КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Межгрупповая работа в поиске решения проблем
3.
Эту работу целесообразно проводить сразу после получения результата от организационной диагностики. Потребность в проведении подобного рода групповых работ обусловлена следующими соображениями. 1. Решение, выработанное теми людьми, которые будут его внедрять, внедряется легче, так как воспринимается как свое. 2. По качеству групповое решение всегда выше решения индивидуального. 3. Работа в группе позволяет снять имеющуюся позиционность руководителей организации. По оценке А.И. Пригожина, эффективность применения межгрупповой работы объясняется четырьмя главными факторами': а) эффект форума, т. е. особая многосторонняя и не ранговая представительность участников, не совпадающая с принятыми принципами формирования состава участников совещаний; б) эффект резиденциальности, т. е. объединение участников общим, относительно изолированным местом жизни и работы (обычно за городом, где жилые и рабочие помещения находятся в одном здании или рядом), что продлевает ее за рамки рабочего дня, дает возможность неформального общения; в) эффект обмена, т. е. демонстрация и осознание участниками позиций, целей и мотивов друг друга; г) эффект методики, т. е. активизирующее и направляющее воздействие методического аппарата организаторов групповой работы и консультанта. Кроме того, эффективность такого подхода заключается в получении многократных результата и продукта: — разработка конкретных рекомендаций по решению актуальной задачи; — выработка у участников навыков сотрудничества и коллективного решения общих проблем; — ролевое развитие участников, повышение их способности к более инициативному выполнению своих, а также к принятию на себя новых функций; — преодоление обычной позиционности и создание другой, основанной на межгрупповой конкуренции». В процессе подготовки к групповой работе важно, чтобы позиционности были равномерно распределены между подгруппами, на которые разбивается большая группа участников работы. Кроме того, подгруппы должны быть равноценными по активности и компетентности ее членов. Оптимальной можно назвать подгруппу, состоящую из четырех-пяти человек, при этом желательно, чтобы таких подгрупп было три-четыре. Полезно провести тестирование участников диагностического семинара (результаты тестирования участников одной из групповых работ представлены в приложении 5 — тестирование выполнено с помощью 16-факторного личностного опросника Р. Кеттела). Результаты тестирования позволяют обоснованнее сформировать равновесные по потенциалу подгруппы. Кроме того, полезно ежедневно в период проведения многодневной групповой работы измерять самочувствие и активность участников групповой работы утром (до начала работы) и вечером (по ее завершении) для того, чтобы определять степень недогруженности или перегруженности прошедшего дня, что вносит свои коррективы в программу следующего дня групповой работы (приложение 6). Для демонстрации готовности подгрупп к совместной работе был проведен видеотренинг по решению простой задачи. В результате были выработаны правила, которые легли в основу проведения эффективной работы внутри подгрупп и рабочей группы в целом (приложение 7). Работа проводится чаще всего в форме выездного семинара. Продолжительность семинара от трех до шести дней (пример программы семинара см. приложение 8). Работа в подгруппах чередуется с работой всех вместе в полной группе на пленарном заседании. Вся групповая работа на семинаре по форме напоминает большую деловую игру, а по содержанию является напряженной исследовательской работой. В качестве игр используются специальные упражнения, направленные как на активизацию творческого мышления, так и на расслабление и отдых участников групповой работы. Что касается исследований, то общий алгоритм работы выглядит следующим образом: 1. Анализ ситуации и уточнение позиционности подгрупп. 2. Уточнение проблем (переформулирование и дополнение списка проблем, исключение отдельных проблем и объединение двух и более проблем). 3. Структуризация проблемного поля и определение корневой проблемы. 4. Выработка решения корневой проблемы. 5. Разработка программы реализации решения. Когда подгруппы начнут приближаться к решению, можно сформировать группу экспертов из числа участников групповой работы, которым поручить оценку и отбор решений и программ реализации. Члены экспертной группы могут мигрировать в процессе выработки решений между группами и собираться вместе для обсуждения своего решения. Ниже приводится пример результатов агрегирования (по подгруппам) и результаты выявления корневых проблем по материалам консультирования организации малого бизнеса, расположенного в областном центре.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |