Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы изучения основ теории литературы и эстетики в современной методике преподавания литературы




Реальное состояние школьного преподавания литературы в 50— 80-е гг. XX в. показало, что важнейший принцип изучения худо­жественного произведения в единстве формы и содержания зача­стую лишь декларировался на бумаге.

В школьной практике стал преобладать социально-генетический подход к изучению литературы. Не слу­чайно в этот период появился целый ряд методических работ, специально посвященных анализу языка и стиля писателя.

Н.И. Кудряшев опровергает мнение о том, что теоретические и историко-литератур­ные знания мешают чистоте и глубине художественного воспри­ятия. Сознание человека едино, процессы художественного и научного освоения мира взаимосвязаны. У роки изучения теории и истории литературы выделяются в отдельный тип.

М.Г. Качурин полагал, что теоретические понятия являются составной частью школьного курса литературы и образуют как бы его научный каркас. В средних классах работа с теоретическими понятиями идет в единстве чтения, анализа и теоре­тических обобщений. В старших классах первостепенным стано­вится исторический аспект изучения научных понятий. М.Г. Качурин отмечает, что «необходимо последовательно раскрывать связи истории и теории в каждом понятии».

Г.И. Беленький во главу угла работы по теории литературы ставит вопрос об образном отражении жизни, о художественном образе. Сохраняют актуаль­ность высказывания методиста о постановке теоретико-литературных задач на год, на цикл уроков, даже на отдельный урок, лекцию, беседу по теоретическим проблемам литературы; о концептуальном изучении художественных произведений и творчества писателя в целом.

С точки зрения О.Ю. Богдановой в основе системного концептуального изучения литературы лежит углубление связей между не­посредственным личностным восприятием произведения, его изучением и владением системой теоретико-литературных поня­тий. В ходе анализа художественного произведения школь­ники переходят от художественной конкретности произведения к обобщениям различного характера и уровня, в том числе к обоб­щениям теоретико-литературного плана.

А. В. Дановский обосновал концепцию системно-функционального формирования теоретико-литературных понятий в школе. У словно выделены четыре сквозные философско-эстетические и теоретико-литературные темы (проблемы): нравственно-эстетические отношения искусства к действительности; взаимодействия мировоззрения и творчества писателя; взаимосвязь литературного направления, ху­дожественного метода и стиля; взаимодействия литературной критики с общественными движениями и историко-литературным процессом. С.А. Леонов рекомендует разнообразные виды речевой деятельности: составление литературоведческого словаря, создание словарной статьи, подготовка устного рассказа о термине, анализ текста-образца теоретико-литературной статьи учебника, ее пересказ, обогащенный выводами собственных на­блюдений над художественным текстом, доклад по одной из проблем теории литературы (например, «Символ в произведении», «Рассказ и новелла»), литературоведческий брифинг.

Анализ современного состояния преподавания литературы показывает, что ученые-методисты, учителя-практики опираются либо на принципы филологического изучения литературы, либо на традиции этико-эстетического (воспитательного) направления в преподавании литературы. В практике литературного образова­ния можно выделить несколько подходов к изучению литературного произведения:

· проблемно-тематическое изучение художественного произве­дения, предполагающее рассмотрение в первую очередь проблематики произведения. Опыты такого анализа представлены в работах и ученых-методистов (ВТ. Маранцмана, Т.В. Чирковской, А.В. Дановского, М.Г. Качурина и др.), и учителей-практиков (например, в книгах Е.Н. Ильина);

· историко-теоретический подход, который находит отражение прежде всего в авторских программах, нацеливающих на систематическое изучение теории литературы (например, программа Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко);

· изучение поэтики художественного произведения. По мнению современных исследователей В.А. Кан-Калика и В.И. Хазана, «при отрыве содержания от формы искусство слова превращается, с одной стороны, в иллюстрированное обществоведение, а с другой — в механический набор эпитетов и олицетворений». Р ечь идет о необходимости целенаправленного, систематического изучения категорий и понятий:

· широкий филологический подход, который прежде всего реализуется в программах интегрированных курсов словесности (А.И. Горшкова, СИ. Львовой, Н.М. Шанского и некоторых других), что позволяет говорить о возрождении лучших методических традиций, идущих от Ф.И. Буслаева;

· социологический подход, еще достаточно распространенный в практике учителей-словесников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.