Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод номинальных групп

2.

 

Метод номинальных групп (МНГ), пропагандиру­емый А.В. Павлуцким, — одна из многочисленных разра­ботанных процедур групповой работы. Этот специаль­ный метод полезен в тех случаях, когда необходимо выявить и сопоставить индивидуальные суждения, с тем чтобы получить решения, к которым один человек прийти не может в течение короткого времени.

МНГ разработан американскими специалистами: Дельбеком и Ван де Веном. Он получен в результате соци­ально-психологических исследований в области проведе­ния совещаний по принятию решений, исследований в области согласования групповых суждений. Метод полу­чил признание и широкое распространение в силу своей простоты. Он апробирован и взят на вооружение менедже­рами западных фирм и с успехом применяется вот уже больше 20 лет для обучения специалистов и анализа эко­номической ситуации на предприятиях.

Этот метод хорош для сбора информации и диагно­стики организации.

Порядок проведения заседания по методу номиналь­ных групп. Во вступительном слове необходимо ознако­мить участников с процессом и предложить им чувство­вать себя непринужденно.

1. Вводная часть продолжительностью 5—10 минут включает следующие вопросы:

■ цель заседания группы;

■ этапы проведения МНГ;

■ варианты использования результатов предстоя­щей работы.

Зачитывается тщательно сформулированная поста­новка задачи. Если постановка задачи не понимается группой, то необходимо предложить нескольким участни­кам группы дать прямой ответ на поставленную задачу. Если ответы совпадают с целью и остальные участники, как представляется, поняли задачу, консультант (координа­тор) переходит к следующему этапу.

2. Молчаливое генерирование идей в течение 10 минут.

Членам группы предлагается сформулировать отве­ты на поставленную задачу. При этом необходимо под­держивать тишину.

3. Этап неупорядоченного перечисления идей (40— 50 минут).

Предлагается по очереди называть идеи. Коорди­натор при этом подчеркивает, что процесс генерирова­ния можно не приостанавливать. Правила третьего этапа заключаются в следующем:

■ за одно обращение к участнику групповой рабо­ты он называет только одну идею;

■ участник может пропустить свою очередь и под­ключиться к перечислению на следующем туре;

■ допускается только диалог между участником, формулирующим ответ, и координатором;

■ обсуждение ограничивается только попыткой крат­ко (сжато) изложить ответ для удобства его регистрации;

■ оценка ответов не допускается.

4. Этап уяснения идей (30—40 минут).

Координатор зачитывает каждую идею из списка, чтобы убедиться, что все участники их поняли в том виде, как они записаны. В процессе проведения такой процедуры любой участник может предложить разъяснение и толкова­ние идей, а также их комбинирование (агрегирование).

Отдельные идеи могут быть отклонены, уточнены или агрегированы.

Каждый участник имеет право «вето» на любую идею, т.е. если хотя бы один из участников группы не согласен I с выдвинутым предложением, оно не принимается.

Важно, чтобы процесс на этом этапе помогал уяс­нению идей, но не допускал их оценку.

5. Выбор и ранжирование (10—15 минут).

Из составленного перечня необходимо выбрать че­тыре, шесть или восемь предложений (идей).

Каждому участнику предлагается отобрать четыре-восемь наиболее важных предложений из перечня. Для этого используются карточки с записанными идеями, которые необходимо проранжировать и придать им со­ответствующие веса. В карточке указывается номер идеи из списка, формулировка самой идеи и ее ранг. Коли­чество карточек выбирается в зависимости от количе­ства выдвинутых идей. Примерное соотношение при­ведено в табл. ILL

Например, участникам групповой работы как экс­пертам предлагается из восьми карточек, содержащих идеи, выбрать одну — самую значимую (ту, которую экс­перт стал бы реализовывать в первую очередь) и в правом нижнем углу написать цифру 1 и обвести кружком. Из оставшихся семи карточек необходимо выбрать наименее важную из них и в правом нижнем углу написать цифру 8 и обвести кружком. Процедура повторяется с оставши­мися карточками, в которых указываются присваивае­мые ранги значимости идей: 6 (2), 5 (7), 4 (3), 3 (6), 2 (4), 1 (5). В скобках указаны ранги.


 

 

6. Подсчет голосов занимает 10-15 минут и осуще­ствляется одним из методов обработки экспертных оце­нок.

7. Заключительная часть (5—10 минут).

На этом этапе обсуждаются итоги голосования, причем координатор подчеркивает те моменты, по кото­рым существует высокая степень согласования.

Можно предложить группе исключить из перечня те пункты, которые не получили голосов.

Обычно существует резкая грань между идеями в районе 3—5 пунктов.

В заключение следует поинтересоваться мнением группы относительно будущих действий и поговорить о последующих шагах.

Результаты работы оформляются следующим образом:

Группа:

Количество участников:

Дата:

Координатор:

Помощник:

Число идей для ранжирования:

Постановка задачи (например): «Как повысить эф­фективность работы организации в текущем году» или «Определите конкретные цели и программы действий, для которых необходимо выделить ресурсы в ближайшие шесть месяцев с тем, чтобы достичь ваших долгосрочных целей».

Заполняется таблица, графы которой представлены в табл. 11.2.

 


 

 

Дополнительный ранг рассчитывается как произве­дение количества поданых карточек за данную идею на фиксированный ранг, который определяется в результате деления количества карточек, используемых для голосо­вания, на два (например, при количестве карточек 8 фиксированный ранг равен 4 (8:2).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: «МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ» | Межгрупповая работа в поиске решения проблем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.