Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологические основы подготовки УР




Социальное управление — это целенаправленное воздействие социального субъекта на общественную, кол­лективную и групповую жизнедеятельность, осуществля­емое как непосредственно, так и через различные инсти­туты (государство, партии, объединения, союзы, пред­приятия и т.д.).

Составляющие процесса социального управления:

— мысленное осуществление различных УР;

— деятельность по реализации целей и задач УР;

— оценка реальных результатов реализации УР.

Психологические основы ПРУР базируются на исполь­зовании принципов, законов и закономерностей пове­дения личности, ее психологических свойств и особен­ностей, потребностей, интересов и мотивов для рацио­нального воздействия на разработчиков и исполнителей управленческих решений. Необходим анализ процессов властного упорядочения во всех областях жизни: в эко­номике, политике, культуре, образовании — везде, где имеет место совместная деятельность людей и возникают проблемы. Два аспекта такого анализа:

— умственная деятельность руководителя и его спо­собность разрабатывать, принимать и реализовывать УР;

— взаимодействие между руководителем и подчинен­ными.

Власть — это особый тип взаимоотношений в группе, устанавливаемый при условии, что члены ее передают (делегируют) одному лицу функции принятия решений и координации взаимодействий внутри группы и во внеш­них связях, право принимать решения и реализовывать их. Управленческие отношения устанавливаются между лидерами и управляемой системой, а общение соответ­ственно строится как работа со всей системой, либо с ее элементами (подразделениями), либо непосредственно с индивидуумами. Выстраивая управленческие отношения и общения по поводу ПРУР в различных системах, ме­неджер обязан знать и использовать психологические за­кономерности и феномены, свойственные людям в целом, а также те, которые появляются в специфических усло­виях систем управления.

Социально-психологические основы ПРУР базируются на неформальных факторах, интересах личности, коллек­тива. Основные факторы:

— формирование коллективов с учетом социально-психологических характеристик людей;

— установление и развитие социальных норм пове­дения;

— социальное стимулирование;

— создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата.

Психологические параметры, учитываемые при ПРУР: интуиция, суждение, рациональность.

Управленческое решение, принятое только на осно­вании интуиции, т.е. без обоснования с помощью доказа­тельств, когда процесс ПРУР происходит на основании ранее приобретенных знаний, может привести как к от­крытиям, так и к краху. Интуитивные методы наиболее часто используются при оперативном управлении, когда можно связать решение проблемы с имеющимся ранее опытом ее решения.

В основе решений, базирующихся на суждении лежат знания, осмысленный опыт прошлого и здравый смысл. Способ принятия УР, основанный только на суждении, не очень эффективен, хотя он требует достаточно мало времени и средств на ПРУР. Увеличивается риск упустить хороший результат.

Рациональные решения основаны на методах экономи­ческого анализа, обоснования и оптимизации. Без рацио­нальных решений невозможно разработать эффективную стратегию и тактику управления.

Управленческие решения, зависящие от характера лица, принимающего решения (ЛПР).

Уравновешенные решения принимаются ЛПР, внима­тельно и критически оценивающим свои действия по их разработке и реализации, выбору наиболее эффективно­го УР из множества вариантов на основе критериальных оценок.

Импульсивные решение принимает ЛПР, которое само же предлагает их в неограниченном количестве, но их невозможно детально проверить. Такое решение, как пра­вило, не дает должного эффекта по решению проблемы, а только загоняет ее в тупик. Усугубленная проблема тре­бует значительно больших затрат на ее решение.

Инертные решения — это результат осторожного по­иска, который предусматривает уточнение, перепроверку множества возможных вариантов и последствий их реа­лизации. Эти варианты не всегда содержат новаторские методы решений, оригинальность, ноу-хау, зато они многократно выверены и гарантируют эффективное решение проблемы.

Если ЛПР уверено в себе, не боится трудностей, ко­торые могут появиться в процессе разработки и принятия управленческих решений, оно использует метод риско­ванных решений.

При критическом подходе к ПРУР менеджер очень тщательно оценивает все возможные варианты и выби­рает тот вариант, который гарантирует успешную его ре­ализацию, пусть он не отличается новизной и оригиналь­ностью. Это осторожные решения.

Действенность принимаемого решения зависит от уме­ния ЛПР сочетать указанные методы при выборе крите­риев ПРУР (единоличное или коллективное умение ис­пользовать социально-психологические методы). От это­го во многом зависит взаимопонимание исполнителей и руководителей.

Личность, представляя свое место в организации, вы­полняемую интересную работу, желательное вознаграж­дение, необходимость своей работы, ее престижность, комфортность, социальную защищенность, перспектив­ность, априори готова удовлетворить ожидания органи­зации в ее успешной работе с полной отдачей сил и способностей по достижению поставленных организацией целей.

Ожидания организации от работника (личности) в процессе работы:

— квалификация;

— требуемый результат работы

Ожидания работника от организации:

— место в ней;

— интересная работа;

— перспективы;

— достойное вознаграждение;

— социальная защищенность

Умение руководителя направить групповой потенци­ал на реализацию принятых решений гарантирует дости­жение цели. Формальными группами в организации явля­ются структурные подразделения, а неформальные созда­ются самими членами организации в соответствии со взаимными симпатиями, привычками, интересами и т.п.

Факторы, влияющие на деятельность группы:

— характеристика членов группы (способность чело­века, образование, личность, привычки, предпочтения, увлечения, работоспособность и т.д.);

— характеристика ситуации (задачи, проблемы, цели решаемые группой, ее размер, система распределения воз­награждения в группе и т.д.);

— характеристика взаимоотношений в группе (статус и роли членов группы, влияние друг на друга, симпатии и антипатии между членами группы, нормы поведения, коммуникации).

При разработке и реализации УР менеджер любого уровня должен учитывать, что каждый работник это:

— индивид, имеющий свои характерные особенности;

— специалист, желающий выполнять работу по спе­циальности;

— член группы, играющий в ней определенную роль;

— просто человек, который учится и к чему-то стре­мится.

Основу социальных методов управления в таких груп­пах составляют законы теории организации, теории сис­тем. Иерархические группы (организованные, формализованные) лучше решают детерминированные (опреде­ленные) задачи и хуже — вероятностные (неопределен­ные). В таких группах руководитель (лидер) имеет гораздо больше возможностей компенсировать недостаточную компетентность группы при принятии и разработке УР. Социальная основа УР: личный пример руководителя, его убежденность, умение своевременно поощрить морально работника, побудить коллектив на достижение поставлен­ных целей и реализацию новых управленческих решений.

Весьма важным является характер личности менедже­ра и его стиль руководства — это психологический аспект. Его основные параметры: практический ум, психологи­ческий такт, энергичность, требовательность, критичности инициативность, самостоятельность, общительность, на­стойчивость, работоспособность, умение разбираться в людях, воля, оптимизм, креативность, компетентность, здо­ровый карьеризм, справедливость, стиль работы и др.

Социально-психологическая согласованность интере­сов работника, коллектива и организации обеспечивает успешность разработки, принятия и реализации управ­ленческих решений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.