КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деталь,символ, подтекст, психологизм, народность, историзм
Вопросы теории литературы в Обязательном минимуме содержания образовательных программ. В обязательном минимуме четко определен круг теоретико-литературных понятий. Их число увеличено более чем в два раза. Основные термины и теоретико-литературные понятия. 5 – 9 классы. Художественная литература как искусство слова, художественный образ, фольклор, жанры фольклора, литературные роды и жанры, основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление, конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой, язык художественного произведения, изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, им, рифма, строфа. На первом этапе (5-6 классы) происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса) Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5—6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. На втором этапе (7—8 классы) важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. 9 класс готовит учеников к историко-литературному курсу старших классов. Теория литературы в 9 классе помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Усложняются понятия о структуре произведения (фантастическое и реальное, антитеза в композиции, реминисценции и заимствования, пародии, средства создания образа в литературе и кино и т. д.), о стихотворной речи (акцентный стих, пиррихий, спондей и проч.), о национальном и индивидуальном началах в художественном стиле. Основные теоретико-литературные понятия для 10 – 11 классов. Художественная литература как искусство слова, художественный образ, х удожественное время и пространство, с одержание и форма, поэтика, а вторский замысел и его воплощение, художественный вымысел, фантастика, и сторико-литературный процесс, литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм, модернизм и постмодернизм, основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX—XX вв., л итературные роды: эпос, лирика, драма, жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. Авторская позиция, пафос, тема, идея, проблематика, сюжет, фабула, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, лирическое отступление, к онфликт, автор-повествователь, образ автора, персонаж, характе,. тип, л ирический герой, система образов. Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь, сказ. Трагическое и комическое, сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск. Язык художественного произведения, изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, звукопись: аллитерация, ассонанс, гипербола. аллегория. С тиль, п роза и поэзия, системы стихосложения, стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник, акцентный стих, белый стих, верлибр, ритм, рифма, строфа, литературная критика. Преемственность содержания образования на заключительном этапе общего образования осуществляется путем поэтапного формирования специальных и общих учебных умений и навыков. От класса к классу учащиеся должны получить развернутые сведения об отдельных периодах развития литературы, сформировать представления о литературных направлениях и литературной борьбе в XIX веке, познакомиться с некоторыми фактами из истории русской критики. Сравнение данных таблицы поможет получить представление о том, как реализованы установки Обязательного минимума в современных программах по литературе.
5. Разновидности речевой деятельности старшеклассников при изучении теории литературы: Составление литературоведческого словаря (тематический способ). Создание словарной статьи, подготовка устного рассказа о термине. Доклад по одной из проблем теории литературы. Литературоведческий брифинг. Сочинение рассказов о литературоведческих терминах.
Варианты составления литературоведческого словаря Первый вариант: в ходе изучения курса литературы учащиеся записывают в специальную тетрадь ключевые понятия и дают комментарии, связанные с изучаемым материалом. Впоследствии такие записи помогут им выполнять индивидуальные творческие задания. Второй вариант способствует стимуляции конструктивной творческой деятельности. Наиболее продуктивен тематический, способ. Теоретико-литературные понятия группируются вокруг одной, стержневой литературоведческой проблемы, например, «Роды и жанры литературы». Теоретические сведения разделены на разделены на рубрики, которые заполняются в ходе изучения курса. 1. Литературные роды и жанра: эпос (сказка, басня, рассказ, новелла, повесть, роман, роман-эпопея), лирика (стихотворение, ода, элегия, эпитафия, эпиграмма, стансы, мадригал), драма (драма, трагедия, комедия).
2. Работа над словарной статьёй на уроке литературы. Работа над литературоведческими терминами должна иметь творческую направленность. В таком случае она будет наиболее продуктивной. Эффективным видом деятельности по усвоению теоретических понятий может быть составление словарной статьи. Важно познакомить ребят со схемой такой работы: Составляющие словарной статьи: 1) с ведения по этимологии термина; 2) определение его, более или менее развернутое толкование; 3) указание на наличие определяемого явления в том или ином произведении; 4) примеры объяснения художественных явлений с помощью данных теоретических понятий. Такая работа предусматривает следующие виды деятельности учащихся: работа со словарными статьями различных словаре и справочников, сопоставление,, обращение к примерам из художественной литературы, составление собственного определения, толкование. Условие работы - поэтапность: определение предлагает учитель; оно может быть составлено в результате беседы; затем в ходе домашней работы (сопоставление определений, привлечение комментариев, подбор примеров) создаётся текст собственной статьи.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |