Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

АКТИВИЗИРУЮЩИЕ МЕТОДЫ

Читайте также:
  1. II Методы расчета и переоценки ВВП
  2. II. Три точки зрения дизайнера на вещь и методы их реализации
  3. III. Социально-психологические методы.
  4. Административные методы защиты от удаленных атак
  5. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
  6. Административные методы управления.
  7. Активные методы обучения
  8. Активные методы обучения.
  9. Акустические методы
  10. Амортизация основных фондов сущность, нормы, методы, назначение
  11. Аналитические методы

Активизирующие методывключают психологиче­ские методы и методы подключения новых интеллекту­альных источников.

Психологические методыв большей степени основаны на активизации мышления, к ним относятся методы: конференции идей, мозговой атаки, вопросов и ответов «6-5-3».

Методы подключенияоснованы на приобщении чело­века к коллективному мышлению под надзором высоко­квалифицированного специалиста или искусственного интеллекта. К ним относятся: теоретико-игровой, метод наставничества, работа с консультантами.

Данные методы основаны на стимулировании и акти­визации сознания и подсознания человека.

Сознание— это мышление, отражение действитель­ности, психическая деятельность по отражению действи­тельности. Подсознание— область неясных, не совсем осознанных мыслей, чувств и представлений. Свойство подсознания запоминать огромные массивы информа­ции называется гипермнезей, т.е. сверхпамятью. Именно в подсознании заложены колоссальный опыт, интуиция, основные навыки.

Подсознательное не является центром смысловой де­ятельности, но оказывает влияние на течение смысловых процессов. Философская основа такого подхода была дана 3. Фрейдом.

Психологические методыпризваны активизировать в большей мере сознание и насколько возможно — подсоз­нание человека.

Преимущественно на уровне сознания реализуются методы: конференции идей, «6-5-3». Преимущественно на уровне подсознания применяются методы мозговой атаки, вопросов и ответов.

Метод конференции идейиспользуется при проведении обсуждений важных проблем с целью разработки при­емлемых решений. Он основан на стимулировании про­цесса мышления на уровне сознания. Правила использо­вания данного метода:

— запрещается любая критика, в том числе позитивная, и насмешки;

— число участников — 4—12;

— формулируются 2—3 зависимые друг от друга задачи;

— время обсуждения — 30-50 мин.;

— ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных;

— если решение не найдено, то проводятся новые обсуждения поставленных задач не ранее чем через 2-3 дня.

Коллективное мышление в рамках регламентов часто приводит к эффективным, оптимальным и даже к супероптимальным решениям.

Основа метода мозговой атаки— стимулирование мышления на уровне подсознания. Для этой цели на со­вещание специалистов приглашаются психологи, психо­терапевты, гипнотизеры. Работая в одной команде с раз­работчиками решения, они призваны активизировать их подсознание, чтобы получить доступ человека к давно забытой или частично запомненной информации. В па­мяти человека имеется довольно большой массив инфор­мации, находящейся в различной форме готовности к вы­даче. Подсознание является неиссякаемым источником человеческого духа, базой для интуиции и источником неосознанного появления блестящих идей.



Метод вопросов и ответов основан на предварительном составлении руководителем собрания или совещания на­бора вопросов для его участников. Вопросы формиру­ются так, чтобы ответы на них могли выработать новый подход к решению рассматриваемых проблем. Руководи­тель должен иметь навыки психолога и социолога для того, чтобы вопросы могли активизировать подсознание участников совещания.

Правила использования данного метода:

— число участников — 4—12;

— формулируются 2-3 зависимые друг от друга задачи;

— руководитель последовательно задает подготовлен­ные вопросы всем участникам совещания;

— ответы могут быть в устной или письменной форме; в любом случае все ответы должны протоколироваться;

— на совещании не допускаются коллективные обсуждения;

— время совещания — 30—50 мин.;

— окончательную отработку ответов осуществляет' руководитель; он же принимает решения по теме сове­щания;

— если решение не найдено, то проводятся новые со­вещания поставленных задач не ранее чем через 2-3 дня.

Вариант активизирующих вопросов для данного ме­тода:

— Можно ли получить тот же результат, не используя данный продукт?

— Можно ли достичь тех же результатов, вообще не делая этой работы?

— Можно ли сделать продукт или работу более лег­кими?

— Можно ли сделать что-либо для ускорения про­цесса?

— Можно ли сделать это более приятным?

— Можно ли найти непортящуюся или более проч­ную форму?

— Можно ли сделать это более безопасным?

— Можно ли сделать это более полезным?

— Можно ли сделать это более удобным?

— Можно ли сделать это более чистым и аккуратным?

— Можно ли сделать это более надежным?

Метод «6-5-3» используется при разработке решений по важным проблемам. Он основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания. Метод стиму­лирует состязательность и эрудицию разработчиков. Тех­нология реализации данного метода:

1) собирают 6 специалистов;

2) каждый пишет на листе 3 идеи по обсуждаемому заданию (итого 6 листов по три идеи);

3) 6 листов размножают в 5 экземплярах. Автор 3 идей использует свой лист (итого 30 экземпляров плюс 6 эк­земпляров авторских; итого 36 листов);

4) 5 специалистам отдаются листы с идеями других участников. У каждого 6 листов с 3 идеями;

5) по каждому листу другого специалиста придумы­вается еще 3 идеи.

Итого каждый специалист придумывает 18 идей-реше­ний. Всего будет 108 идей. Таким образом, большой на­бор решений позволит выбрать наиболее достойное УР.

Метод наставничества реализует сильный эффект со­четания высокого профессионализма и свежего взгляда на проблему с позиций стороннего наблюдателя. Настав­ником признается специалист, который на практике мо­жет передать ученику свои опыт, знания и методику, а также имеет склонности к самообразованию и повы­шению своего профессионализма.

Метод стимулирует мышление всех участников про­цесса ПРУР. Методика применения данного метода: для решения конкретной проблемы формируется группа, со­стоящая из 6—10 человек. Состав группы включает:

1-2 признанных специалиста в данном направлении;

2—3 — со средним уровнем профессионализма («се­реднячки»);

4—5 начинающих работников в данном направлении («аутсайдеров»).

В такой группе наиболее полно реализуется потреб­ность в самовыражении, самопроявлении, информации и знаниях.

Метод работы с внешними консультантамиоснован на использовании универсальных подходов консультан­тов и специфического подхода специалистов к пробле­мам своей компании. Работа с внешними консультанта­ми за последние 5—10 лет получила широкое развитие.

Консультант — это знаток передового опыта и мето­дологии, специалист, накопивший навыки решения на практике разнообразных управленческих задач. Он имеет большую практику работы с разными компаниями, руко­водителями и специалистами. Консультанты используют в своей работе достижения статистики, психологии, со­циологии, менеджмента и информационных технологий.

Метод работы с внешними консультантами раскре­пощает специалистов компании, дает им возможность высказать давно назревшие решения и получить незави­симые от руководства компании оценки. Часто наиболее эффективные решения предлагаются именно специали­стами своей компании. Консультант обеспечивает их лишь авторитетной поддержкой.

Управленческое консультирование — один из видов сторонней квалифицированной помощи с целью совер­шенствования и развития систем управления. Результатом является разработка набора решений либо по созданию нового процесса (это развитие), либо по усилению сильных сторон реального процесса и уменьшению слабых (это совершенствование). Этому предшествуют сбор инфор­мации, контроль, исследование и диагностика. За управ­ленческим консультированием следует внедрение кон­кретных мероприятий.

Основные условия эффективного использования дан­ного метода:

— наличие системы наставничества или системы ра­боты с внешними консультантами;

— применение его для ответственных решений, опре­деляющих развитие отраслей, компаний, подразделений компании или судьбу их персонала.

Профессионализм реализации методов подключения новых интеллектуальных источников определяется ква­лификацией наставника или внешнего консультанта.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| АКТИВИЗИРУЮЩИЕ МЕТОДЫ

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 179; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.2.110
Генерация страницы за: 0.008 сек.