КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы ситуаций общения
· официальные социальные события; · личностное взаимодействие с друзьями или родственниками; · случайные эпизодические встречи со знакомыми; · формальные контакты (на службе, в магазинах и т.п.); · асимметричные взаимодействия (напpимеp: обучение, руководство); · конфликт и пеpеговоpы; · групповая дискуссия. Основные потребности общения: · решение предметных задач деятельности; · аффиляция (стpемление к пpинятию, стpах отвеpжения); · демонстpация «Я»; · пpестиж; · доминиpование; · подчинение дpугому; · безопасность; · чувство одиночества; · покровительство, забота о другом; · помощь; · познание; · красота; · любовь; · ненависть; · секс. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. Виды общения: 1. Социально-оpиентиpованное (массовое); 2. Групповое, пpедметно-оpиентиpованное (групповое); 3. Личностно-оpиентиpованное (межличностное): доверительное; конфликтное; деловое и личное; официальное и неофициальное; 4. Внутpиличностное (интpапеpсональное). По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (о6мен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его, возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-либо сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность. Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности. По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями. Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социологическое общение преследует цели расширения укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить под" видов биологических и социальных потребностей. По средствам общение может быть непосредственным и опосредствоваванным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.д.). Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга. Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях). Человек отличается от животных наличием у него особой, жизненно важной потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми. Типы межличностного общения В социальной психологии выделяют три типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и идеологическое. Императивное общение - это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, "страдательной" стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения -принуждение партнера - не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Можно указать ряд сфер деятельности, где достаточно эффективно использование императивного общения. К таким сферам относятся: военные уставные отношения, отношения "начальник - подчиненный" в экстремальных условиях, работа при чрезвычайных обстоятельствах. Но можно выделить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений. Манипулятивное общение - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Как и императив, манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой "разрешенной манипуляции" является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа общения стала концепция общения, развитая Дейлом Карнеги и его последователями. Широко распространен манипулятивный стиль общения и в области пропаганды. Диалогическое общение - это равноправное субъект- субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений: 1. Наличие психологического настроя на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние (следование принципу "здесь и теперь"). 2. Использование безоценочного восприятия личности партнера, апроприорная установка на доверие к его намерениям. 3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения. 4. Содержания общения должны включать проблемы и нерешенные вопросы (про" блематизация содержания общения). 5. Следует персонифицировать общение, т.е. вести разговор от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представлять свои истинные чувства и желания. Диалогическое (гуманистическое) общение позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста. Социально-психологическая структура общения включает три стороны общения: А) коммуникативную; В) интерактивную; С) перцептивную; Коммуникация заключается в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона общения проявляется в организации взаимодействия между участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями. Перцептивная сторона общения представляет собой процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними. Отдельный круг задач связан с решением вопросов о средствах и механизмах воздействия людей друг на друга в условиях их совместных действий. К таким механизмам в социальной психологии традиционно относят: психическое заражение, внушение и подражание. А) ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ. Говоря о коммуникации, мы, прежде всего, имеем в виду обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Если все это можно рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Основная цель информационного обмена в общении - выработка, общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для межличностного общения характерен механизм обратной связи. Содержание данного механизма состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержательных аспектов, информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора. Выделяют прямую и косвенную обратную связь. Косвенная обратная связь - это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации. Для этого обычно используются различные риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции. В данном случае коммуникатор должен сам догадываться, что именно хотел сказать ему партнер по общению, какова же на самом деле его реакция и его отношение к коммуникатору. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпритация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту. Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте и от отношения к нему, а также от всей ситуации в которой протекает общение. Во-вторых, посланное им сообщение не остается неизменным - оно трансформируется, изменяется под влянием индивидуально-психологических особенностей личности реципиента, а также отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровнях. На основном, вербальном уровне в качестве передачи информации используется человеческая речь. Однако в общении, помимо этого универсального знакового средства, включены и другие знаковые системы, называемые, в целом, невербальной коммуникацией. Прежде всего отметим роль оптико-кинестической и акустической систем. К оптико-кинестической относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека - жесты, мимика, позы, походка и т.д. Сюда же входит такая специфическая форма человеческого общения, как контакт глаз. К акустической системе относится качество голоса коммуникатора (тембр, высота, громкость), интонация, темп речи, фразовые и логические ударения, предпочитаемые им. Не меньшее значение имеют и разнообразные вкрапления в речь - паузы, покашливания, смех и др. Среди невербальных систем большую роль играет также организация пространства и времени коммуникативного процесса. Так, например, размещение партнеров лицом к лицу способствует возникновению контакта, а окрик в спину вызовет скорее всего негативную защитную реакцию человека. Должное внимание следует уделить также таким коммуникативным навыкам, как нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание - или внимательное молчание - применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формируется говорящим, а также тогда, когда цель общения со стороны говорящего - "излияние души", эмоциональная разрядка. Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (перефраз), резюмирование и изложение промежуточных выводов по ходу беседы. Невербальные средства общения. Необходимы для того, чтобы: 1) создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения; 2) придавать новые смысловые оттенки словесному тесту, направлять истолкование слов в нужную сторону; 3) выражать эмоции, оттенки, принятую роль, смысл ситуации. Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать значения слов (за исключением языка глухонемых). Они тонко скоординированы как между собой, так и со словами в целом. Выделяют следующие Виды невербальных средств общения: 1. Визуальные: - кинесика - движения рук, головы, ног, туловища, походка; - выражение лица, выражение глаз; - позы - осанка, посадка головы; - направление взгляда, визуальные контакты, - кожные реакции: покраснение, побледнение, вспотение; - проксемика (пространственная и временная организация общения) - расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство; - вспомогательные средства общения - подчеркивание или скрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы); средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках). 2. Акустические: - паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность) - громкость, тембр, ритм, высота звука; экстралингвические - речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье. 3. Тактильные: - такесика - прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй. 4. Ольфакторные: - приятные и неприятные запахи окружающей среды; - естественный и искусственный запахи человека. На невербальные средства общения накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить также, как и словесный. В) ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Интерактивная сторона общения включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Под взаимодействием обычно понимается не только обмен знаками, но и организация совместных действий, позволяющих группе реализовать общую деятельность. Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех аспектов межличностного общения, которые связаны, прежде всего, с взаимодействием людей. В ходе общения его участникам можно не только обмениваться информацией, но и организовывать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий. Основными типами взаимодействия людей являются: - кооперация, - конкуренция, - конфронтация, - координация, - конформность, - копромисс, - уход. С) КАК ПОЗНАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА (перцептивная сторона общения). Рассмотрим на примере, как в общем виде разворачивается процесс восприятия одним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого). В наблюдаемом нам доступны для восприятия лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативными являются внешний облик (физические качества плюс оформление внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти качества, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера по общению. Сумма свойств, приписанных наблюдаемому, в свою очередь, дает человеку возможность сформировать определенное отношение к нему (это чаще всего носит эмоциональный характер и располагается в пределах континуума "нравится - не нравится"). Перечисленные выше феномены принято относить к социальной перцепции. Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. В ней обязательно присутствует оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. На основе внешней стороны поведения мы как бы "читаем" внутренний мир человека, пытаемся понять его и выработать собственное эмоциональное отношение к воспринятому. В целом в ходе социальной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения. Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешневоспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу. К механизмам межличностной перцепции относят механизмы: 1) познания и понимания людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция); 2) познания самого себя (рефлексия) в процессе общения; 3) прогнозирования поведения партнера по общению (каузальная атрибуция). Идентификация — это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить самого себя на место партнера по общению. То есть происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим познаются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Эмпатия — это эмоциональное вчуствование или сопереживание другому. Через эмоциональный отклик мы понимаем внутреннее состояние другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе, как одно и тоже событие будет воспринято разными людьми, и чем лучше он способен понять право на существование этих разных точек зрения. Аттракция ( дословно — привлечение) — представляет собой форму познания другого человека, основании устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения. Рефлексия — это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека предсталять то, как он воспринимается партнером по общению. Каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция — стремление к выяснению причин поведения субъекта). Исследования показывают, что у каждого человека есть свои "излюбленные" схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения: 1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку; 2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками виновного; 3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину). Создание правильного представления о другом человеке требует длительных повторных контактов и значительных усилий интеллекта, интуиции и чувств. Поэтому глубоко разбираться мы можем, как правило, лишь в небольшом количестве наиболее близких нам лиц. В среднем - это семь-восемь человек. При кратковременных контактах обычно опираются на сложившиеся эталоны восприятия. Отождествляя собеседника с определенным эталоном, на основе некоторых общих признаков, мы приписываем ему одновременно и множество других черт, которые, по нашему опыту, обычно встречаются у людей такого типа. Эффект проекции - когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному - свои недостатки, т. е. наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко представлены у нас самих. Эффект средней ошибки - тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего. Эффект ореола - когда человека начинают считать выдающимся во всех отношениях после первой удачи или, наоборот, считать ущербным во всех отношениях после неудачи. Эффект порядка - когда при противоречивой после первой встречи информации о человеке больший вес придается данным, полученным вначале (при общении со старыми знакомыми, наоборот, больше доверяем последним сведениям). Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема "запускается" определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности и отношения к наблюдателю. Фактор превосходства — запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру — уму, росту, материальному положению или какому-то другому). Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке. Фактор привлекательности — обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая в данном случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам. Фактор отношения к наблюдателю — регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям. На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Наиболее известны этнические стереотипы — образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, характерные для нашей культуры). Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент "грубой настройки", позволяющий человеку "экономить" психологические ресурсы. Они имеют свою "разрешенную" сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 9934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |