КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изучение сказки, басни, былины, рассказа, повести, романа
Наиболее распространёнными формами работы по изучению сказки являются следующие: 1. Художественное рассказывание, близкое к тексту, с сохранением не только смысла, но и поэтической формы сказки, присущих ей лексики и синтаксиса. 2. Чтение учениками, комментарии непонятных слов и выражений. 3. Беседа о героях сказки и об идейной ее направленности. 4. Выявление особенностей сказки. Элемент фантастического в соединении с жизненной правдой, гиперболизм, повторения, постоянные эпитеты и т. п. 5. Подготовка к рассказыванию сказки с сохранением обычных для сказок выражений «В некотором царстве, в некотором государстве...»; «ни в сказке сказать, ни пером описать»; «как сказано, так и сделано» и т. п. Изучение былины можно организовать следующим образом: 1. Вступительное слово учителя (историческая основа былины, указание на то, что в произведениях устного народного творчества не являются исторически достоверными). 2. Чтение былины учителем, прослушивание в записи. 3. Чтение былины учениками. Выявление лексического значения непонятных слов. 4. Анализ идейного содержания и жанровых особенностей былины. Воплощение в лице героя богатыря мечты о лучших человеческих качествах, об идеале человека. 5. Обращение к литературным произведениям, в которых нашёл отражение образ былинного богатыря. 6. Выразительное чтение былины. Анализируя новеллу, важно иметь в виду следующие особенности развития конфликта в новелле: 1) противоречия определенны и проявлены; 2) противоречия должны и могут быть разрешены по ходу развития действия; 3) герои стремятся к разрешению конфликта. Необходимо также обратить внимание школьников на острый сжатый сюжет, быстрое развитие и концентрированность действия, развязку, позволяющую осмыслить изображённую в произведении жизненную ситуацию, небольшое количество персонажей, отсутствие побочных сюжетных линий, авторских отступлений; описаний прошлого героев, минимальные психологические мотивировки. В центре внимания на уроке должен быть внешний конфликт, столкновение противоречий в завязке, развитие действия, кульминация, стремительное разрешение. Анализируя басню, необходимо иметь в виду следующие особенности жанра:
Основными направлениями работы над басней могут быть следующие: 1. Составление композиционного плана. 2. Выявление идеи. 3. Формирование первоначальных понятий о художественном обобщении, типическом характере. 4. Определение особенностей речи героев. Выявление характеров персонажей. Фонетическая сторона произведения: благозвучие, выразительность. 5. Чтение по ролям. В ходе анализа рассказа необходимо обращать внимание на детали-символы в описании пейзажа, портрета, интерьера. Такое исследование предполагает сотворчество, домысливание. Также необходимо иметь в виду ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героя в данный момент. Комментируя рассказ, следует особое внимание обращать на концовку, отмечая характер сюжетной развязки, либо эмоциональное звучание финала, либо его «открытость». Анализ рассказа может быть построен по таким направлениям:
Отметим некоторые общие положения, которые необходимо учитывать в ходеанализа повести.
Анализируя роман, важно определить, к какому из двух типов он относится – роману-эпопее, авантюрному роману и сделать акцент на особенностях жанра:
Комментируя идею произведения, объединяющую все художественные компоненты текста, необходимо определить:
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |