Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Особенности общения военнослужащих и пути повышения его эффективности

«Хочешь быть умным? Научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить тогда, когда нечего сказать»

/ И. Лафатер /

Общение военнослужащих имеет свои особенности. Причина их своеобразия лежит в сложных, зачастую экстремальных и смертельно опасных условиях воинского труда. Именно она заставляет в мирное время, а тем более в военное время строго регламентировать служебные формы общения. Наиболее заметна их специфика в процессе взаимодействия начальников и подчинённых. Важнейшая характеристика поведения военнослужащего в общении это описание его индивидуального стиля общения, т.е. относительно устойчивой личностно-своеобразной системы средств и способов решения задач коммуникации и межличностного взаимодействия.

В целом, все трудности или барьеры общения можно подразделить:

1. Неумение наладить контакт.

2. Непонимание внутренней психологической позиции собеседника.

3. Сложности в управлении общением при обучении.

4. Неумение выстаивать взаимоотношения и пеpестpаивать их в зависимости от задач взаимодействия.

5. Трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к излагаемой информации.

6. Сложности в управлении собственным психическим состоянием в общении.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологическими развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращаете в личность.

Психическое развитие ребенка начинаете с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретаете основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей.

По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а в процессе научения - пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается инструментальная сторона общения.

Дальнейшее развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.

В процессе коммуникации могут возникать различные преграды, связанные с непониманием. Преградой для понимания может служить характер восприятия партнеров по общению, обусловленный их личностными установками. Существенной преградой являются также смысловые барьеры, связанные с различием смыслов, вкладываемых разными людьми в одни и те же слова, символы (вербальные и невербальные атрибуты общения).

Хотя словесные символы являются основными для передачи идей, важную роль в общении выполняют невербальные символы, к которым относятся мимика, жесты, взгляды, расстояние до партнера и т. д. Неодинаковые их прочтения разными людьми могут создавать проблемы в общении.

Непонимание между людьми возникает также из-за наличия плохой обратной связи, которая позволяет определить, действительно ли Ваше сообщение истолковано в том смысле, который Вы в него первоначально вкладывали.

Значительным препятствием в общении могут быть определенные личностные особенности. Например, неуверенным в себе людям часто недостает базовых коммуникативных умений и навыков. К таким навыкам относятся навыки активного слушания (сосредоточенного на партнере).

В качестве вспомогательных средств центрированной на партнере коммуникации выступают пересказ и вербализация.

Пересказ - это повторение рационального содержания высказывания своими словами. Это одна из самых простых форм обратной связи, позволяющая полностью понимать высказывание в том смысле, который в него вкладывает говорящий.

Вербализация - это повторение слушающим эмоционального содержания высказывания говорящего своими словами. Если мы слышим в разговоре, что нашего партнера переполняют чувства, и не поможем ему в дальнейшем выражать их открыто, то он перейдет на обычный и общепринятый стиль общения - "рационально-профессиональные рельсы".

В поведенческой психологии был разработан ряд продуктивных способов повышения эффективности коммуникации. Можно указать ряд типичных ошибок слушания и речевого поведения:

Ошибки слушания собеседника:

- отсутствие внимания, восприятие намеков как конкретные высказывания и дополнение их домыслами

- правильное восприятие, но ложная интерпретация

- ложное восприятие рационального содержания информации

- ложное восприятие эмоционального содержания формации

Ошибки речевого поведения:

- неясные по содержанию и форме высказывания

Коммуникация протекает наиболее успешно, если партнеры находятся в сходных психологических состояниях, в своеобразном психологическом резонансе. Такое состояние легко диагностировать по простым поведенческим проявлениям: Вам пришла в голову какая-либо мысль, а Ваш партнер говорит Вам об этом, или наоборот.

80% успеха в общении обеспечивает хорошо развитая психологическая наблюдательность. Для эффективного общения необходимо хорошо ориентироваться в ролях, состояниях, свойствах личности и намерениях собеседника. Источником информации о них служат внешность партнера по общению, его речь, поступки и, особенно, невербальное поведение.

Межличностное общение военнослужащих в воинском коллективе играет большую роль в его сплочении, организованности, повышении боевой готовности, в укреплении дисциплины.

На эффективность деятельности воинов зримо отражается психологический аспект взаимоотношений. Внутреннее отношение солдата, например, к своему командиру является важным показателем его отношения к службе. Если по каким-либо причинам субъективное отношение к начальнику отрицательное, подчинение, как правило, становится вынужденным, а служба – морально и психологически тягостной. Это приводит порой на внутреннем уровне – к психическим заболеваниям, нервозам, стрессам, что непременно сказывается как на физиологическое, так и на психическое здоровье подчиненного. Во внешнем проявлении неприязнь к тому, что делает человек приводит к различного рода конфликтам. И наоборот, любовь и уважение подчиненного к своему начальнику является благоприятной психологической почвой, на которой у него быстрее формируются необходимые морально-боевые, профессиональные качества, а это значит, что у него будет успешнее протекать служба, подчинение станет естественным и будет во многом источником удовлетворения, проявления положительных эмоций, чувств и переживаний.

Специфика воинской деятельности порождает особую структуру межличностных взаимоотношений в воинских коллективах. В ней различают отношения субординации, координации и сотрудничества.

Каждая подструктура межличностного общения имеет влияние на реальные отношения. В соответствии с психологическим содержанием общения между военнослужащими принято выделять общение, как соответствующее, или несоответствующее уставом, а порой противоречащее уставным нормам. В тех случаях, когда межличностное общение не полностью отвечает уставным нормам, взаимоотношения выступают в качестве условий, способствующих совершению воинских проступков, развитию отрицательных качеств личности военнослужащих. Поэтому, каждый командир, воспитатель, а также юрист, переводчик или журналист, имеющий в подчинении людей, обязан устанавливать, формировать в воинском коллективе правильные, психологически благоприятные, устойчивые взаимоотношения.

Исходя из природы Вооруженных Сил РФ и их специфики, воинские уставы определяют следующие принципы взаимоотношений военнослужащих:

- принцип единоначалия и строгой субординации;

- принцип гуманизма;

- принцип коллективизма.

Первый принцип изложен в основных требованиях к военнослужащим, в делении их на начальников и подчиненных, старших и младших; в четком определении их прав и обязанностей; в присвоении начальникам права приказывать и обязанности подчиненных точно и беспрекословно выполнять приказы и распоряжения начальников, оказывать им и старшим по званию уважение, строго соблюдать правила воинской вежливости и отдания чести. Уставы таким образом, предопределяют особенности межличностного общения во взаимоотношениях между «ведущими» и «ведомыми», т.е. начальниками и подчиненными, старшими и младшими.

Субординация в свою очередь предполагает истинную человечность в отношениях между теми, кто командует, и теми, кто обязан повиноваться. Это означает, что межличностное общение начальника с подчиненными должно строиться на принципах гуманизма. Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) прежде всего означает «человечность» человека; любовь к людям, высокий уровень психической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном счете понятие гуманизма оформляется как система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности. Исходя из принципа гуманизма, межличностное общение начальника с подчиненным должно быть чутким, отзывчивым, терпимым и доброжелательным.

Особая роль в межличностных взаимоотношениях и профессиональном общении начальника с подчиненными отводится принципу коллективизма. Он рассказывает особый характер взаимоотношений в «микросоциуме» (учебной группе, боевом расчете, строевом отделении и т.д.), который подразумевает взаимопомощь, взаимозаменяемость, взаимоподдержку. Уставы ВС РФ обязывают военнослужащих дорожить товариществом, помогать коллегам словом и делом, удерживать их от недостойных поступков, и не щадя своей жизни выручать их из опасности.

Между начальниками и подчиненными исключительно важно взаимное доверие. Доверие, с точки психологической, можно охарактеризовать как состояние, которое возникает у человека, когда он верит (отсюда термин «доверие»), что его понимают. Доверительное взаимоотношение между «ведущими» (начальниками, командирами, педагогами) и «ведомыми» (подчиненными, обучаемыми, воспитуемыми) значительно повышают эффективность деятельности, как первых, так и вторых, т.е. подчиненных.

Морально-психологическая зависимость доверия еще состоит и в том, что оно вызывает у воина стремление оправдать его, повышает чувство собственного достоинства, стимулирует и мотивирует личность к самосовершенствованию, порой становится решающим фактором перевоспитания отдельных военнослужащих. Доверие не имеет ничего общего с попустительством военнослужащих, недобросовестностью относящихся к ратному труду, имеющим низкие моральные качества.

Недоверие начальника к подчиненным проявляется в излишней опеке подчиненных при выполнении ими своих обязанностей по службе, в игнорировании нижестоящих начальников, в ущемлении их прав, в отдаче приказаний «через голову» и т.п.

Важнейшим условием создания доверительных отношений между начальником и подчиненными является доброжелательность руководителя. Именно это личностное свойство лидера, его проста и доступность способны сформулировать у подчиненных положительное отношение к службе и уважение к старшим. Напротив же, недоброжелательность к подчиненным резко снижает эффективность воспитательных воздействий начальника.

Доброжелательность руководителя иногда отождествляется со снисходительностью. Однако, эти понятия, по существу, полярны. Если первая возвышает, то вторая, выражая собой как бы милость, одолжение, оскорбляет чувства собственного достоинства и честь воина.

В отношении начальника к подчиненным недопустимо высокомерие, которое может проявляться в различных формах – от равнодушия к человеческим стремлениям и нуждам до пренебрежения ими. Внешне это выражается в манере и тоне разговора с людьми, в подчеркивании своего служебного, а иногда и личностного превосходства.

 

ВЫВОДЫ:

1. Общение является необходимым условием жизнедеятельности индивида и представляет собой сложный и многоплановый процесс становления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности, включающей в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия другого человека.

2. Общение имеет огромное значение в информировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к изучению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

3. В структурном плане общение включает: содержание, цель, средства, виды и основные функции. Основными сторонами общения являются: коммуникативная (обмен информацией), интерактивная (взаимодействие), перцептивная (взаимовосприятие). Общение оказывает значительное влияние на психическое развитие личности и формирует человека практически на всех этапах социализации.

4. Межличностное общение военнослужащих имеет свои особенности. Они продиктованы спецификой профессиональной деятельности офицера (военного юриста). На профессиональное общение военнослужащего оказывает влияние; субординация во взаимоотношениях между начальниками и подчиненными; ярко выраженное коллективистское начало в межличностных взаимоотношениях; коммуникативная культура личности руководителя, позволяющая высоко профессионально и компетентно устанавливать взаимоотношения с подчиненными.

5. Эффективность общения является необходимым условием эффективности совместной воинской деятельности и межличностных отношений в коллективе. Развитие общения военнослужащих - это процесс изменения мотивов, целей, средств и способов общения, приводящий к повышению уровня взаимопонимания общающихся, что обеспечивает оптимизацию их взаимоотношений и лучшую сработанность в деятельности.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается сущность общения?

2. Назовите функции общения.

3. В чем заключается коммуникативная сторона общения?

4. Назовите основные барьеры коммуникации.

5. Что относится к невербальным средствам общения?

6. Что такое эффекты восприятия?

7. Назовите особенности общения военнослужащих.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы ситуаций общения | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 8159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.