КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа над образом героя эпического произведения
Работа над эпизодом (сценой) эпического произведения Для уяснения сюжета и композиции произведения важен анализ эпизода. В средних классах нужно уделять внимание событийной стороне, в старших — героям и авторской позиции. Здесь также важно помнить о целостности. Планируя анализ эпизода, учитель должен следовать некоторым методическим рекомендациям:
«Как эпизод включен в сюжет? «Как в эпизоде раскрываются характеры героев?» «Какие проблемы обозначены или разрешаются в эпизоде?
Анализируя эпизод эпического произведения необходимо дать общую характеристику произведения, отметить общие принципы построения его художественной системы, обозначить место эпизода в композиции произведения, в развитии сюжета, отметить, функции эпизода в художественной системе произведения (прояснение той или иной мысли автора, раскрытие характеров действующих лиц, создание определенного настроения у читателя), исследовать место и время действия, способ организации текста (диалог, монолог, их функция), проследить, как раскрываются характеры действующих лиц в эпизоде. 1. Анализируя образ героя в младших классах, необходимо постоянно обращаться к первоначальным читательским впечатлениям о персонаже. В старших классах важно исследовать мировоззрение и психологию героя. 2. Одно из направлений анализа образа - сопоставление персонажа с другим действующим лицом в аналогичной ситуации. Задача учителя - формировать у учащихся представление о том, что герой — это не реальный человек, а образ, созданный фантазией художника. 3. Раскрывать авторскую позицию по отношению к персонажу, 4. Проводить обобщение. Составляя характеристику художественного образа или персонажа, необходимо определить место персонажа в системе образов произведения, составить его социальную характеристику (социальное и материальное положение (обстановка в которой живёт герой), отметить особенности мировосприятия и мировоззрения, круг интересов, привычек и склонностей, характер деятельности и основные жизненные устремления, отношения к окружающим и влияние на окружение, авторское отношение к персонажу). Анализ образа литературного персонажа предполагает исследование особенностей его речи и внешности, определение формы портретной характеристики (портретное описание; портрет-сравнение; портрет-впечатление), фактов биографии, подоплёки поступков героя, характеристик, которые дают ему другие персонажи.
Проиллюстрируем некоторые особенности анализа эпического произведения на примере урока по рассказу Д. Лондона «Любовь к жизни». На данную тему в шестом классе по программе Г. С. Меркина отведено 2 часа. Первый урок. С творчеством Д. Лондона учащиеся знакомятся в пятом классе, поэтому в начале урока целесообразно предложить вопросы, позволяющие учащимся вспомнить ранее известные биографические сведения об авторе и содержание рассказа «Сказание о Кише». Необходимо сделать акцент на характеристике качеств характера героя этого произведения.
Задание на дом. Учащиеся первой группы выписывают из текста словосочетания, характеризующие место действия; учащиеся второй группы чертят маршрут героя, указывают хронологию событий, отмечая наиболее важные из них. Второй урок. Цель уроков: на основании сопоставления эпизодов рассказа, сравнить героев, дать им характеристику, определив авторскую позицию; - формирование умения воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), выделяя смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного; развитие образного и аналитического мышления, устной и письменной речи учащихся; воспитание альтруизма, формирование активной жизненной позиции. Тип: урок художественного восприятия произведений и углубленной работы над текстом. Методы: репродуктивный, эвристический. Приёмы: рассказ учителя о значимых фактах биографии Д. Лондона, выдвижение учителем проблемы для всего класса;обучение учащихся анализу текста художественного произведения: анализу эпизода, нескольких взаимосвязанных эпизодов целого произведения, образов героев, языка, композиции произведения. Виды деятельности учащихся: анализ части, эпизода изучаемого произведения; пересказ как прием анализа композиции, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, составление плана к своему развернутому ответу. Оборудование: репродукции картин Р. Кента, «Вид с Лисьего острова зимой» (1919), «Лето» (1919), «Аляска. Зима» (1919). Есть полотна, в которых художник любуется экзотической красотой природы Аляски: «Медвежий ледник» (1919), «Замёрзший водопад. Аляска» (1919), книжная выставка. План урока:
-вступительное слово учителя (фрагмент биографии, связанный с пребыванием Д. Лондона на Аляске); - анализ рассказа
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |