФ. Способы фиксации УР: письменный и устный. По регламенту многих фирм руководители должны в письменной форме предоставлять наиболее ответственные УР для экономической и правовой экспертизы и в дальнейшем для исполнения. Устные УР тоже имеют правовую силу. Традиционные виды работ, в которых руководитель разрабатывает и реализует УР: работа с информацией; работа с человеком, коллективом; работа с системой управления; оказание управленческой консультации. Прогнозирующие решения основаны на специальном исследовании для формирования заключения о возможном развитии и результатах какого-либо управленческого процесса. Из набора прогнозов выбирают наиболее приемл емые для разработки детального плана развития (планирующие решения). Для реализации плана разрабатываетсянабор организационных решений. Они предусматриваютформирование новой или совершенствование имеющейся структуры управления компании, а также комплекс административных мероприятий по организации в ыполнения задания. Для повышения эффективности исполнения задания формируют решения по активизации деят ельности работников компании за счет стимули рования и мобилизации (активизирующие решения). Координирующие решения необходимы при появлении непредвиденных в плане мешающих воздействий для гармонизациидеятельности компании. Контролирующие решения направлены на обеспечение своевременного выполненияпланов и намеченных рубежей развития. Информирующие решения направлены на ознакомление инициаторов и исполнителей решения с необходимыми с ведениями, а также с промежуточными и конечными результатами выполнения задания. На процесс подготовки и реализации ПРУР большое влияние оказывают социально-психологическая и технологич еская обстановки в компании. УР должно гармонизировать с этой обстановкой, иначе решение будет отвергнуто или неэффективно исполняться. В этой связи различают уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения. Уравновешенные решения учитывают баланс интересов за интересованных сторон. Эти решения могут быть и не самыми эффективными, но они будут лучше исполняться и приносить лучшие результаты. К таким решениям склонны менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их п роверке. Эти решения эффективны для исполнителей с высокой квалификацией или завышенным представлением собственной значимости. Импульсивные решения основаны на неожиданном оза рении руководителя, стечении обстоятельств, сильном н ервном возбуждении как руководителя, так и исполнителей. Иногда импульсивные решения являются выходом давно назревавших идей, разговоров, желаний. Эти решения свойственны руководителям, которые легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их детально проверить, уточнить и оценить. Поэтому решения оказываются недостаточно обоснованными и надежными. Для эффективной реализации импульсивных решений необходим высокий личностный и профессиональный авторитет руководителя среди подчиненных и его высокая харизма. Инертные решения представляют задержанный по времени процесс реагирования на возмущающие воздействия. Они основаны на уверенности и монополизме руководителя. Время начала ПРУР и скорость разработки зависит от величины возмущающего воздействия, степени уверенности и стабильности компании. Эти решения являются результатом осторожного поиска. В них преобладают контрольные и уточняющие действия над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск и новаторство. Они слабо активизируют персонал на их выполнение. Рискованные решения основаны на возможной обоснованной удаче при затрате минимальных ресурсов. Такие решения свойственны азартным людям. В ряде случаев нет достаточных данных для обоснованных решений, и у руководителя имеются два основных варианта: не реализовывать решение или рискнуть. Данные решения эффективны при общем позитивном настрое руководителя и исполнителей, когда возможная неудача существенно не ухудшает материального и социального состояния коллектива. Рискованные решения обычно страхуют или используют другие методы снижения возможного ущерба. Осторожные решения основаны на прошлом неудачном опыте, а также они принимаются при очень большой ответственности руководителя или компании за порученное дело. Для них характерны: тщательность оценки руководителем всех вариантов, сверхкритический подход к делу, большое количество согласований. Такие решения эффективны в разрешении проблем, касающихся жизни человека и состояния среды его обитания
4. ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УР При подготовке УР перед руководителем стоит задача выбора форм его представления (приказ, распоряжение, соглашение и др.). Каждая форма имеет определенные особенности и юридический статус. Формы представления решения. Акт — решение широкого круга государственных и общественных организаций. Акт может быть международным (о передаче чего-либо в собственность). Акцепт — решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях. Акцепт — это вторая сторона контракта (первая — оферта). Бюллетень — решение руководителя о кратком сообщении (оповещении) подчиненных по поводу событий, имеющих общественное значение. Декларация — торжественное программное заявление руководителя. Договор — решение о проведении совместных работ с указани ем взаимных прав и обязательств в коммерческих и некоммерческих сферах деятельности. Закон — решение высшей государственной власти, имеющий общеобязательный и непреложный характер (Конституция страны, Закон о несостоятельности (банкротстве), Закон об акционерных обществах). Заявление — официальное сообщение руководителя высшего ранга. Изменение — решение о коренных переменах в какой-либо деятельности. Инструкция — решение, устанавливающее порядок и способ выполнения каких-либо действий (например, инструкция по составлению бизнес-плана, инструкция по работе с персоналом, должностная инструкция начальника бюро технического контроля цеха). Кодекс — свод законов. Контракт — решение, обычно коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательствах. Контракт является подвидом соглашения (например, контракт на поставку компьютеров, брачный контракт, контракт купли-продажи). Концепция — система взглядов руководителя, отраженная в каком-либо документе. Модель какого-либо процесса или явления — решение, включающее набор определенных элементов и связей, который с заданной точностью воспроизводит реакции реального процесса или явления на входные воздействия. Например, модель завода включает — справочные данные (полные данные о потенциальных поставщиках и их продукции); — имитационную модель организации; — методики экономического расчета и прогнозиро вания; — информацию о решениях в аналогичных ситуациях других организаций и о реальных полученных при этом результатах; — набор законодательных актов и др. Норма — порядок действия в какой-либо области права, норма поведения, норма отношений, узаконен ных государством, отраслью или компанией. Норматив — организационный, технологический, экономический, социальный показатель норм, в соответствии с которыми осуществляется деятельность. Обзор — сжатое сообщение о каких-либо процессах или явлениях (например, обзор информации о рынках сбыта, обзор деятельности компании за 10 лет). Оферта — решение, обычно коммерческого характера, о предложении конкретному или любому лицу заключить сделку на указанных условиях. Оферта является одной стороной контракта (например, оферта на оптовые закупки холодильников марки «ЗИЛ», оферта на оптовую продажу маргарина). Перечень — сообщение, классифицированное по какому-либо порядку (например, перечень мероприятий по совершенствованию деятельности компании, перечень конкурентных преимуществ новой продукции). План — решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации (бизнес-план, план мероприятий по реформированию и реструктуризации компании). Положение — решение, представляющее набор законов, правил и инструкций, регламентирующих какую-либо деятельность (например, положение о главном инженере, положение об отделе стандартизации и нормализации, положение об отделе внешних сношений). Порядок (распорядок) — документ о целесообразном расположении объектов для правильной налаженной деятельности. Постановление — правовой акт, выпускаемый органом государственной власти. К этим органам относятся: Совет Федерации, Государственная Дума, правительство РФ, руководители федеральных органов власти, органов местного самоуправления. Обычно статус постановления выше статуса приказа (например, постановление собрания акционеров, постановление губернатора Московской области). Правила — решение, учитывающее традиции организации и представляющее набор устоявшихся норм поведения и деятельности определенных групп работников, предлагаемых для исполнения (например, правила внутреннего распорядка, правила дорожного движения, правила Международного морского комитета для электронных коносаментов). Прейскурант — справочник, включающий цены, тарифы на товары и услуги. Пресс-релиз — специальные бюллетени для срочной публикации в средствах массовой информации. Формируются правительственными учреждениями, международными организациями и пресс-бюро. Приказ (письменный или устный) — решение руководителя, облеченного властью в организации или крупном его подразделении. Он обязателен для исполнения его подчиненными и может готовиться по вопросам, входящим в компетенцию руководителя. Приказ — это нормативный документ, который должен храниться в архиве, он может быть обжалован в более высоких управленческих инстанциях или в суде. Протокол — решение об отражении каких-либо событий (например, протокол прошедшего собрания, дипломатический протокол). Распоряжение — решение руководителя, не наделенного административными функциями. Распоряжение обычно касается вопросов технологии, организации труда и техники безопасности. Оно обязательно для исполнения непосредственными подчиненными руководителя. Обжаловать решение можно у линейного руководителя данного подразделения или организации. Соглашение — решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой-либо деятельности (например, соглашение о намерениях, соглашение между РФ И США об избежании двойного налогообложения, соглашение о разделе рынков сбыта, соглашение о квотах на экспорт нефти странами ОПЕК). Указ — решение главы государства, утвержденное парламентом(например, Указ Президента РФ, утверждением Думой РФ). Указ имеет силу закона. Указание — решение, носящее методический, техно логический характер. Указание реализуется в форме настав ления или разъяснения. Устав — набор правил, регулирующих деятельность каких-либо организаций, установленный государственными, международными или общественными организациями (например, устав открытого акционерного общества, устав партии «Яблоко»). При реализации УР перед руководителем стоит задача выбора форм его доведения до исполнителя (предписание, совет, разъяснение и др.). Каждая форма имеет определенные особенности и юридический статус. Формы доведения решения до исполнителя. Выписка — законченный фрагмент какого-либо документа. Деловая беседа — специально организованная руководителем встреча с подчиненным или группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме актуальной для компании. Деловая беседа — специально организованная руководителем встреча с подчиненными или группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для компании. Деловое слово — твердое решение руководителя, данное подчиненному в устной форме, подкрепленное авторитетом руководителя как среди подчиненных, так и среди вышестоящего руководства. Деловая игра (тренинг) — специально организованная интенсивная деятельность работников по подготовке и реализации УР на основе имитационных моделей реальных процессов. В процессе деловой игры закрепляются навыки ПРУР за счет многократного повторения однотипных ситуаций, методов и технологий ПРУР. Заседание — узкопрофессиональные совещания для решения в основном организационных вопросов (например, заседание профкома, заседание президиума и т.д.). Информационное письмо — набор уточняющих сведений к договору, соглашению, оферте и т.д., отправляемых заинтересованным лицам. Рекомендательное письмо — решение авторитетного специалиста поручиться за какого-либо человека, компанию или деятельность перед потенциальным или конкретным работодателем, поставщиком или потребителем. Личный пример — действия руководителя в среде подчиненных по заранее подготовленному сценарию для развития у них эффекта подражания авторитетам в технике выполнения УР. Методика — документ, включающий совокупность методов для профессионального выполнения какой-либо деятельности (например, методика подбора и расстановки кадров). Наставление — деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения УР. Обучение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения какой-либо деятельности. Отчет — решение специалиста о результатах индивидуальной или коллективной проделанной работы по выполнению УР. Отчет может быть письменным и устным. Письмо — текст какого-либо сообщения, посылаемого заинтересованным лицам или организациям. Предписание — официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок. Принуждение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить УР путем угроз или повышенного вознаграждения. Разъяснение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание УР. Совет — деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами по поводу выполнения УР. Совет не является обязательным для исполнения подчиненным. Совещание — коллективная деловая беседа, проводимая руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач, использования коллект ивного разума, обмена информацией и накопленным Опытом для выполнения важных УР. Сообщение — деловая беседа, проводимая руководит елем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения УР. Убеждение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненного требуемых прочных взглядов или понятий по содержанию УР для его выполнения (например, убеждение в необходимости соблюдения техники безопасности на рабочем месте). Условие — отдельный документ или текст в документе, отражающий требования предъявляемые сторонами договора, соглашения (например, условия конкурса на замещение вакантной должности). Для успешного выполнения УР необходимо для каждой формы подготовки решения найти соответствующую ей форму реализации. Форма реализации — это механизм выполнения подготовленного решения. Каждая форма подготовки УР может иметь несколько форм реализации. • Для акцепта, договора, контракта, оферты, соглашения и устава — это деловое слово, информационное письмо, отчет, письмо, предписание, совещание, убеждение и условие. • Для инструкции, кодекса, положения, протокола, правила и указания — это деловая беседа, деловое слово, наставление, обучение, принуждение, разъяснения, совет и сообщение. • Для закона, постановления, приказа, распоряжения и указа — это выписка, заседание, личный пример, методика, наставление, предписание, принуждение, разъяснение, убеждение и условие. Основные правила оформления документов регламентируются в ГОСТе Р 6.30-97 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Правила составления документов: • элементы для эмоционального воздействия на пользователя; • краткость изложения; • рациональное сочетание текстов, графиков, таблиц и формул; • указание срока жизненного цикла документа; • идентификация документа; • соответствие документа организационной структуре, в которой он обрабатывается; • соответствие уровня изложения уровню потребителя документа. Лекция 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УР 5. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Системный подход — это одно из методологических направлений современной науки, связанный с представлением, изучением и конструированием объектов как систем. Система — множество упорядоченных элементов, связанных между собой по определенному признаку. Признаки системы: множество элементов (два и более), наличие связей между ними, представление как единого целого (отсутствие лишних и недостающих элементов), относительная свобода элементов друг от друга, наличие общей цели, наличие иерархии управления, наличие связи с внешней средой, присутствие гармонии отношений (эффект положительной эмерджентности или синергии). Основным элементом системы является человек, его интересы и потребности. В системе нет лишних элементови связей. Системный подход включает анализ и синим объекта управления, в том числе управленческого решения. Требования системного подхода: — соответствие целей компании целям объединения, о трасли и общества; — соответствие целей подразделений и групп компании общим ее целям; — на первом плане — измеряемые цели, на остальных — цели в общем виде; — реализация каждой цели оценивается ее эффективностью (экономической, организационной, идеологической и т.д.); — каждая выполненная цель должна приближать выполнение более крупной (перспективной). Цели могут иметь некоторую степень вложенности в миссию компании. Основные задачи системного подхода: — разработка концептуальных (содержательных и формальных) средств представления исследуемых объектов как систем; — построение обобщенных моделей систем и моделей разных классов и свойств систем, включая модели динамики систем, их целенаправленного поведения, развития, | иерархического строения, процессов управления и др.; — исследование методологических оснований различных теорий систем. Системный подход не имеет фиксированной предметной области. Он направлен на формирование характера,, направления и стиля научного мышления при исследовании какого-либо процесса. Системный подход исходит из того, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих его элементов, а коренится в характере связей и отношений между ключевыми элементами. Диалектический метод составляет основу системного подхода. Метод предполагает: — анализ объективного мира как целого, в котором все явления и процессы взаимозависимы и взаимообусловлены; — понимание того, что как объективный мир, так и все его составляющие находятся в непрерывном и закономерном движении и изменении (обновлении, прогрессивном развитии или деградации); — неизбежность внутренних противоречий как источника изменений. Процедуры системного подхода при подготовке и реализации УР: 1. Выделение наиболее важных (приоритетных) элементов или процессов при ПРУР: — приоритеты в технической сфере деятельности (прибыль, ставка кредита, объем продаж, качество и др.). Определение ориентации либо на конечную продукцию, либо на процесс ее получения (например, ориентация на диплом или на получение знаний); — приоритеты в биологической сфере деятельности (здоровье, питание, отдых, жилье и др.); — приоритеты в социальной сфере деятельности персонала, коллектива и общества (самовыражение и самопроявление, информация, общение, управление и организация и др.). Ориентация на потребителя, его потребности и интересы. 2. Выделение элементов второго уровня в технической, биологической и социальной сфере деятельности, которые могут оказать влияние на ПРУР, чтобы акцентировать внимание на главном и не углубляться в мелочи (мелочи нужно знать!). 3. Каждый элемент или процесс первого уровня следует рассматривать с учетом его истории (с чего это начиналось и к чему пришло). 4. Корректировка и согласование элементов и их приоритетов, необходимых для ПРУР. 5. Приближение процесса решения проблем к источникам информации об их возникновении и развитии.
6. ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УР Совокупность всех УР в компании должна быть ориентирована на достижение выработанных в компании целей (рис. 3). Цель рассматривают как процесс и как пиление. Цель компании как процесс отражает принятую в компании тенденцию развития (например, максимальное удовлетворение интересов и потребностей клиентов в Качественной продукции). Как явление цель представляет мотивированные документы, также касающиеся развития компании, типа бизнес-плана, текстов различных задач. Цель управленческого решения. Как процесс цель отражает развитие какого-либо вида деятельности по формированию или реализации УР, направленного на достижение цели компании. Как явление цель также представляет мотивированные документы типа задания на разработку УР, философия УР или стратегия УР. 5 признаков цели: — желательность для ее инициатора (руководителя, специалиста); — возможность выполнения в технической, экономической и др. областях; — необходимость для коллектива компании и общества; — историческая приемлемость для ближайшего окружения внешней среды; — постоянное развитие (расширение, сокращение, повышение, добавление, удовлетворение, получение максимальной прибыли, умножение и т.д.). Свойства цели: суперзависимость, иерархия, обратное преобразование, недостижимость абсолютных значений. Суперзависимость — это существенная зависимость эффективности достижения каждой цели от достижения других целей, находящихся в ее подчинении или создающих для нее необходимые условия. Свойство иерархии — большие по затратам или времени цели могут быть разделены на более мелкие, подчиненные основной идеи большой цели. Обычно УР направлено не на разрешение цели, а на решение составляющих ее конкретных задач. Поэтому для каждой цели необходимо формировать не менее 2 задач. Если получается только одна, то цель перерождается в задачу. Свойство обратного преобразования — набор сложных задач может быть представлен в виде нового набора целей с последующим формированием новых наборов задач. Свойство недостижимости абсолютных значений — все процессы в управлении и экономике являются постоянно изменяющимися непрерывно или дискретно. Поэтому цель должна ориентироваться не на какие-либо конечные значения, а на динамику процесса. Инициативно-целевая технология основана на выдаче заданий для подготовки или реализации УР, без указаний средств и методов их выполнения. Она рассчитана на инициативного и профессионального исполнителя. Технология предусматривает разработку руководителем только конечной цели управления и сопутствующих ей задач, а также срока выполнения (Твып) без указания механизма ее достижения. Условия эффективного использования данной технологии: • решение разрабатывается для персонала численностью не более 10 чел., чтобы возможные неудачи не принесли больших убытков компании; • время выполнения задания не должно превышать I мес. со дня его выдачи по аналогичной причине; • наличие высокого уровня профессионализма персонала или большое доверие к нему со стороны руководителя; • при производстве новых товаров, услуг, информации или знаний; • при наличии устойчивых неформальных отношений в коллективе, для ускорения получения помощи в процессе выполнения задания. Программно-целевая технология — это выдача руководителем для исполнения заданий (целей, задач) с указанием средств, методов и времени их выполнения. Используется для типовых работ с применением стандартных средств и методов. Технология предусматривает внешний или внутренний контроль промежуточных состояний этого выполнения. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией руководителя, выдавшего задание, а квалификация исполнителя играет вторичную роль. Условия эффективного использования данной технологии: • решение разрабатывается для персонала численностью не более 1000-1500 чел.; • время выполнения задания не должно превышать I года со дня его выдачи; • должна быть обеспечена определенность и доступность управленческих и производственных ресурсов; • наличие явно выраженного разделения управленческого и производственного труда; • направленность УР на выпуск серийной и массовой продукции в течение длительного времени; • наличие большого объема типовых процедур, ситуаций и решений. Программно-целевая технология базируется на современных знаниях об эвристических методах и приемах ПРУР, экономико-математических методах и информационных технологиях. Регламентная технология — это выдача руководителем для исполнения заданий (целей, задач) с указанием Средств и их возможных ограничений, ориентировочных методов и времени их выполнения. Эта технология основана на соблюдении требования (регламента) о безуслов ном неудалении от цели, т.е. возможно либо приближе ние к цели, либо неизменяемость результатов в течение небольшого времени. Это связано с тем, что руководитель твердо уверен; в положительных результатах УР, хотя точно не знает конкретные пути достижения цели. Обычно такая ситуация складывается при подготовке или реализации УР, касающихся большого числа людей, страны или миропорядка в целом. Технология предусматривает жесткий контроль над положительной динамикой процесса выполнения задания. Результаты регламентной технологии: — достижение ощутимых положительных результатов от самого процесса выполнения цели (даже не от результатов) — АН —> А21 -» А31 -> А41; — отсутствие существенных положительных результатов в течение приемлемого времени (топтание на месте) - А12 -> А22 А32 -> А42. Условия эффективного использования данной технологии: • решение разрабатывается для персонала или населения численностью не менее 10 тыс. человек; • время выполнения задания не должно быть точно задано (важен сам процесс достижения цели). Ориентировочное время достижения цели — свыше 1 года; • наличие практической возможности существенного и непрогнозируемого ограничения ресурсов (финансовых, технологических, интеллектуальных, сырьевых и др.); • инновационный или длительный характер ПРУР. Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией как руководителя, так и исполнителя. Данная технология формирует УР для управления по результатам. Приоритеты использования технологий зависят от условий деятельности подразделения, компаний и их организационно-правовой формы, численности персонала или населения, в интересах которых принимается УР. Алгоритм принятия управленческого решения: • выбирается одна из трех целевых технологий управления; • для выбранной технологии подбирают одну или несколько процессорных технологий управления; • для каждой процессорной технологии выбирают один или несколько методов для достижения качества управленческой деятельности, производственной технологии, рекламной кампании и креатива. 7. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УР Организация управления — непрерывная цепочка, определенная последовательность действий, объединенных в этапы в соответствии с их качественным содержанием и однородностью операций, необходимых для профессионального осуществления процесса управления. Основные элементы, необходимые для принятия решения: — наличие сознательного выбора; — ориентация на одну или несколько целей; — наличие завершающего действия, т.е. решения. Решение — это осознанный выбор из нескольких альтернатив достижения одной или нескольких целей. Для принятия решения характерен осознанный процесс выбора альтернативы. Направления развития теории принятия решений: — эмпирически-реалистические теории (дескриптивные) — описывают и объясняют, как принимаются на практике отдельные решения. Их цель — развитие гипотезы об отношениях отдельных людей или групп в процессе принятия решений, с помощью этих гипотез следует прогнозировать принятие решений в зависимости от ситуаций; — нормативные теории — показывают, как должны рационально приниматься решения. Две основные функции решений: фильтрующая и связующая. Фильтрующая функция решений объясняется тем, что они всегда находятся между осмысленной и реализующей фазами управленческого процесса. Решение есть результат фильтрации из многих возможных вариантов дальнейшей деятельности. Связующая функция решений состоит в том, что в процессе их принятия и реализации взаимодействуют все функции менеджмента. Этапы организации разработки УР: информационный, оценки ситуации, определения и диагностики проблемы, разработки и оценки альтернатив, принятия решения. На информационном этапе осуществляются сбор, обработка, сжатие и хранение информационных массивов о состоянии макросреды, среды прямого влияния и микросреды. Основным предметом данного этапа выступает управленческая информация — совокупность сведений о процессах, протекающих внутри организации и ее окружении. Классификация информации: — по назначению: одноцелевая (связана с решением конкретной проблемы) и многоцелевая (используется при решении нескольких разнообразных проблем); — по возможности хранения: фиксируемая (может храниться практически бесконечно, не подвергаясь искажению) и нефиксируемая (используемая в момент получения, подвержена постепенному искажению); — по степени готовности для использования: первичная (совокупность полученных непосредственно из источника несистематизированных данных, содержащих много лишнего), промежуточная (сведения, прошедшие через процесс предварительной очистки и систематизации, позволяющей решить вопрос о конкретных направлениях и способах их дальнейшего применения), конечная (используемая для обоснования решения); — по полноте: частичная (используется только в совокупности с другой информацией) и комплексная (дает всесторонние исчерпывающие сведения об объекте); — по степени надежности: достоверная и вероятностная (обусловленная невозможностью получить надежные сведения). На основе информации, полученной в результате выполнения операций первого этапа, происходит оценка ситуации. Ситуация — совокупность условий, возникающих под влиянием внутренних и внешних воздействий. Ситуации могут иметь как внешний, так и внутренний источник, то есть являться результатом нарушения взаимодействия подсистем организации между собой и с внешней средой. Управленческая ситуация — это характеристика сложившегося состояния производственной организации, которое, с точки зрения субъекта управления, может быть удовлетворительным или неудовлетворительным. В последнем случае ситуация становится проблемной, она характеризует реальные несовпадения желаемого и действительного уровней удовлетворения потребностей субъекта. Ситуационное управление основано на выявлении ситуаций, их классификации и выполнении различных преобразований, приводящих к их разрешению. Внутренние переменные — это ситуационные факторы внутри организации. В основном они являются результатом реализации ранее принятых УР. Основные внутренние переменные — цели, структура, задачи, технология и человеческие ресурсы. 3 основных аспекта человеческой переменной в ситуа ционном подходе: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Критические переменные никогда не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Значительные изменения одной переменной будут в определенной степени влиять на все остальные переменные. Две группы внешних переменных: факторы макросреды и факторы прямого влияния, исследование которых базируется на стратегическом анализе. Наличие и проявление системной взаимосвязи элементов микросреды и внешнего окружения приводит к выводу о закономерной обусловленности возникновения ситуаций при взаимодействии этих элементов. Для каждого типа ситуаций характерны три этапа: 1) исследование причин и источников возникновения ситуаций, а также объектов, на которые может быть; направлено управленческое воздействие с целью разрешения ситуации; 2) разработка методов формирования процедур управления, адекватных целям разрешения всей совокупности ситуаций и соответствующим циклам управления; 3) выявление последовательности, объема и содержательного разнообразия информационных процессов, совершаемых в рамках процедур разрешения ситуаций. При выявлении признаков возникающих ситуаций главный элемент — целевая направленность в описании деятельности объекта. Все ситуации связаны в первую очередь либо с реализацией ранее установленной цели, либо с формированием новых целей. Однако существует еще и третий вид процессов, которые условно называют адаптивными или переходными. В таких процессах различают определенные этапы накопления проблем и знаний, необходимых для их решения. 8. СТАНДАРТНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УР Стандартная информационная модель — это набор правил для моделирования ситуаций, проблем и решений. Для полного раскрытия содержания и определения класса ситуаций возникает необходимость их моделирования. Разработка моделей возникновения и развития управленческих ситуаций позволяет заранее оценивать их возможные параметры и выбирать пути разрешения ситуаций. Для адекватного отображения функционирования организации необходимо сформировать набор иерархически связанных моделей. Три стратегии моделирования: — стратегия «снизу вверх» — моделирование процессов возникновения ситуаций, начиная с нижнего уровня; — стратегия «сверху вниз» — формирование моделей ситуаций высшего уровня, а затем их разукрупнение и детализация; — комбинированная стратегия — создание моделей как сверху, так и снизу. Она требует особого внимания к понятийному единству и совместимости моделей всех уровней иерархии. Классификация ситуаций: — по отношению к источникам возникновения: ситуации внешней среды, внутренней среды и ситуации взаимодействия микросреды и внешнего окружения; — по причине появления: ситуации, связанные с сохранением нормального функционирования объекта; с появлением новой цели; с возникновением случайных обстоятельств; с искусственно создаваемыми трудностями (например, с конкурентами); — по содержанию: производственные, экономические, технические, организационные, социальные и психологические; — по масштабу: общесистемные, подсистемные и элементные; — по сложности: простые и сложные; — по степени структуризации: структурированные и трудно поддающиеся анализу; — по времени: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные; — по оценки субъекта управления: удовлетворительные и проблемные. Проблемная ситуация характеризует реальные несовпадения желаемого и действительного уровней удовлетворения потребностей субъекта. Проблемная ситуация выступает, с одной стороны, как совокупность целей субъекта, а с другой — как состояние субъекта, объекта и внешней среды. Для разрешения подобной ситуации необходимо решить возникшие проблемы. Проблема — это расхождение между действительным и желаемым состояниями при неизвестных способах преодоления этого расхождения. Проблема определяет выбор методов исследования, предвидения результатов. Параметры проблемы: реальность, актуальность, ресурсообеспеченность, ценность предполагаемого результата. Операции по формированию проблемы: — формулирование проблемы, включающее постановку центрального вопроса; фиксация того противоречия, которое составляет основу проблемы, и описание предположительных последствий. Два типа проблемы по их формулированию: субъектные и объектные. Проблемы первого типа фиксируют в терминах потребностей данного субъекта управления, отражают факт их неудовлетворенности. Проблемы второго типа отражают недостаточность тех или иных средств и факторов для решения соответствующей исходной проблемы; — построение проблемы, базирующееся на методе декомпозиции и изучении ее внутренней структуры. Внутренняя структура: предмет, субъект, связи и цель решения. Предмет характеризует возникшее главное противоречие «в чем сущность проблемы?» Объект проблемы отвечает на вопрос: «Где возникла проблема?» Субъект — тот, кто связан с проблемой. Связи характеризуют ограничения и отношения с другими проблемами. Они отражаются в вопросе: «с чем связана проблема?» Цель решения проблемы выражается в вопросе: «для чего необходимо решать проблему?» — оценка проблемы, связанная с выявлением условий решения проблемы, соотнесения потребностей и возможностей при ее решении, ее классификация; — обоснование проблемы, т.е. установление взаимосвязей с другими проблемами организации. Для конкретизации проблемы необходимо: — разделить проблему на части; — выделить основные и второстепенные характеристики проблемы; — установить причинно-следственные характеристики проблемы; — прогнозировать и проанализировать требуемые действия; — разработать рекомендации действий. Следующая характеристика методологии исследования проблемы — ее постановка. Уровни постановки проблемы: — низкий уровень (характеризуется интуитивным восприятием руководителя противоречий в системе управления); — средний уровень (описание проблемы в соответствии с принятыми правилами); — высокий уровень (отработка ее в соответствии с целью и стратегией организации, а также поиск новых форм). Методологические принципы исследования проблем: выявление противоречия, оценивание и распознавание. Принципы оценивания: — научности; — целевого назначения (целью оценки может быть поиск путей развития, установление закономерностей, контроль тенденций); — разнообразия, полноты и системности; — критериальной определенности; — количественной определенности оценки; — сочетания оценки состояния и изменений; — независимости. Классификация проблем: — по степени структуризации: хорошо структурированные (дают возможность определить взаимодействие между факторами, влияющими на проблему, в количественном выражении), слабо структурированные (связаны с качественными факторами), неструктурированные (не дают возможности установить четкие связи между факторами влияния на проблему); — по содержанию: экономические, организационные, социально-психологические, политические, технические и др.; — по классности: прямые и обратные; — по уровню решения: общесистемные, подсистемные, элементные; — по срочности решения: самые важные, важные средней срочности, важные, но не срочные, не заслуживающие внимания, накапливаемые; — по назначению: теоретические и поведенческие, связанные с реализацией решения; — по отношению к организации: внешние, внутренние, стыковые (проблемы взаимодействия внутренней и внешней среды); — по фактору предвидения: планируемые и не планируемые; — по способам решения: интенсивно решаемые и экстенсивно решаемые; — по времени: долгосрочные, краткосрочные (следует различать время развития проблемы и время ее решения); — по направлению воздействия: прямые и косвенные. Классификация проблем в зависимости от степени определенности их элементов: * с полностью управляемыми и предсказуемыми параметрами (решение таких проблем обеспечивает детерминированный результат); * с частично управляемыми и прогнозируемыми параметрами (проблемы обычно связаны с эволюционными изменениями); * с неуправляемыми и непредсказуемыми параметрами (проблемы связаны с высоким уровнем неопределенности). При анализе проблемы большое значение имеет определение, на какой стадии жизненного цикла она находится, от этого будет зависеть качество разрабатываемых решений. Если проблема находится на стадии зарождения, ее масштаб полностью не известен, принимаемое решение будет действовать по упреждению. В период устойчивого развития величина проблемы оказывает существенное негативное влияние на управленческую деятельность и вызывает массу негативных последствий; принимаемое решение будет действовать с опозданием и приниматься в «режиме тушения пожара». В период стабилизации развития проблемы, когда известны масштаб и последствия проблемы, решение будет приниматься в режиме реального времени. Под ограничениями понимаются установленные границы изменения характеристик объекта. Ограничения Могут носить объективный или субъективный характер. Объективные ограничения связаны с факторами внешней среды (экономическими, политическими, техническими), ресурсными и целевыми составляющими микросреды объекта. Ресурсные ограничения могут носить временный или постоянный характер, связанный с особенностями функционирования организации. Критерии — это показатели, на основе которых следует проводить оценку альтернатив с точки зрения возможности достижения поставленной цели. Для оценки часто используется комплекс критериев. Требования, предъявляемые к критериям: — полнота (набор критериев должен обеспечивать адекватность оценки достижения цели решения); — операциональность (наличие у критерия четкой, однозначной формулировки); — декомпозируемость (возможность структуризации системы критериев); — достаточность (отсутствие избыточности); — минимальность (набор критериев должен быть минимально необходимым для осуществления оценки); — измеримость (каждый критерий должен давать количественную или качественную оценку степени достижения цели). В зависимости от числа критериев принимаемое решение может быть однокритериальным либо многокритериальным.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |