Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межгрупповая работа в поиске решения проблем

3.

 

Эту работу целесообразно проводить сразу после получения результата от организационной диагностики.

Потребность в проведении подобного рода группо­вых работ обусловлена следующими соображениями.

1. Решение, выработанное теми людьми, которые будут его внедрять, внедряется легче, так как восприни­мается как свое.

2. По качеству групповое решение всегда выше ре­шения индивидуального.

3. Работа в группе позволяет снять имеющуюся по­зиционность руководителей организации.

По оценке А.И. Пригожина, эффективность при­менения межгрупповой работы объясняется четырьмя главными факторами':

а) эффект форума, т. е. особая многосторонняя и не ранговая представительность участников, не совпадаю­щая с принятыми принципами формирования состава участников совещаний;

б) эффект резиденциальности, т. е. объединение участников общим, относительно изолированным мес­том жизни и работы (обычно за городом, где жилые и рабочие помещения находятся в одном здании или ря­дом), что продлевает ее за рамки рабочего дня, дает воз­можность неформального общения;

в) эффект обмена, т. е. демонстрация и осознание участниками позиций, целей и мотивов друг друга;

г) эффект методики, т. е. активизирующее и на­правляющее воздействие методического аппарата орга­низаторов групповой работы и консультанта.

Кроме того, эффективность такого подхода заклю­чается в получении многократных результата и продукта:

— разработка конкретных рекомендаций по реше­нию актуальной задачи;

— выработка у участников навыков сотрудничества и коллективного решения общих проблем;

— ролевое развитие участников, повышение их способности к более инициативному выполнению своих, а также к принятию на себя новых функций;

— преодоление обычной позиционности и созда­ние другой, основанной на межгрупповой конкуренции».

В процессе подготовки к групповой работе важно, чтобы позиционности были равномерно распределены между подгруппами, на которые разбивается большая группа участников работы. Кроме того, подгруппы долж­ны быть равноценными по активности и компетентности ее членов. Оптимальной можно назвать подгруппу, состоя­щую из четырех-пяти человек, при этом желательно, что­бы таких подгрупп было три-четыре.

Полезно провести тестирование участников диаг­ностического семинара (результаты тестирования участ­ников одной из групповых работ представлены в прило­жении 5 — тестирование выполнено с помощью 16-факторного личностного опросника Р. Кеттела). Ре­зультаты тестирования позволяют обоснованнее сформи­ровать равновесные по потенциалу подгруппы. Кроме того, полезно ежедневно в период проведения многодневной групповой работы измерять самочувствие и активность участников групповой работы утром (до начала работы) и вечером (по ее завершении) для того, чтобы определять степень недогруженности или перегруженности прошед­шего дня, что вносит свои коррективы в программу сле­дующего дня групповой работы (приложение 6).

Для демонстрации готовности подгрупп к совмест­ной работе был проведен видеотренинг по решению про­стой задачи. В результате были выработаны правила, кото­рые легли в основу проведения эффективной работы внутри подгрупп и рабочей группы в целом (приложение 7).

Работа проводится чаще всего в форме выездного семинара. Продолжительность семинара от трех до шести дней (пример программы семинара см. приложение 8). Работа в подгруппах чередуется с работой всех вместе в полной группе на пленарном заседании.

Вся групповая работа на семинаре по форме напо­минает большую деловую игру, а по содержанию является напряженной исследовательской работой.

В качестве игр используются специальные упраж­нения, направленные как на активизацию творческого мышления, так и на расслабление и отдых участников групповой работы.

Что касается исследований, то общий алгоритм работы выглядит следующим образом:

1. Анализ ситуации и уточнение позиционности подгрупп.

2. Уточнение проблем (переформулирование и до­полнение списка проблем, исключение отдельных про­блем и объединение двух и более проблем).

3. Структуризация проблемного поля и определе­ние корневой проблемы.

4. Выработка решения корневой проблемы.

5. Разработка программы реализации решения.

Когда подгруппы начнут приближаться к решению, можно сформировать группу экспертов из числа участни­ков групповой работы, которым поручить оценку и отбор решений и программ реализации. Члены экспертной группы могут мигрировать в процессе выработки реше­ний между группами и собираться вместе для обсужде­ния своего решения.

Ниже приводится пример результатов агрегирова­ния (по подгруппам) и результаты выявления корневых проблем по материалам консультирования организации малого бизнеса, расположенного в областном центре.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод номинальных групп | Перечень проблем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.