КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-психологические основы подготовки УР
Социальное управление — это целенаправленное воздействие социального субъекта на общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно, так и через различные институты (государство, партии, объединения, союзы, предприятия и т.д.). Составляющие процесса социального управления: — мысленное осуществление различных УР; — деятельность по реализации целей и задач УР; — оценка реальных результатов реализации УР. Психологические основы ПРУР базируются на использовании принципов, законов и закономерностей поведения личности, ее психологических свойств и особенностей, потребностей, интересов и мотивов для рационального воздействия на разработчиков и исполнителей управленческих решений. Необходим анализ процессов властного упорядочения во всех областях жизни: в экономике, политике, культуре, образовании — везде, где имеет место совместная деятельность людей и возникают проблемы. Два аспекта такого анализа: — умственная деятельность руководителя и его способность разрабатывать, принимать и реализовывать УР; — взаимодействие между руководителем и подчиненными. Власть — это особый тип взаимоотношений в группе, устанавливаемый при условии, что члены ее передают (делегируют) одному лицу функции принятия решений и координации взаимодействий внутри группы и во внешних связях, право принимать решения и реализовывать их. Управленческие отношения устанавливаются между лидерами и управляемой системой, а общение соответственно строится как работа со всей системой, либо с ее элементами (подразделениями), либо непосредственно с индивидуумами. Выстраивая управленческие отношения и общения по поводу ПРУР в различных системах, менеджер обязан знать и использовать психологические закономерности и феномены, свойственные людям в целом, а также те, которые появляются в специфических условиях систем управления. Социально-психологические основы ПРУР базируются на неформальных факторах, интересах личности, коллектива. Основные факторы: — формирование коллективов с учетом социально-психологических характеристик людей; — установление и развитие социальных норм поведения; — социальное стимулирование; — создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата. Психологические параметры, учитываемые при ПРУР: интуиция, суждение, рациональность. Управленческое решение, принятое только на основании интуиции, т.е. без обоснования с помощью доказательств, когда процесс ПРУР происходит на основании ранее приобретенных знаний, может привести как к открытиям, так и к краху. Интуитивные методы наиболее часто используются при оперативном управлении, когда можно связать решение проблемы с имеющимся ранее опытом ее решения. В основе решений, базирующихся на суждении лежат знания, осмысленный опыт прошлого и здравый смысл. Способ принятия УР, основанный только на суждении, не очень эффективен, хотя он требует достаточно мало времени и средств на ПРУР. Увеличивается риск упустить хороший результат. Рациональные решения основаны на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации. Без рациональных решений невозможно разработать эффективную стратегию и тактику управления. Управленческие решения, зависящие от характера лица, принимающего решения (ЛПР). Уравновешенные решения принимаются ЛПР, внимательно и критически оценивающим свои действия по их разработке и реализации, выбору наиболее эффективного УР из множества вариантов на основе критериальных оценок. Импульсивные решение принимает ЛПР, которое само же предлагает их в неограниченном количестве, но их невозможно детально проверить. Такое решение, как правило, не дает должного эффекта по решению проблемы, а только загоняет ее в тупик. Усугубленная проблема требует значительно больших затрат на ее решение. Инертные решения — это результат осторожного поиска, который предусматривает уточнение, перепроверку множества возможных вариантов и последствий их реализации. Эти варианты не всегда содержат новаторские методы решений, оригинальность, ноу-хау, зато они многократно выверены и гарантируют эффективное решение проблемы. Если ЛПР уверено в себе, не боится трудностей, которые могут появиться в процессе разработки и принятия управленческих решений, оно использует метод рискованных решений. При критическом подходе к ПРУР менеджер очень тщательно оценивает все возможные варианты и выбирает тот вариант, который гарантирует успешную его реализацию, пусть он не отличается новизной и оригинальностью. Это осторожные решения. Действенность принимаемого решения зависит от умения ЛПР сочетать указанные методы при выборе критериев ПРУР (единоличное или коллективное умение использовать социально-психологические методы). От этого во многом зависит взаимопонимание исполнителей и руководителей. Личность, представляя свое место в организации, выполняемую интересную работу, желательное вознаграждение, необходимость своей работы, ее престижность, комфортность, социальную защищенность, перспективность, априори готова удовлетворить ожидания организации в ее успешной работе с полной отдачей сил и способностей по достижению поставленных организацией целей. Ожидания организации от работника (личности) в процессе работы: — квалификация; — требуемый результат работы Ожидания работника от организации: — место в ней; — интересная работа; — перспективы; — достойное вознаграждение; — социальная защищенность Умение руководителя направить групповой потенциал на реализацию принятых решений гарантирует достижение цели. Формальными группами в организации являются структурные подразделения, а неформальные создаются самими членами организации в соответствии со взаимными симпатиями, привычками, интересами и т.п. Факторы, влияющие на деятельность группы: — характеристика членов группы (способность человека, образование, личность, привычки, предпочтения, увлечения, работоспособность и т.д.); — характеристика ситуации (задачи, проблемы, цели решаемые группой, ее размер, система распределения вознаграждения в группе и т.д.); — характеристика взаимоотношений в группе (статус и роли членов группы, влияние друг на друга, симпатии и антипатии между членами группы, нормы поведения, коммуникации). При разработке и реализации УР менеджер любого уровня должен учитывать, что каждый работник это: — индивид, имеющий свои характерные особенности; — специалист, желающий выполнять работу по специальности; — член группы, играющий в ней определенную роль; — просто человек, который учится и к чему-то стремится. Основу социальных методов управления в таких группах составляют законы теории организации, теории систем. Иерархические группы (организованные, формализованные) лучше решают детерминированные (определенные) задачи и хуже — вероятностные (неопределенные). В таких группах руководитель (лидер) имеет гораздо больше возможностей компенсировать недостаточную компетентность группы при принятии и разработке УР. Социальная основа УР: личный пример руководителя, его убежденность, умение своевременно поощрить морально работника, побудить коллектив на достижение поставленных целей и реализацию новых управленческих решений. Весьма важным является характер личности менеджера и его стиль руководства — это психологический аспект. Его основные параметры: практический ум, психологический такт, энергичность, требовательность, критичности инициативность, самостоятельность, общительность, настойчивость, работоспособность, умение разбираться в людях, воля, оптимизм, креативность, компетентность, здоровый карьеризм, справедливость, стиль работы и др. Социально-психологическая согласованность интересов работника, коллектива и организации обеспечивает успешность разработки, принятия и реализации управленческих решений.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |