Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проведение урока –лекции




Урок – лекцию, посвященный изучению жизненного и творческого пути автора целесообразно проводить в режиме слайдовой презентации.

В начале урока учащиеся получают задание составить цитатный план лекции и отобрать материалы для словаря эпохи. В ходе занятия можно использовать синхронистические таблицы, различные макеты, дающие представление об памятных литературных местах, связанных с именем писателя, литературные карты путешествий писателя и др.

Этапы лекции:

1. Знакомство с портретами и составление первоначальных представлений о личности.

На данном этапе важно рассказать о причинах обращения художника к портрету писателя, историю его создания, прокомментировать взаимоотношения художника и писателя, характер изображения модели на полотне, мастерство живописца, отношение самой модели к портрету, отзывы о нем современников, судьбу портрета.

Объектом изучения могут быть традиционные живописные или графические изображения, принадлежащие кисти и перу выдающихся художников; автопортреты писателей.

Демонстрацию портретов на уроке желательно приурочить к соответствующим этапам изучения биографии писателя. Необходимо отдавать предпочтение наиболее известным изображениям, получившим высокую оценку критики и самого автора и отличающимся правдивостью в передаче его внешности и духовного облика, а также совершенством формы.

Наибольший интерес представляют прижизненные портреты. Целесообразно также включить современников, близких людей, а также рисунки и фотографии мест, связанных с жизнью и творчеством писателя.

2. Сюжетный рассказ, начатый с наиболее напряженного эпизода (индивидуальное задание).

3. Сравнение вариантов описания одного дня из жизни писателя (индивидуальное сообщение).

4. Художественно-биографический рассказ о писателе (индивидуальные сообщения). Выразительное чтение отрывков из произведений автора.

5. Обращение к материалам, отобранным для словаря эпохи, внесение корректив и дополнений.

6. Проверка плана лекции, составленного в ходе прослушивания и обсуждения сообщений.

6. Знакомство с материалами книжной выставки, виртуальная экскурсия в музей писателя.

7. Заключительное «Слово о писателе» (индивидуальное сообщение).

На дом учащиеся получат задание дополнить записи, составить устный рассказ о писателе с включением цитат из стихов, прозаических отрывков, воспоминаний и писем, составить собственную презентацию и защитить её концепцию на уроке.

 

Возможен и другой вариант лекции по биографии писателя:

  1. Ссылка на собственный опыт, персонификация сообщения.
  2. Переход к жизненно важным для учащихся проблемам, пробуждение эмоционального отклика посредством приёма остранения, т.е. изображения известных явлений так, словно они увидены впервые. Такой подход позволяет пробудить воображение учащихся.
  3. Создание проблемной ситуации в ходе чтения целенаправленно подобранных отрывков из произведений.
  4. Составление характеристики эпохи. Важно не ограничиваться перечислением ее общих особенностей, а стараться показать, в чем проявлялось воздействие эпохи на поэта или писателя. Можно предложить дословный пересказ или чтение писем автора, воспоминаний современников, отрывков из произведений, где в образной форме оживают картины прошлого, исторических документов.
  5. Формулировка ответа (устного или письменного) на проблемный вопрос лекции, составление плана рассказа о писателе, синхронистической таблицы и т. д.

 

Вопросы

    1. Каковы источники биографии писателя?
    2. Укажите методологические принципы изучения биографии писателя.
    3. Каковы функции школьной биографии?
    4. Назовите особенности жанров школьной биографии.
    5. Назовите методические приёмы изучения биографии писателя в школе.
    6. Каковы принципы изложения биографии для 5-8, 9-11 классов?
    7. Каковы наиболее распространённые приёмы построения лекции по биографии писателя?

 

 

Литература

1. Активные формы преподавания литературы: лекции и семинары на уроках литературы в старших классах / Р. И. Альбеткова, С. Г. Герке, Л. П. Гладкая и др.; Сост. Р. И. Альбеткова. – М., 1991.

2. Дробот В. Н. Изучение биографии писателя в школе. – Киев, 1988.

3. Леонов С. А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах. - М., 1999.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.