Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Активизирующие методы

Активизирующие методы включают психологиче­ские методы и методы подключения новых интеллекту­альных источников.

Психологические методы в большей степени основаны на активизации мышления, к ним относятся методы: конференции идей, мозговой атаки, вопросов и ответов «6-5-3».

Методы подключения основаны на приобщении чело­века к коллективному мышлению под надзором высоко­квалифицированного специалиста или искусственного интеллекта. К ним относятся: теоретико-игровой, метод наставничества, работа с консультантами.

Данные методы основаны на стимулировании и акти­визации сознания и подсознания человека.

Сознание — это мышление, отражение действитель­ности, психическая деятельность по отражению действи­тельности. Подсознание — область неясных, не совсем осознанных мыслей, чувств и представлений. Свойство подсознания запоминать огромные массивы информа­ции называется гипермнезей, т.е. сверхпамятью. Именно в подсознании заложены колоссальный опыт, интуиция, основные навыки.

Подсознательное не является центром смысловой де­ятельности, но оказывает влияние на течение смысловых процессов. Философская основа такого подхода была дана 3. Фрейдом.

Психологические методы призваны активизировать в большей мере сознание и насколько возможно — подсоз­нание человека.

Преимущественно на уровне сознания реализуются методы: конференции идей, «6-5-3». Преимущественно на уровне подсознания применяются методы мозговой атаки, вопросов и ответов.

Метод конференции идей используется при проведении обсуждений важных проблем с целью разработки при­емлемых решений. Он основан на стимулировании про­цесса мышления на уровне сознания. Правила использо­вания данного метода:

— запрещается любая критика, в том числе позитивная, и насмешки;

— число участников — 4—12;

— формулируются 2—3 зависимые друг от друга задачи;

— время обсуждения — 30-50 мин.;

— ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных;

— если решение не найдено, то проводятся новые обсуждения поставленных задач не ранее чем через 2-3 дня.

Коллективное мышление в рамках регламентов часто приводит к эффективным, оптимальным и даже к супероптимальным решениям.

Основа метода мозговой атаки — стимулирование мышления на уровне подсознания. Для этой цели на со­вещание специалистов приглашаются психологи, психо­терапевты, гипнотизеры. Работая в одной команде с раз­работчиками решения, они призваны активизировать их подсознание, чтобы получить доступ человека к давно забытой или частично запомненной информации. В па­мяти человека имеется довольно большой массив инфор­мации, находящейся в различной форме готовности к вы­даче. Подсознание является неиссякаемым источником человеческого духа, базой для интуиции и источником неосознанного появления блестящих идей.

Метод вопросов и ответов основан на предварительном составлении руководителем собрания или совещания на­бора вопросов для его участников. Вопросы формиру­ются так, чтобы ответы на них могли выработать новый подход к решению рассматриваемых проблем. Руководи­тель должен иметь навыки психолога и социолога для того, чтобы вопросы могли активизировать подсознание участников совещания.

Правила использования данного метода:

— число участников — 4—12;

— формулируются 2-3 зависимые друг от друга задачи;

— руководитель последовательно задает подготовлен­ные вопросы всем участникам совещания;

— ответы могут быть в устной или письменной форме; в любом случае все ответы должны протоколироваться;

— на совещании не допускаются коллективные обсуждения;

— время совещания — 30—50 мин.;

— окончательную отработку ответов осуществляет' руководитель; он же принимает решения по теме сове­щания;

— если решение не найдено, то проводятся новые со­вещания поставленных задач не ранее чем через 2-3 дня.

Вариант активизирующих вопросов для данного ме­тода:

— Можно ли получить тот же результат, не используя данный продукт?

— Можно ли достичь тех же результатов, вообще не делая этой работы?

— Можно ли сделать продукт или работу более лег­кими?

— Можно ли сделать что-либо для ускорения про­цесса?

— Можно ли сделать это более приятным?

— Можно ли найти непортящуюся или более проч­ную форму?

— Можно ли сделать это более безопасным?

— Можно ли сделать это более полезным?

— Можно ли сделать это более удобным?

— Можно ли сделать это более чистым и аккуратным?

— Можно ли сделать это более надежным?

Метод «6-5-3» используется при разработке решений по важным проблемам. Он основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания. Метод стиму­лирует состязательность и эрудицию разработчиков. Тех­нология реализации данного метода:

1) собирают 6 специалистов;

2) каждый пишет на листе 3 идеи по обсуждаемому заданию (итого 6 листов по три идеи);

3) 6 листов размножают в 5 экземплярах. Автор 3 идей использует свой лист (итого 30 экземпляров плюс 6 эк­земпляров авторских; итого 36 листов);

4) 5 специалистам отдаются листы с идеями других участников. У каждого 6 листов с 3 идеями;

5) по каждому листу другого специалиста придумы­вается еще 3 идеи.

Итого каждый специалист придумывает 18 идей-реше­ний. Всего будет 108 идей. Таким образом, большой на­бор решений позволит выбрать наиболее достойное УР.

Метод наставничества реализует сильный эффект со­четания высокого профессионализма и свежего взгляда на проблему с позиций стороннего наблюдателя. Настав­ником признается специалист, который на практике мо­жет передать ученику свои опыт, знания и методику, а также имеет склонности к самообразованию и повы­шению своего профессионализма.

Метод стимулирует мышление всех участников про­цесса ПРУР. Методика применения данного метода: для решения конкретной проблемы формируется группа, со­стоящая из 6—10 человек. Состав группы включает:

1-2 признанных специалиста в данном направлении;

2—3 — со средним уровнем профессионализма («се­реднячки»);

4—5 начинающих работников в данном направлении («аутсайдеров»).

В такой группе наиболее полно реализуется потреб­ность в самовыражении, самопроявлении, информации и знаниях.

Метод работы с внешними консультантами основан на использовании универсальных подходов консультан­тов и специфического подхода специалистов к пробле­мам своей компании. Работа с внешними консультанта­ми за последние 5—10 лет получила широкое развитие.

Консультант — это знаток передового опыта и мето­дологии, специалист, накопивший навыки решения на практике разнообразных управленческих задач. Он имеет большую практику работы с разными компаниями, руко­водителями и специалистами. Консультанты используют в своей работе достижения статистики, психологии, со­циологии, менеджмента и информационных технологий.

Метод работы с внешними консультантами раскре­пощает специалистов компании, дает им возможность высказать давно назревшие решения и получить незави­симые от руководства компании оценки. Часто наиболее эффективные решения предлагаются именно специали­стами своей компании. Консультант обеспечивает их лишь авторитетной поддержкой.

Управленческое консультирование — один из видов сторонней квалифицированной помощи с целью совер­шенствования и развития систем управления. Результатом является разработка набора решений либо по созданию нового процесса (это развитие), либо по усилению сильных сторон реального процесса и уменьшению слабых (это совершенствование). Этому предшествуют сбор инфор­мации, контроль, исследование и диагностика. За управ­ленческим консультированием следует внедрение кон­кретных мероприятий.

Основные условия эффективного использования дан­ного метода:

— наличие системы наставничества или системы ра­боты с внешними консультантами;

— применение его для ответственных решений, опре­деляющих развитие отраслей, компаний, подразделений компании или судьбу их персонала.

Профессионализм реализации методов подключения новых интеллектуальных источников определяется ква­лификацией наставника или внешнего консультанта.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 5. Анализ альтернатив УР | Экспертные методы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.